<< Топ-5 популярных вопросов [1]
#бухгалтеру бюджетной организации
Посмотреть ответ специалиста
Ознакомьтесь с мнением: из ранее предоставленных разъяснений (Письмо Минфина России от 29.01.2019 N 02-06-10/5107) выделение из инженерных систем здания оборудования таких систем как самостоятельных инвентарных объектов либо как объектов, признаваемых для целей бухгалтерского учета инвентарным комплексом объектов основных средств, не противоречит как положениям Инструкции N 157н, так и положениям СГС "Основные средства". При принятии к учету пожарной сигнализации исходите из установленных вашей учетной политикой способов учета основных средств при их приобретении, создании и монтаже (п. п. 3, 4 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете). Групповой учет ведется в инвентарных карточках группового учета нефинансовых активов (ф. 0509216, 0504032). Карточки открываются на комплекс объектов основных средств (инвентарную группу объектов основных средств, которые имеют одинаковые назначения, технические характеристики и приняты к учету единовременно по одной балансовой (остаточной) стоимости). Групповой учет ведется по инвентарным группам и иным группам основных средств (п. 54 [2] Инструкции N 157н, разд. 3 [3] Методических указаний N 61н, разд. 3 [4] Методических указаний N 52н), например иным объектам основных средств, входящим в комплекс и признаваемым единым инвентарным объектом (оконечные устройства сигнализационной сети, системы вентиляции, пожаротушения, средства вычислительной техники и оргтехники). Ранее, например, высказывалось мнение, что независимо от того, учитывается пожарная сигнализация как отдельный инвентарный объект в целом или учитываются лишь ее отдельные приборы и аппаратура, сведения о ее наличии в здании должны быть отражены в инвентарной карточке учета основных средств (ф. 0504031) (в инвентарной карточке на здание) в разделе "Краткая индивидуальная характеристика объекта". Учитывая изложенное, полагаем, что исходя из установленных учетной политикой вашего учреждения способов учета системы пожарной сигнализации, на комплекс объектов ОС, признаваемым единым инвентарным объектом могут открываться инвентарные карточки группового учета (ф. 0509216, 0504032). Так как официальные разъяснения уполномоченных органов в настоящий момент отсутствуют по описанной Вами ситуации, рекомендуем за официальными комментариями обратиться в соответствующие компетентные органы (Минфин России и др.).
Обоснование
В то же время пунктом 45 Инструкции N 157н установлено, что коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в частности, система отопления, внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой; внутренние телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройства общесанитарного назначения входят в состав здания, но отдельными инвентарными объектами не являются.
Вместе с тем к самостоятельным инвентарным объектам может относиться оборудование указанных систем (например, оконечные аппараты, приборы (электросчетчики), устройства средства управления, средства визуального отображения информации (камеры видеонаблюдения)).
При этом объекты основных средств, срок полезного использования которых одинаков, стоимость которых не является существенной (например, камеры видеонаблюдения, периферийные устройства, являющиеся оконечными устройствами сигнализационной сети), могут объединяться в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств согласно учетной политике субъекта учета с учетом положений Инструкции N 157н (пункт 10 СГС "Основные средства").
Учитывая изложенное, выделение из инженерных систем здания оборудования таких систем как самостоятельных инвентарных объектов либо как объектов, признаваемых для целей бухгалтерского учета инвентарным комплексом объектов основных средств, не противоречит как положениям Инструкции N 157н, так и положениям СГС "Основные средства".
Заместитель директора Департамента
бюджетной методологии и финансовой отчетности
в государственном секторе С.В.СИВЕЦ
29.01.2019
Как вести групповой учет основных средств в учреждении
|
|
Учреждения нередко приобретают одинаковые основные средства партиями (например, производственный и хозяйственный инвентарь, библиотечный фонд). Такие объекты можно учитывать группой, а не каждый объект по отдельности. Для группового учета основных средств предусмотрена своя карточка - инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов (ф. 0509216 [6], 0504032 [7]). |
|
1. Что такое групповой учет основных средств
Под групповым учетом основных средств понимают аналитический учет в целом группы одинаковых объектов основных средств.
