26.05.2025
Закон о контроле оборота метанола вступит в силу с 1 сентября 2025 года\
Появится реестр компаний и ИП, которые, в частности, продают, используют, перевозят метанол и жидкости с ним. Полностью будет запрещена розничная продажа. Новшества не затронут оборот бензина и других жидкостей, перечень которых утвердит правительство. Рассмотрим основные изменения.
Вести деятельность будут вправе [1] те, кого включат в реестр. Требование не затронет, например, организации оборонно-промышленного комплекса, научные и образовательные организации.
Для включения в реестр надо направить [2] электронное уведомление о работе с метанолом, указать ряд сведений о заявителе. Документ нужно подписать усиленной квалифицированной ЭП и подать через Госуслуги [3] или ГИСП [4]. Адресат - уполномоченный орган, который определит [5] правительство. Уведомление зарегистрируют в день получения, а сведения внесут в реестр в течение 3 рабочих дней с этой даты.
Те, кто работают до 1 сентября 2025 года, смогут отправить уведомление до 1 ноября 2025 года [6]. Остальные обязаны сообщить о деятельности по обороту метанола не позже 5 рабочих дней [2] до ее начала.
Розничную продажу, включая дистанционную, запретят [7].
Номер, который присвоили при внесении в реестр, надо будет указывать [8] в сделках. Исключение - случаи, когда в договоре участвует организация, которая не подлежит [9] включению в перечень. Те, кто работают до 1 сентября 2025 года, обязаны исполнять это требование с 1 ноября 2025 года [10].
Еще одно условие [11] оборота метанола - его денатурация. Правило вступит в силу [12] только после того, как правительство установит требования к процессу денатурации, его порядок, а также случаи, когда он необязателен.
С 1 марта 2026 года [13] при продаже метанола и содержащих его жидкостей на упаковке надо размещать [14] предупредительную маркировку. Порядок установят дополнительно.
За нарушение новых правил среди прочего будет грозить [15] изъятие метанола, жидкостей с ним в составе, оборудования.
Документ:
Федеральный закон от 23.05.2025 N 108-ФЗ [16]
26.05.2025
Ответственность поставщиков продуктов перед торговыми сетями станет более справедливой с 1 сентября
Запретят включать [17] в договор условия об ответственности за полную или частичную непоставку продовольствия в количестве более согласованного сторонами. Правило заработает с 1 сентября 2025 года [18].
Если в договоре уже есть такие условия, то их потребуют не применять и до 28 февраля 2026 года включительно удалить из документа. С 1 марта 2026 года [19] они недействительны.
Авторы поправки поясняли [20]: по типовым договорам ряда торговых сетей товары поставляют по заявкам, которые на практике могут превышать согласованные объемы. За невыполнение даже таких заказов отдельные торговые сети штрафовали поставщиков. В связи с этим решили дополнительно защитить последних.
Документ:
Федеральный закон от 23.05.2025 N 120-ФЗ [21]
26.05.2025
Обязательная продажа валютной выручки экспортерами: продление до конца апреля 2026 года
Кабмин продлил [22] действие требования об обязательной продаже валюты. Аналогично правительство поступило и с требованием об обязательном зачислении российскими экспортерами на свои счета не менее 40% валюты по внешнеторговым контрактам. Мера действует с 25.05.2025 2025 года [23] до 30 апреля 2026 года [24] включительно.
Прежняя мера работала до 30 апреля 2025 года [25].
Документ:
Постановление Правительства РФ от 22.05.2025 N 698 [23]
Полезная ссылка:
26.05.2025
Важные новости для юриста за неделю с 19 по 23.05.2025
Ужесточена ответственность за нарушение правил защиты информации. Операции с цифровыми рублями подпадут под "антиотмывочные" нормы. Опубликован закон о локализации легковых такси. Об этих и других новшествах читайте в нашем обзоре.
1. Нарушение ряда правил защиты информации: новые размеры штрафов с 23.05.2025 2025 года [27]
2. Практика коллегии по экономическим спорам ВС РФ: обзор за апрель [28]
3. Новый закон о местном самоуправлении: основные изменения [29]
4. Операции с цифровыми рублями подпадут под многие "антиотмывочные" правила - закон опубликован [30]
5. Закон о локализации легковых такси заработает с 1 марта 2026 года [31]
6. Единые штрафы за продажу энергетиков несовершеннолетним приняты в финальном чтении [32]
7. Маркировка необработанной осетровой и лососевой икры отменена [33]
За несоблюдение [34] федеральных требований о защите информации (кроме гостайны) должностному лицу по общему правилу грозит [35] штраф от 10 тыс. до 50 тыс. руб., а компании - от 50 тыс. до 100 тыс. руб.
