"Разъяснения по вопросам, связанным с применением Росаккредитацией положений постановления Правительства Российской Федерации от 21.09.2019 N 1236 "О порядке и основаниях принятия национальным органом по аккредитации решений о включении аккредитованных лиц в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза и об их исключении из него" (далее - Постановление N 1236, национальная часть Единого реестра), а также приложения к Правилам принятия национальным органом по аккредитации решений о включений аккредитованных лиц в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза и об их исключении из него, утвержденным Постановлением N 1236 (далее соответственно - Критерии оценки, Правила включения)" (утв. Росаккредитацией)
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО АККРЕДИТАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРИМЕНЕНИЕМ РОСАККРЕДИТАЦИЕЙ
ПОЛОЖЕНИЙ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 21.09.2019 N 1236 "О ПОРЯДКЕ И ОСНОВАНИЯХ
ПРИНЯТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫМ ОРГАНОМ ПО АККРЕДИТАЦИИ РЕШЕНИЙ
О ВКЛЮЧЕНИИ АККРЕДИТОВАННЫХ ЛИЦ В НАЦИОНАЛЬНУЮ ЧАСТЬ
ЕДИНОГО РЕЕСТРА ОРГАНОВ ПО ОЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ
ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА И ОБ ИХ ИСКЛЮЧЕНИИ
ИЗ НЕГО" (ДАЛЕЕ - ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 1236, НАЦИОНАЛЬНАЯ
ЧАСТЬ ЕДИНОГО РЕЕСТРА), А ТАКЖЕ ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРАВИЛАМ
ПРИНЯТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫМ ОРГАНОМ ПО АККРЕДИТАЦИИ РЕШЕНИЙ
О ВКЛЮЧЕНИЙ АККРЕДИТОВАННЫХ ЛИЦ В НАЦИОНАЛЬНУЮ ЧАСТЬ
ЕДИНОГО РЕЕСТРА ОРГАНОВ ПО ОЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ
ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА И ОБ ИХ ИСКЛЮЧЕНИИ
ИЗ НЕГО, УТВЕРЖДЕННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ N 1236
(ДАЛЕЕ СООТВЕТСТВЕННО - КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ,
ПРАВИЛА ВКЛЮЧЕНИЯ)
Порядком [1] включения аккредитованных органов по оценке соответствия (в том числе органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) в единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза, а также его формирования и ведения, утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 05.12.2018 N 100, определены критерии включения аккредитованных органов по оценке соответствия (в том числе органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров)) в единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза (далее также - Порядок, Критерии включения, Единый реестр, Союз).
При этом, исключение аккредитованного лица из национальной части Единого реестра осуществляется по решению Федеральной службы по аккредитации. Основаниями для принятия такого решения в том числе являются:
а) наличие в Федеральной службе по аккредитации фактов, подтверждающих, что аккредитованное лицо перестало соответствовать Критериям включения;
б) принятие Межведомственным советом решения об исключении аккредитованного лица из национальной части Единого реестра.
Пунктами 8 [2] и 9 [3] Критериев включения установлены требования, при соответствии которым, органы по сертификации и испытательные лаборатории включаются в Единый реестр. При этом подпунктами "д" [4] и "е" пункта 8 [5], подпунктами "г" [6] и "д" пункта 9 [7] Критериев включения установлено:
- наличие выявленных случаев массовой и (или) систематической необоснованной выдачи документов;
- наличие выявленных в течение 1 года случаев необоснованной выдачи документов, повлекших за собой выпуск в обращение продукции, несоответствующей требованиям законодательства государства-члена или нормативных документов (для продукции, включенной в Единый перечень) либо требованиям технических регламентов Союза.
Пунктом 2 [8] Порядка установлены следующие понятия, которые означают следующее:
"необоснованная выдача документов" - выдача документов об оценке соответствия с нарушениями процедур оценки соответствия, предусмотренными настоящим Порядком;
"массовая необоснованная выдача документов" - необоснованная выдача документов (не менее трех) об оценке соответствия продукции требованиям одного или нескольких технических регламентов Союза, выявленная органом по аккредитации государства - члена Союза в течение одной оценки аккредитованного органа по оценке соответствия и (или) одного мероприятия по контролю за деятельностью аккредитованного органа по оценке соответствия (в случае, если проведение такого мероприятия по контролю предусмотрено законодательством государства - члена Союза);
"систематическая необоснованная выдача документов" - неоднократно повторяющаяся (не менее 3 раз) в течение 1 года необоснованная выдача документов об оценке соответствия, выявленная в установленном порядке, вне зависимости от количества необоснованно выданных документов об оценке соответствия.
К нарушениям органами по сертификации процедур оценки соответствия, повлекшим необоснованную выдачу документов пунктом 8(1) [9] Порядка отнесены:
а) нарушение области аккредитации;
б) нарушение схемы сертификации;
в) нарушение требований по идентификации продукции;
г) нарушение требований к отбору образцов (проб) продукции;
д) нарушение требований к формированию программы исследований (испытаний) и измерений продукции;
е) нарушение требований к проведению исследований (испытаний) и измерений продукции.
К нарушениям испытательными лабораториями (центрами) процедур оценки соответствия, повлекшим необоснованную выдачу документов, в соответствии с пунктом 9(1) [10] Порядка относятся:
а) нарушение области аккредитации;
б) нарушение требований к отбору образцов (проб) продукции;
в) нарушение требований к подготовке или обработке испытываемого образца;
г) нарушение применения метода исследования (испытания) и измерения продукции;
д) нарушение требований к средствам измерений, испытательному оборудованию, вспомогательному оборудованию;
е) нарушение условий проведения исследований (испытаний) и измерений продукции;
ж) нарушение требований к персоналу.