2. В каких случаях и в каком порядке вести групповой учет основных средств
2.1. В каких случаях применять групповой учет основных средств
Заводите групповой учет основных средств при соблюдении двух условий (разд. 3 [3] Методических указаний по формированию и применению унифицированных форм электронных документов бухучета, разд. 3 [4] Методических указаний по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухучета):
2.2. В каком порядке вести групповой учет основных средств
Групповой учет ведите в инвентарных карточках группового учета нефинансовых активов (ф. 0509216 [6], 0504032 [7]). Откройте ее на комплекс объектов основных средств [9] (инвентарную группу объектов основных средств, которые имеют одинаковые назначения, технические характеристики и приняты к учету единовременно по одной балансовой (остаточной) стоимости). Учет ведите по библиотечному фонду, производственному и хозяйственному инвентарю, инвентарным группам и иным группам основных средств (п. 54 [2] Инструкции N 157н, разд. 3 [3] Методических указаний N 61н, разд. 3 [4] Методических указаний N 52н).
При этом для библиотечного фонда откройте одну карточку. Учет в ней ведите в денежном выражении общей суммой. Учет библиотечного фонда стоимостью свыше 100 000 руб. за объект ведите в инвентарной карточке (ф. 0509215) [10] (п. п. 101 [11], 115 [12] Методических указаний N 61н, разд. 3 [13] Методических указаний N 52н).
Производственный и хозяйственный инвентарь, приобретенный единовременно по одной стоимости, имеющий одно и то же производственное и хозяйственное назначение, технические характеристики, учитывайте с присвоением индивидуального инвентарного номера в количественном и стоимостном выражении.
Важно! Если в процессе использования объектов производственного и хозяйственного инвентаря их стоимость изменится - станет более 100 000 руб. за единицу, то групповой учет в инвентарной карточке (ф. 0504032) [7] вести нельзя. В этой ситуации используйте индивидуальный учет и заводите отдельные инвентарные карточки учета нефинансовых активов (ф. 0509215 [10], 0504031 [14]) (разд. 3 [15] Методических указаний N 52н).
Если изменилась балансовая стоимость объекта основных средств, входящего в группу, то прекращайте вести аналитический учет по данному объекту в инвентарной карточке (ф. 0509216) [6] и в дальнейшем ведите в инвентарной карточке (ф. 0509215) [10] с сохранением инвентарного номера этого объекта (п. 115 [16] Методических указаний N 61н).
Если инвентарная группа разукомплектована и объект основного средства из этой группы принят на индивидуальный учет, ему присваивается новый инвентарный номер (п. 46 [17] Инструкции N 157н).
2.2. Как заполнить инвентарную карточку (ф. 0504032)
Инвентарную карточку (ф. 0504032) [7] открывайте при признании (принятии к бухгалтерскому учету) объекта имущества инвентарным объектом нефинансового актива.
В поле [19] "Дата открытия" укажите дату принятия объекта к учету.
Поле [20] "Дата закрытия" заполните при прекращении признания (выбытии с бухгалтерского учета) инвентарного объекта нефинансового актива.
Заполняя инвентарную карточку (ф. 0504032) [7], руководствуйтесь Методическими указаниями, а также пояснениями, которые содержатся в самой форме.
Табличная часть включает четыре раздела:
Сведения об объектах. Здесь по каждому отдельному объекту отразите номер (инвентарный, реестровый, заводской, иной), дату выпуска (изготовления), дату и номер акта ввода в эксплуатацию, цену за единицу, дату снятия с учета. А вот общее количество объектов и дату принятия их к учету укажите в целом по группе.
Стоимость объектов, изменение балансовой стоимости, начисление амортизации.
Движение объектов. В этом разделе по каждому инвентарному объекту укажите дату, количество и сумму поступившего и выбывшего (переданного) имущества, а также остаток.
Дополнительные сведения об объектах. Здесь вы можете указать любую дополнительную информацию об объектах учета.
В конце формы [7] лицо, заполнившее документ, должно указать свою должность, фамилию, инициалы и поставить подпись (п. 7 ч. 4 ст. 10 [21] Закона о бухучете).