Аналогичный размер ответственности установили [36] за использование [37] несертифицированных средств защиты данных (кроме гостайны), если сертификация обязательна.
Срок давности привлечения к ответственности по всей статье [38] КоАП РФ о несоблюдении правил защиты информации теперь составляет 1 год [39] с даты нарушения.
Есть и другие новшества. Закон вступил в силу 23.05.2025 2025 года [40].
Документ: Федеральный закон от 23.05.2025 N 104-ФЗ [41]
Анонс обзора:
Подробнее в нашем обзоре [42].
С 19 июня 2025 года вступят в силу большинство норм нового закона о местном самоуправлении. Расскажем об основных изменениях, которые затрагивают территориальную организацию муниципалитетов, их полномочия и статус муниципальных должностных лиц. Подробнее в нашем обзоре [43].
Документ: Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ [44]
С 1 июля 2025 года [45] юрлиц и других пользователей [46] платформы цифрового рубля обяжут по запросам ее участников (в их числе ряд банков) и ЦБ РФ предоставлять сведения и документы. Речь идет о материалах, которые нужны адресатам для соблюдения Закона [47] о борьбе с легализацией преступных доходов (с. 47 и 64 нового закона).
По общему правилу участник сможет отказать в операции с цифровыми рублями, если заподозрит, что ее цель - отмывание преступных доходов или финансирование терроризма. В этом случае пользователь будет вправе передать участнику документы либо информацию об отсутствии оснований для отказа. Адресат сообщит итоги рассмотрения не позже 7 рабочих дней с даты обращения. Если решение не изменится, то пользователь сможет его оспорить через спецкомиссию при ЦБ РФ (с. 15 - 17, 47 и 48 нового закона).
Участник приостановит прием распоряжений [48] пользователя, если не обновит сведения о последнем в течение 7 рабочих дней. Срок начнут исчислять сразу после даты, когда возникнут сомнения в достоверности и точности данных идентификации [49]. Участник возобновит прием, когда направит в ЦБ РФ актуальную информацию (с. 42 нового закона).
Также участник не даст применять платформу для открытия [50] счета цифрового рубля ряду клиентов. Среди них (с. 40 и 41 нового закона):
Есть и другие поправки.
Сейчас в "антиотмывочном" законе нет таких правил об операциях с цифровыми рублями. Однако ЦБ РФ уже установил [51]: чтобы получить доступ к платформе, надо пройти идентификацию по этому закону.
Документ: Федеральный закон от 23.05.2025 N 105-ФЗ [52]
В региональные реестры такси станут включать [53] лишь те автомобили, которые будут отвечать одному из параметров локализации. Список подходящих моделей опубликует Минпромторг. По общему правилу ограничения не затронут ТС, которые отразили в реестре ранее 1 марта 2026 года (абз. 2, 7, 8 п. 1 ст. 1 и ст. 2 закона).
Параметры локализации такие (абз. 3 - 5 п. 1 ст. 1 закона):
Автовладельцев обяжут указывать в уведомлении о включении информации в региональный реестр год выпуска ТС и сумму баллов. Сведения о последних надо брать в спецреестре [56], в записи о подтверждении производства промпродукции в РФ (пп. "а" и "б" п. 2 ст. 1 закона).
Есть и другие новшества.
Полагаем, в список Минпромторга могут войти некоторые автомобили из перечня [57] приоритетных для госслужащих: Lada Vesta, "Москвич 3", Haval F7 и др.
Напомним, перевозчики легковым такси обязаны использовать [58] только те машины, которые среди прочего учтены в региональном реестре.
Документ: Федеральный закон от 23.05.2025 N 116-ФЗ [59]
За розничную продажу ребенку безалкогольного тонизирующего напитка (в т.ч. энергетического) планируют наказывать по КоАП РФ. Должностное лицо заплатит [60] от 100 тыс. до 200 тыс. руб., а компания - от 300 тыс. до 500 тыс. руб. (п. 2 ст. 1 проекта).
Рассматривать дела будут региональные органы исполнительной власти по контролю (надзору) за реализацией таких товаров либо полиция. Последняя займется этим, если признаки нарушения непосредственно обнаружило ее должностное лицо (пп. "а" п. 3 и абз. 3 п. 4 ст. 1 проекта).
Новшества вступят в силу со дня опубликования закона (ст. 2 проекта).
Пока ответственность за продажу энергетиков несовершеннолетним установлена только в ряде регионов, например в Санкт-Петербурге [61]. Однако штрафы там значительно ниже.
Напомним, общероссийский запрет [62] на реализацию детям упомянутых товаров действует с 1 марта 2025 года [63]. Он не касается [64] чая, кофе и напитков на их основе.
