Споры о командировках: интересные примеры из практики за 2024 - 2025 годы
Можно ли вызвать работника с удаленки в офис без оформления командировки? Достаточно ли уведомить о продлении поездки по телефону? Удастся ли работнику взыскать расходы, если работодатель не оформлял командировку? Ответы на эти и другие вопросы рассмотрим в обзоре.
Если работник трудится дистанционно, вызов в офис нужно оформлять как командировку
Специалист работал удаленно по месту жительства. Его несколько раз приглашали в офис компании в другой город для встречи с директором, но командировки не оформляли. За неявки объявили взыскания.
Суды признали [1] выговор и увольнение незаконными. Работодатель не издавал приказы о направлении в командировки, поэтому неявки в офис нельзя считать прогулами. 1-й КСОЮ поддержал [2] подход.
Подобная позиция встречалась в практике 2-го КСОЮ [3].
Не всегда можно наказать работника за отказ продолжить командировку
Специалисту объявили выговор за то, что он не исполнил указание продолжить командировку. О продлении он узнал по телефону в день вылета, уже после регистрации на рейс. Он оспорил наказание.
Суды признали взыскание незаконным. Чтобы продлить командировку, работодатель должен не просто уведомить [4] об этом сотрудника, но и выделить средства на расходы. К тому же специалисту только по телефону о сообщили о продлении, приказ о нем не издавали. Так как работодатель нарушил порядок продления командировки, оснований для выговора не было [5].
У работника есть шанс взыскать расходы на командировку, даже если ее не оформили
Директор по внешним коммуникациям работал дистанционно. После выезда на встречу с контрагентом в другой город он хотел взыскать командировочные.
Сперва суды отказали истцу, но при новом рассмотрении его требования поддержали [6]. Поездка состоялась не по инициативе работника, он выполнял свою трудовую функцию в интересах компании. На встрече вместе с ним был гендиректор общества.
Издать приказ о командировке должен был работодатель, однако он обычно оформлял [7] документы постфактум. Суды защитили [8] работника как слабую сторону трудовых отношений и взыскали оплату.
Нельзя заменить командировками вахтовый метод работы
Работник хотел взыскать долг по зарплате, так как трудился в районах Крайнего Севера, но не получал за это доплат. Работодатель отмечал, что они не положены, так как организация не расположена в таких районах, сотрудника направляли в командировки.
Суды указали [9], что общество уклонилось от надлежащего оформления условий труда, чтобы минимизировать расходы. У сотрудника не было постоянного рабочего места там, где находилась организация. Он трудился только на объекте на Крайнем Севере. Командировки оформляли незаконно.
7-й КСОЮ подтвердил [10], что характер работы отвечал признакам вахтового метода. Сотрудник трудился вне места жительства и места нахождения общества, на значительном удалении. Приняли во внимание также периодичность смен и проживание в общежитии.
Подобный подход встречался у 1-го [11], 4-го [12] и 6-го [13] КСОЮ.
Включение участников оборота метанола в отраслевой реестр: правительство установило порядок
Реестр ведет [14] Минпромторг с 1 сентября 2025 года. Пока уведомить ведомство о работе с метанолом [15] (и жидкостями с ним) можно только через ГИСП [16]. В уведомлении нужно указать [17] в том числе реквизиты [18] ряда лицензий и разрешений (если есть):
При отказе [19] во включении в реестр можно [20] снова отправить уведомление и обжаловать решение ведомства.
Любые лица вправе запросить [21] (пока только через ГИСП) электронную выписку [22] из реестра. Исключение – случаи, когда в ней есть сведения с ограниченным доступом.
Возможность уведомить Минпромторг и получить выписку через Госуслуги [23] появится лишь с 1 июня 2026 года [24].
Есть и другие правила. Многие из них дублируют Закон [25] об обороте метанола.
Напомним, по общему правилу тем, кого нет в реестре, нельзя заниматься [26] оборотом метанола. Для компаний и ИП, которые вели эту деятельность до 1 сентября, действует переходный период. Они вправе подать уведомление до 1 ноября 2025 года [27]. Остальные обязаны сообщить об обороте не позже 5 рабочих дней [28] до его начала.
Документ: Постановление Правительства РФ от 30.08.2025 N 1329 [29]
Единые требования к содержанию машиночитаемой доверенности могут обновиться – проект Минцифры
Хотят отменить обязанность указывать [30] вид, серию, номер и дату выдачи документа, удостоверяющего личность представителя. То же касается наименования и кода органа, который выдал документ. Эту информацию можно будет отразить [31] как дополнительную.
Срок действия доверенности нужно будет обозначать всегда. Сейчас – при его наличии [32].
При заполнении сведений о доверителе – российском юрлице потребуют приводить информацию (включая Ф.И.О. и СНИЛС) о руководителе обособленного подразделения. Полагаем, речь идет о случае, когда доверенность выдал такой руководитель. Пока указание его данных не предусмотрено [33].
Есть и другие поправки. Публичное обсуждение [34] новшеств завершат 23 сентября.
Документ: Проект приказа Минцифры России [35]
Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru [36]
Оформите заявку [37] на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект [38], с учетом особенностей именно Вашей организации
Links:
[1] consultantplus://offline/main?base=KSOJ001;n=181578;dst=100027
[2] consultantplus://offline/main?base=KSOJ001;n=181578;dst=100031
[3] consultantplus://offline/main?base=KSOJ002;n=173553;dst=100041
[4] consultantplus://offline/main?base=KSOJ009;n=70922;dst=100033
[5] consultantplus://offline/main?base=KSOJ009;n=70922;dst=100034
[6] consultantplus://offline/main?base=KSOJ002;n=171014;dst=100073
[7] consultantplus://offline/main?base=KSOJ002;n=171014;dst=100050
[8] consultantplus://offline/main?base=KSOJ002;n=171014;dst=100074
[9] consultantplus://offline/main?base=KSOJ007;n=125706;dst=100037
[10] consultantplus://offline/main?base=KSOJ007;n=125706;dst=100056
[11] consultantplus://offline/main?base=KSOJ001;n=192157;dst=100070
[12] consultantplus://offline/main?base=KSOJ004;n=174423;dst=100099
[13] consultantplus://offline/main?base=KSOJ006;n=146277;dst=100079
[14] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=513494;dst=100017
[15] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505815;dst=100018
[16] https://gisp.gov.ru/bpm/pub/service/methanol
[17] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=513494;dst=100035
[18] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=513494;dst=100031
[19] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505815;dst=100039
[20] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=513494;dst=100043
[21] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=513494;dst=100054
[22] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=513494;dst=100056
[23] https://www.gosuslugi.ru/
[24] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=513494;dst=100011
[25] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505815;dst=0
[26] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505815;dst=100051
[27] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505815;dst=100081
[28] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505815;dst=100038
[29] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=513494;dst=100032
[30] consultantplus://offline/main?base=CJI;n=149622;dst=100046
[31] https://storage.consultant.ru/ondb/attachments/202509/04/Proekt_OXf.pdf
[32] consultantplus://offline/main?base=CJI;n=149622;dst=100048
[33] consultantplus://offline/main?base=CJI;n=149622;dst=100044
[34] https://regulation.gov.ru/projects/159856
[35] https://storage.consultant.ru/ondb/attachments/202509/04/Proekt_hqK.pdf
[36] http://www.consultant.ru
[37] https://respectrb.ru/consultant/demo
[38] http://respectrb.ru/node/9220