3. Нужно ли распечатывать инвентарные карточки и с какой периодичностью
Инвентарные карточки по общему правилу формируются в виде электронного регистра, содержащего электронную подпись. Можно оформлять их и на бумажном носителе, если такое требование установлено на законодательном уровне или нет технической возможности формировать и хранить их в электронном виде (ч. 6 ст. 10 [22] Закона о бухучете, п. 32 [23] Федерального стандарта N 256н, п. 11 [24] Инструкции N 157н, Методические указания [25]).
Если инвентарные карточки вы формируете в электронном виде, то и хранить их можно в таком же формате. Распечатывать необязательно. Единственное условие - регистры должны быть заверены электронной подписью. Порядок хранения электронных регистров определите в своей учетной политике.
При ведении инвентарных карточек в виде электронных регистров копии таких документов формируйте на бумажных носителях в обязательном порядке в следующих случаях:
при закрытии инвентарной карточки (выбытии инвентарного объекта);
по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством РФ, суда и прокуратуры;
в иных случаях, предусмотренных локальным актом вашего учреждения.
Не забудьте указать в инвентарной карточке дату формирования ее копии на бумажном носителе.
Если инвентарные карточки вы формируете на бумажном носителе, то и хранить их надо на бумаге.
При этом вести регистры можно с использованием вычислительной техники, на машинных носителях информации. Но в этом случае их необходимо будет распечатать.
Периодичность такой печати установите в рамках формирования учетной политики, но не реже одного раза в год перед составлением годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности (п. 19 [26] Инструкции N 157н).
#бухгалтеру
Посмотреть ответ специалиста
При преобразовании МУП в ООО не должно быть отдельных проводок.
Накануне дня завершения реорганизации делают промежуточный баланс старого общества, а затем путём построчного сложения и вычитания переносят все счета учёта на новое общество с учётом изменений, которые заложили при реорганизации.
Если увеличение уставного капитала - единственное изменение при реорганизации, то, возможна следующая проводка: Д 84 - К 80
Обоснование
Уставный капитал
Размер УК
Размер уставного капитала нового ООО определяется на основании ст. 11 [28] Закона N 178-ФЗ.
Размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого посредством преобразования УП, должен быть равен балансовой стоимости подлежащих приватизации активов УП. Этот расчет должен содержаться в передаточном акте. Расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов УП производится на основе данных промежуточного бухгалтерского баланса, подготавливаемого с учетом результатов проведения инвентаризации имущества УП, на дату составления акта инвентаризации.
Балансовая стоимость подлежащих приватизации активов УП определяется как сумма стоимости чистых активов УП, исчисленных по данным промежуточного бухгалтерского баланса, и стоимости земельных участков. Стоимость земельных участков принимается равной их кадастровой стоимости.
Промежуточный баланс
Промежуточный баланс составляется в объеме и по формам [29], которые утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н. Пояснения к промежуточному балансу должны быть составлены по всем его статьям - этого требует п. 9 [30] Письма N АБ-2/10099.
Ответственность за правильность составления промежуточного баланса несет руководитель предприятия. Он же сам его и подписывает - п. 8 ст. 13 [31] Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).
После составления промежуточного баланса необходимо провести его аудиторскую проверку - п. 6 [32] и 12 [33] Письма N АБ-2/10099.
Расчет чистых активов следует произвести на основании Порядка [34] определения стоимости чистых активов <1> [35]. Он предназначен для применения АО, ООО, УП.
--------------------------------
<1> Утвержден Приказом [36] Минфина России от 28.08.2014 N 84н.
Иногда у бухгалтеров возникают сомнения: промежуточный баланс зачастую рассчитывается в тот момент, когда не все обязательства УП еще можно оценить. В результате завышаются чистые активы предприятия, а в итоге получается чрезмерный размер уставного капитала. Как быть в этом случае?
Ничего страшного - все можно поправить! Все изменения, произошедшие в имущественном состоянии предприятия с момента составления заключительного баланса до момента его регистрации, должны найти отражение в учете и отчетности приватизированного предприятия. В необходимых случаях при структурных изменениях имущественного состояния предприятия, влияющего на размеры его уставного капитала, оно должно внести соответствующие изменения в акт оценки имущества. Об этом было сказано в Письмах Минфина России от 18.04.2007 N 07-05-06/102 [37], от 23.12.1992 N 117 [38], что вполне соответствует п. 7 ст. 16 [39] Закона N 402-ФЗ.