Документ: Проект Федерального закона N 791244-8 [60]
Правила [65] маркировки икры осетровых и лососевых (красной икры) больше не распространяются [66] на продукцию, которую не подвергли переработке (обработке) [67]. Изменения вступили в силу 20 мая 2025 года.
Переработка (обработка) - это термическая обработка (кроме заморозки и охлаждения), копчение, консервирование, созревание, посол, сушка, маринование, концентрирование, экстракция, экструзия либо сочетание этих процессов. Если икру просто заморозили или охладили, наносить на нее средства идентификации и передавать сведения в систему"Честный знак" [68] не нужно.
Документ: Постановление Правительства РФ от 20.05.2025 N 684 [69]
Полезные ссылки:
Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru [83]
Оформите заявку [84] на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект [85], с учетом особенностей именно Вашей организации
Links:
[1] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505815;dst=100051
[2] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505815;dst=100038
[3] https://www.gosuslugi.ru/
[4] https://gisp.gov.ru/mainpage/
[5] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505815;dst=100021
[6] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505815;dst=100081
[7] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505815;dst=100053
[8] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505815;dst=100052
[9] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505815;dst=100025
[10] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505815;dst=100078
[11] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505815;dst=100059
[12] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505815;dst=100080
[13] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505815;dst=100079
[14] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505815;dst=100054
[15] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505815;dst=100062
[16] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505815;dst=0
[17] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505833;dst=100010
[18] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505833;dst=100012
[19] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505833;dst=100014
[20] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=247301;dst=100015
[21] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505833;dst=0
[22] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505782;dst=100009
[23] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505782;dst=100006
[24] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505782;dst=100039
[25] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=493508;dst=2
[26] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=460055;dst=0;last
[27] https://ondb.consultant.ru/news/28575/#anchor_1
[28] https://ondb.consultant.ru/news/28575/#anchor_2
[29] https://ondb.consultant.ru/news/28575/#anchor_3
[30] https://ondb.consultant.ru/news/28575/#anchor_4
[31] https://ondb.consultant.ru/news/28575/#anchor_5
[32] https://ondb.consultant.ru/news/28575/#anchor_6
[33] https://ondb.consultant.ru/news/28575/#anchor_7
[34] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502642;dst=4766
[35] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505809;dst=100014
[36] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505809;dst=100012
[37] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502642;dst=101143
[38] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502642;dst=101140
[39] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505809;dst=100010
[40] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505809;dst=100020
[41] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505809;dst=0
[42] https://ondb.consultant.ru/news/28565/
[43] https://ondb.consultant.ru/news/28543/
[44] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=501319;dst=0
[45] https://storage.consultant.ru/ondb/attachments/202505/23/105-FZ_nMx.pdf
[46] consultantplus://offline/main?base=CJI;n=148959;dst=100008
[47] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502648;dst=0
[48] consultantplus://offline/main?base=CJI;n=148959;dst=100020
[49] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502648;dst=251
[50] consultantplus://offline/main?base=CJI;n=148959;dst=100011
[51] consultantplus://offline/main?base=CJI;n=148959;dst=100029
[52] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505810;dst=0
[53] https://storage.consultant.ru/ondb/attachments/202505/23/116-FZ_nr1.pdf
[54] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=479337;dst=100170
[55] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502116;dst=6976
[56] https://gisp.gov.ru/pp719v2/pub/prod/
[57] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=503087;dst=100004
[58] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=470935;dst=100210
[59] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505818;dst=0
[60] https://storage.consultant.ru/ondb/attachments/202505/22/iddoc_288297_idnews_62334_Proekt_CUn.pdf
[61] consultantplus://offline/main?base=SPB;n=309924;dst=100829
[62] https://ondb.consultant.ru/news/26056/
[63] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=482550;dst=100031
[64] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=482550;dst=100009
[65] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505684;dst=100031
[66] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505665;dst=100015
[67] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505665;dst=100013
[68] https://xn--80ajghhoc2aj1c8b.xn--p1ai/
[69] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505665;dst=0
[70] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=436124;dst=0;last
[71] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=173119;dst=0;last
[72] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=482550;dst=0;last
[73] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=501319;dst=0;last
[74] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=183175;dst=0;last
[75] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=34661;dst=0;last
[76] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=32834;dst=0;last
[77] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=503087;dst=0;last
[78] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505665;dst=0;last
[79] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=463266;dst=0;last
[80] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505809;dst=0;last
[81] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505810;dst=0;last
[82] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505818;dst=0;last
[83] http://www.consultant.ru
[84] https://respectrb.ru/consultant/demo
[85] http://respectrb.ru/node/9220