Фактом, свидетельствующим о массовой необоснованной выдаче документов, является выявление случаев необоснованной выдачи документов об оценке соответствия в рамках одной оценки органа (подтверждение компетентности) по сертификации, испытательной лаборатории (центра) и (или) одного мероприятия по контролю (надзору) за деятельностью органа по оценке соответствия.
Фактом, свидетельствующим о систематической необоснованной выдаче документов, является выявление в установленном порядке неоднократно повторяющейся (не менее 3 раз) в течение 1 года необоснованной выдачи документов об оценке соответствия, вне зависимости от их количества.
Кроме того, подпунктом "а" пункта 4 [11] Критериев оценки установлено требование для включения аккредитованного лица в национальную часть Единого реестра, а именно: отсутствие в составе учредителей или участников юридического лица, аккредитованного в национальной системе аккредитации, составе ключевого персонала аккредитованного лица физических лиц, которые в течение 2 лет, предшествующих дню подачи заявления о включении в национальную часть Единого реестра являлись учредителями или участниками юридического лица, аккредитованного в национальной системе аккредитации, или осуществляли трудовую деятельность в составе ключевого персонала иных аккредитованных лиц в качестве руководителя органа по сертификации, руководителя испытательной лаборатории (центра), их заместителей, или принимали непосредственное участие в работах по оценке соответствия и были уполномочены на утверждение (подписание) документов об оценке (о подтверждении) соответствия, если в отношении таких аккредитованных лиц выявлены случаи массовой необоснованной выдачи документов об оценке (о подтверждении) соответствия или случаи систематической необоснованной выдачи документов об оценке (о подтверждении) соответствия, допущенные в период осуществления трудовой деятельности таких лиц в указанных аккредитованных лицах.
При этом, исходя из положений пункта 4 [12] Критериев оценки, вышеуказанное требование распространяется на следующих лиц:
- учредитель(и) юридического лица, аккредитованного в национальной системе аккредитации;
- участник(и) юридического лица, аккредитованного в национальной системе аккредитации;
- ключевой персонал аккредитованного лица.
Согласно ранее данным разъяснениям (текст документа в справочно-правовой системе "КонсультантПлюс" приведен в соответствии с публикацией на сайте https://fsa.gov.ru/ [13] по состоянию на 03.01.2020) по вопросам применения постановления [14] Правительства Российской Федерации от 21.09.2019 N 1236 "О порядке и основаниях принятия национальным органом по аккредитации решений о включении аккредитованных лиц в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза и об их исключении из него", утвержденным Росаккредитацией:
- под учредителями понимаются физические и (или) юридические лица, участвующие в создании юридического лица;
- под участниками юридического лица понимаются физические и (или) юридические лица, которые имеют корпоративные (членские) права в отношении юридического лица.
Вместе с тем, из положений подпункта "а" пункта 4 [11] Критериев оценки также следует, что к ключевому персоналу аккредитованного юридического лица относятся:
- руководитель органа по сертификации, его заместитель;
- руководитель испытательной лаборатории (центра), его заместитель;
- работники, принимавшие непосредственное участие в работах по оценке соответствия и уполномоченные на утверждение (подписание) документов об оценке (о подтверждении) соответствия, в отношении которых был установлен факт необоснованной выдачи.
Учитывая вышеизложенное, если работники претендующего на включение в национальную часть Единого реестра аккредитованного лица осуществляли трудовую деятельность в составе ключевого персонала аккредитованных лиц, в отношении которых были выявлены случаи массовой необоснованной выдачи документов об оценке (о подтверждении) соответствия или случаи систематической необоснованной выдачи документов об оценке (о подтверждении) соответствия, допущенные в период осуществления их трудовой деятельности в указанных аккредитованных лицах, то претендующее на включение в национальную часть Единого реестра аккредитованное лицо не будет соответствовать Критериям оценки в течение 2 лет и/или Критериям включения в течение 1 года с момента последнего выявленного случая массовой необоснованной выдачи документов об оценке (о подтверждении) соответствия или случая систематической необоснованной выдачи документов об оценке (о подтверждении) соответствия.
Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru [15]
Оформите заявку [16] на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект [17], с учетом особенностей именно Вашей организации
Links:
[1] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_450319/8f2357c97be3fd49319ac716828662b3da79c042/#dst100024
[2] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_450319/8f2357c97be3fd49319ac716828662b3da79c042/#dst100044
[3] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_450319/8f2357c97be3fd49319ac716828662b3da79c042/#dst100051
[4] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_450319/8f2357c97be3fd49319ac716828662b3da79c042/#dst9
[5] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_450319/8f2357c97be3fd49319ac716828662b3da79c042/#dst10
[6] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_450319/8f2357c97be3fd49319ac716828662b3da79c042/#dst20
[7] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_450319/8f2357c97be3fd49319ac716828662b3da79c042/#dst21
[8] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_450319/8f2357c97be3fd49319ac716828662b3da79c042/#dst3
[9] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_450319/8f2357c97be3fd49319ac716828662b3da79c042/#dst13
[10] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_450319/8f2357c97be3fd49319ac716828662b3da79c042/#dst24
[11] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_441157/652d0fc9e6b762c473957aedd8f6a990519a9cf4/#dst4
[12] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_441157/652d0fc9e6b762c473957aedd8f6a990519a9cf4/#dst3
[13] https://fsa.gov.ru/
[14] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_441157/
[15] http://www.consultant.ru
[16] https://respectrb.ru/consultant/demo
[17] http://respectrb.ru/node/9220