Передаточный акт
Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации УП, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках и о правах на них.
В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества УП:
- здания, строения, сооружения;
- оборудование, инвентарь, сырье, продукция;
- права требования, долги;
- исключительные права.
В передаточный акт включаются сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса УП. Также он должен содержать, как мы уже говорили, расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов УП, и сведения о размере уставного капитала ООО, возникающего на месте УП. Это прописано в п. 1 ст. 11 [40] Закона N 178-ФЗ.
Обратите внимание! Правила составления передаточного акта предусмотрены в ст. 59 [41] ГК РФ. Он должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам УП в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт утверждается учредителями юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица. Его нужно представить вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Без передаточного акта регистрации просто не будет.
Вопрос: ОАО создано в результате преобразования ГУП. Размер уставного капитала, отраженный в бухгалтерском учете, не соответствует утвержденному уставом ОАО. Как привести величину уставного капитала в соответствие с уставными документами?
Ответ: Основные требования к порядку проведения процедуры преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества представлены в Федеральном законе [43] от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Методологические аспекты отражения хозяйственных операций, связанных с приватизацией предприятий, разъяснены в Письме [38] Минфина России от 23.12.1992 N 117. Порядок приватизации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий разъяснен в Письме [44] Минимущества России от 06.06.2002 N АБ-2/10099.
Для определения состава и стоимости приватизируемого имущественного комплекса необходимо проведение определенных процедур. Для определения состава имущества, подлежащего приватизации, проводится инвентаризация имущества унитарного предприятия. С учетом результатов инвентаризации имущества составляется промежуточный бухгалтерский баланс на дату составления акта инвентаризации имущества. По результатам промежуточного баланса производится расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия. На основании акта об инвентаризации, промежуточного баланса, подтвержденного аудиторским заключением, результатов инвентаризации земельных участков, расчета балансовой стоимости имущественного комплекса составляется передаточный акт.
По завершении оценки имущества (определения балансовой стоимости активов) рекомендуется привести величину уставного фонда в соответствие с расчетной величиной уставного капитала ОАО, после этого составить заключительную бухгалтерскую отчетность. Данная операция отражается в следующем порядке:
уменьшение уставного капитала на стоимость имущества, не подлежащего приватизации, - дебет счета 80 "Уставный капитал", кредит счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)";
остаток нераспределенной прибыли, скорректированный на величину убытков прошлых лет, средства резервного фонда, средства целевого финансирования (за исключением полученных на финансирование целевых программ), направленные на увеличение уставного капитала, добавочного капитала, - дебет счетов 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", 82 "Резервный капитал", 83 "Добавочный капитал", 86 "Целевое финансирование", кредит счета 80 "Уставный капитал".
В соответствии с перечнем имущества, определенном в передаточном акте, в бухгалтерском учете акционерного общества (правопреемника унитарного предприятия) на дату государственной регистрации формируются вступительные остатки по счетам бухгалтерского учета без записей по счетам бухгалтерского учета, что предусмотрено Методическими указаниями [45] по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций.
С момента регистрации акционерного общества активы и пассивы приватизированного предприятия принимаются обществом в размере, определенном в заключительном балансе унитарного предприятия. На дату регистрации следует составить бухгалтерскую отчетность за период с 1 января по 1-е число месяца регистрации. С даты государственной регистрации открытого акционерного общества составляется бухгалтерская отчетность нового юридического лица за период с 1-го числа месяца регистрации по 31 декабря.
Формирование уставного капитала
При приведении уставного капитала к размеру, зафиксированному в учредительных документах, производятся следующие операции:
Д-т сч. 82 Кр-т сч. 80 - увеличен уставный капитал за счет резервного капитала;
Д-т сч. 83 Кр-т сч. 80 - увеличен уставный капитал за счет добавочного капитала;
Д-т сч. 84 Кр-т сч. 80 - направлена нераспределенная прибыль на увеличение уставного капитала;
Д-т сч. 98 Кр-т сч. 80 - направлены доходы будущих периодов на увеличение уставного капитала.
#кадровику
Посмотреть ответ специалиста
К вашему договору применяется Постановление Правительства РФ от 27.04.2024 N 555 "О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования".
В п. 36 Постановления в числе указанных оснований приостановления договора о целевом обучении не называется последующее получение образования.
При этом вы не лишены права заключить с заказчиком новый договор об обучении в магистратуре, на основании которого обязательства по осуществлению трудовой деятельности после окончания бакалавриата будут приостановлены. Для этого вы должны его уведомить о своем намерении заключить новый договор.
В постановлении Правительства РФ указывается. что Гражданин, завершивший освоение образовательной программы в соответствии с предшествующим договором о целевом обучении, может заключить с тем же заказчиком следующий договор о целевом обучении, который предусматривает:
-освоение образовательной программы следующего уровня;
- освобождение гражданина от ответственности за неисполнение обязательства по осуществлению трудовой деятельности по предшествующему договору о целевом обучении.
Обоснование
Гражданин имеет право на приостановление исполнения обязательств по договору о целевом обучении или на освобождение от ответственности за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении в порядке, установленном пунктами 38 [49] и 39 [50] настоящего Положения, при наличии одного из следующих оснований, имеющих место в период после завершения освоения гражданином образовательной программы:
а) гражданин осуществляет уход за подопечным-инвалидом или за подопечным, нуждающимся в постоянном уходе, отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать подопечного, нуждающегося в постоянном уходе, уход за подопечным-инвалидом или подопечным, нуждающимся в постоянном уходе, осуществляется в месте, отличном от места осуществления трудовой деятельности, необходимость осуществления указанного ухода возникла после подачи заявки или условия осуществления указанного ухода изменились после подачи заявки;
б) супруг (супруга) гражданина является военнослужащим (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или мобилизации) и проходит военную службу в месте, отличном от места осуществления трудовой деятельности гражданином, прохождение военной службы супругом (супругой) гражданина началось после подачи заявки или место прохождения военной службы супругом (супругой) гражданина изменилось после подачи заявки;
в) после подачи заявки гражданин признан инвалидом I или II группы;
г) после подачи заявки выявлено несоответствие гражданина требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления трудовой деятельности (в том числе наличие у гражданина медицинских противопоказаний, судимости, отказ в допуске к государственной тайне);
д) беременность и (или) роды;
е) осуществление гражданином ухода за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
ж) временная нетрудоспособность гражданина, длящаяся более одного месяца.
освоение образовательной программы следующего уровня;
освобождение гражданина от ответственности за неисполнение обязательства по осуществлению трудовой деятельности по предшествующему договору о целевом обучении в порядке, установленном настоящим разделом.
Освобождение гражданина от ответственности за неисполнение обязательства по осуществлению трудовой деятельности по предшествующему договору о целевом обучении осуществляется при условии одновременного выполнения следующих требований:
а) предшествующим договором о целевом обучении (дополнительным соглашением к указанному договору) установлено право гражданина на освобождение от ответственности за неисполнение обязательства по осуществлению трудовой деятельности по предшествующему договору о целевом обучении в случае заключения следующего договора о целевом обучении;
б) срок исполнения гражданином обязательства по осуществлению трудовой деятельности в соответствии с предшествующим договором о целевом обучении не истек;
в) предшествующим договором о целевом обучении и следующим договором о целевом обучении предусмотрено освоение:
предшествующим договором о целевом обучении - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, следующим договором о целевом обучении - программы подготовки специалистов среднего звена;
предшествующим договором о целевом обучении - образовательной программы среднего профессионального образования, следующим договором о целевом обучении - программы бакалавриата или программы специалитета;
предшествующим договором о целевом обучении - программы бакалавриата, следующим договором о целевом обучении - программы магистратуры;
предшествующим договором о целевом обучении - программы магистратуры или программы специалитета, следующим договором о целевом обучении - программы ординатуры или программы ассистентуры-стажировки;
предшествующим договором о целевом обучении - программы магистратуры, или программы специалитета, или программы ассистентуры-стажировки, следующим договором о целевом обучении - программы аспирантуры.
Гражданин может последовательно осваивать несколько образовательных программ следующего уровня, заключая по каждой из них следующий договор о целевом обучении.
После заключения следующего договора о целевом обучении исполнение обязательств по предшествующему договору о целевом обучении приостанавливается по инициативе гражданина на период до исполнения обязательства по осуществлению трудовой деятельности в соответствии со следующим договором о целевом обучении.
Постановление Правительства РФ от 27.04.2024 N 555 (ред. от 07.04.2025) "О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования" (вместе с "Положением о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования", "Правилами установления квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета") {КонсультантПлюс} [52]
#юристу
Посмотреть ответ специалиста
Средства ОМС - это средства целевого финансирования, их, по общему правилу, нельзя использовать на цели, не связанные с реализацией территориальной программы ОМС, и в установленных законом случаях - с реализацией базовой программы ОМС (п. п. 1 [53], 6 ст. 3 [54] Закона N 326-ФЗ).
Целевые направления расходования средств ОМС определяются структурой тарифа на оплату медицинской помощи, которая устанавливается в соответствии с территориальной программой ОМС субъекта РФ и в части базовой программы ОМС (ч. 7 ст. 35 [55], ч. 1 ст. 36 [56] Закона N 326-ФЗ).
В Письме [57] ФФОМС от 16.01.2024 N 00-10-101-2-06/451 изложено мнение, что уплата штрафных санкций и пеней может осуществляться за счет всех источников финансирования медицинской организации, в том числе средств ОМС. Свой вывод чиновники фонда обосновывают тем, что структура тарифа на оплату медицинской помощи согласно ч. 7 ст. 35 [58] Закона N 326-ФЗ включает в себя прочие расходы.
В силу п. 10.9 Порядка N 209н статья 290 "Прочие расходы" КОСГУ детализируется подстатьями:
- 292 "Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах";
- 293 "Штрафы за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)";
- 295 "Другие экономические санкции".
На подстатью 295 "Другие экономические санкции" отнесены расходы по уплате иных экономических санкций, не отнесенные к подстатьям 292 - 294 КОСГУ.
Следовательно, штрафные санкции и пени допустимо уплатить за счет средств ОМС.
Сформировавшаяся в настоящее время арбитражная практика свидетельствует об обратном.
Судебная практика
Средства ОМС не могут быть направлены на уплату штрафных санкций. В качестве примера рассмотрим Постановление [59] Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.09.2024 N 03АП-4247/24 по делу N А74-6082/2023.
Как следует из материалов дела, фондом проведена комплексная выездная проверка по соблюдению законодательства об обязательном медицинском страховании и использованию средств ОМС. В медицинском учреждении был выявлен ряд нарушений, одним из которых являлась уплата пеней, начисленных за несвоевременную уплату налогов, сборов и страховых взносов.
При этом арбитры сделали акцент на том, что средства ОМС, предоставляемые медицинским организациям за оказание медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, могут расходоваться только на цели, включенные в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, а также с учетом методики расчета тарифов, установленной правилами обязательного медицинского страхования.
Расходы на уплату пеней не связаны непосредственно с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потреблением в процессе ее предоставления, а также не относятся к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом.
Заметим, что аналогичные решения вынесены в Постановлении [60] Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2024 N 07АП-3761/24 по делу N А45-31757/2023, в Решении Арбитражного суда Новосибирской области от 03.04.2024 по делу N А45-31757/2023.
Организация следовала разъяснениям фонда - штраф за нецелевой расход средств ОМС суд может отменить
Медорганизация за счет ОМС возместила гражданину вред по потере кормильца из-за ДТП, которое произошло по вине ее водителя во время работы. Фонд посчитал выплаты нецелевым расходом, потребовал вернуть деньги и уплатить штраф.
АС Восточно-Сибирского округа согласился [61] с тем, что расходы нецелевые: они не связаны с бесплатной медпомощью. Однако взыскание штрафа он признал незаконным [62]:
- организация обращалась в ТФОМС за разъяснениями по этому вопросу. Фонд ответил [63], что расходы по возмещению вреда по потере кормильца отражают по статье 290 КОСГУ и они включены в тариф на оплату медпомощи по ОМС;
- ни в БК РФ, ни в Законе об ОМС [64] нет принципов ответственности за нарушения. Поэтому суд, ссылаясь на подход КС РФ, применил [65] аналогию права - нормы НК РФ [66]. По ним налогоплательщика не наказывают, если он следовал разъяснениям уполномоченного госоргана.
Вопрос: Учреждение здравоохранения возместило материальный ущерб и выплатило гражданам компенсацию морального вреда, причиненного в результате оказания медицинских услуг ненадлежащего качества, за счет средств ОМС. Является ли данная расходная операция нецелевым использованием?
Ответ: Понятие нецелевого использования бюджетных средств содержится в ст. 306.4 БК РФ, а также в ст. 251 НК РФ. Медицинские организации в силу ч. 6 ст. 15 и п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона N 326-ФЗ обязаны вести раздельный учет по операциям со средствами ОМС и использовать средства, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
Средства, получаемые медицинской организацией по территориальной программе ОМС, являются финансовым обеспечением государственных полномочий по предоставлению гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая. Расходы на исполнение судебных актов по возмещению (компенсации) морального и физического вреда физическим лицам, причиненного по вине медицинской организации, не входят в состав затрат, установленных Правилами N 108н, не связаны с оказанием медицинской помощи по программе ОМС и, следовательно, не могут быть оплачены за счет средств ОМС.
Аналогичный вывод сделан в Постановлении [67] АС ВСО от 18.01.2023 N Ф02-6607/2022 по делу N А19-6084/2022.
С учетом вышеизложенных материалов, считаем, что возмещение причиненного преступлением материального ущерба (уголовное дело) за счет средств ОМС будет являться нецелевым использованием ОМС.
Обоснование
Правоотношения в сфере обязательного медицинского страхования регулируются Федеральным законом [64] от 29.11.2010 N 326-ФЗ (далее - Закон N 326-ФЗ). Согласно п. 5 ч. 2 ст. 20 [68] Закона медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС. Вправе ли медорганизация уплатить за счет средств ОМС пени и штрафы по налогам, сборам и страховым взносам? Приведем ответ на вопрос, опираясь на положения названного Закона [64] и материалы судебной практики.
Как следует из ст. 30 [69] Закона N 326-ФЗ, оплата медицинской помощи по ОМС осуществляется по тарифам, установленным тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями и профессиональными союзами медицинских работников.
В настоящее время по вопросу, касающемуся уплаты штрафных санкций за счет средств ОМС, сложилось две позиции. Изложим их ниже.
Позиция 1: штрафные санкции можно уплатить за счет средств ОМС
В Письме [57] ФФОМС от 16.01.2024 N 00-10-101-2-06/451 изложено мнение, что уплата штрафных санкций и пеней может осуществляться за счет всех источников финансирования медицинской организации, в том числе средств ОМС. Свой вывод чиновники фонда обосновывают тем, что структура тарифа на оплату медицинской помощи согласно ч. 7 ст. 35 [58] Закона N 326-ФЗ включает в себя прочие расходы.
Позиция 2: уплата штрафных санкций за счет средств ОМС недопустима
Сформировавшаяся в настоящее время арбитражная практика свидетельствует об обратном: средства ОМС не могут быть направлены на уплату штрафных санкций. В качестве примера рассмотрим Постановление [59] Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.09.2024 N 03АП-4247/24 по делу N А74-6082/2023.
Как следует из материалов дела, фондом проведена комплексная выездная проверка по соблюдению законодательства об обязательном медицинском страховании и использованию средств ОМС. В медицинском учреждении был выявлен ряд нарушений, одним из которых являлась уплата пеней, начисленных за несвоевременную уплату налогов, сборов и страховых взносов.
В силу ч. 1 ст. 306.4 [70] БК РФ средства ОМС, предоставляемые медицинским организациям за оказание медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, могут расходоваться только на цели, включенные в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, в то время как расходование соответствующих средств иными способами признается нецелевым расходованием средств ОМС и влечет применение соответствующих мер ответственности.
ГБУЗ осуществляет один вид деятельности - оказание медицинской деятельности, является бюджетным учреждением, финансирование которого осуществляется из средств республиканского бюджета, доходов от оказания платных услуг, средств ОМС.
С учетом изложенного у медицинской организации отсутствовали основания для возмещения расходов за счет средств ОМС по уплате финансовых санкций, возникших в результате неисполнения налогового законодательства оплаты.
Заметим, что аналогичные решения вынесены в Постановлении [60] Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2024 N 07АП-3761/24 по делу N А45-31757/2023, в Решении Арбитражного суда Новосибирской области от 03.04.2024 по делу N А45-31757/2023.
Организация следовала разъяснениям фонда - штраф за нецелевой расход средств ОМС суд может отменить
Медорганизация за счет ОМС возместила гражданину вред по потере кормильца из-за ДТП, которое произошло по вине ее водителя во время работы. Фонд посчитал выплаты нецелевым расходом, потребовал вернуть деньги и уплатить штраф.
АС Восточно-Сибирского округа согласился [61] с тем, что расходы нецелевые: они не связаны с бесплатной медпомощью. Однако взыскание штрафа он признал незаконным [62]:
- организация обращалась в ТФОМС за разъяснениями по этому вопросу. Фонд ответил [63], что расходы по возмещению вреда по потере кормильца отражают по статье 290 КОСГУ и они включены в тариф на оплату медпомощи по ОМС;
- ни в БК РФ [72], ни в Законе об ОМС [64] нет принципов ответственности за нарушения. Поэтому суд, ссылаясь на подход КС РФ, применил [65] аналогию права - нормы НК РФ [66]. По ним налогоплательщика не наказывают, если он следовал разъяснениям уполномоченного госоргана.
#специалисту по госзакупкам
Посмотреть ответ специалиста
Особенности приемки товаров, работ, услуг, в том числе участие представителя поставщика (исполнителя) в указанной приемке и (или) при оформлении результатов приемки, устанавливаются условиями договора, согласно Письму Минфина России от 17.07.2024 N 02-07-11/66733 [74].
Заказчик по Закону № 223-ФЗ не имеет прямой обязанности проводить проверку поставленного товара на соответствие нормам Постановления Правительства № 1875, в том числе проверять соответствие товара реестровому номеру или сертификатам производителя, указанному в реестровой записи. Также Закон № 223-ФЗ не регулирует детально порядок приемки и экспертизы товаров - эти вопросы, как правило, определяются внутренним Положением о закупках заказчика и договором с поставщиком (ст. 421 ГК РФ).
Однако при закупках с применением норм национального режима заказчик должен подтверждать происхождение товара в части, предусмотренной этим постановлением, используя, например, данные реестра. Указанная проверка фактически ложится на этап формирования заявки и проведения закупки, а не на акт приемки товара.
Что касается сертификатов соответствия, деклараций и иных документов, подтверждающих качество и безопасность товара, заказчик в рамках исполнения договора вправе требовать от поставщика предоставления таких документов одновременно с поставкой товара, если это четко предусмотрено договором (ст. 456 и 464 ГК РФ). Отсутствие таких документов при поставке является основанием для отказа в приемке товара. При этом проверка соответствия сертификатов сведениям о производителе в реестровых записях может быть включена в процедуру приемки, если заказчик это предусмотрел договором либо Положением о закупках по 223-ФЗ. Однако обязательств по проведению такой проверки на этапе приемки законодательство 223-ФЗ не устанавливает.
В целом, по нашему мнению, в обязанности заказчика при приёмке товара входят:
По нашему мнению, следует проверять полностью соответствие товара требованиям договора. Поскольку, в случае выявления нарушений ФАС, Заказчик не вправе сослаться на отсутствие прямой обязанности проверять товар на соответствие условиям договора.
Обязательное формирование Акта приемки (ф. 0510452) [75] осуществляется в целях оформления приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренной договором, информация о котором не размещается в реестре контрактов на единой информационной системы в сфере закупок (далее - приемка товаров, работ, услуг), включая оформление количественного и (или) качественного расхождения, несоответствия ассортимента принимаемых материальных ценностей сопроводительным документам грузоотправителя (поставщика (подрядчика)), и информации о транспортировке груза (например, сведений о целостности пломб и упаковок при транспортировке), возникающих в результате приемки товаров, работ, услуг.
Обоснование
В случае осуществления закупок товаров, работ, услуг согласно Федеральному закону [76] от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) применение Акта приемки (ф. 0510452) [77] в целях обоснованного (документально подтвержденного) признания обязательств и (или) их количества, комплектности, объема требованиям, предусмотренной договором, также является обязательным.
Таким образом, для всех случаев приемки товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с положениями Закона [78] N 44-ФЗ, Закона [76] 223-ФЗ, за исключением приемки товаров, работ, услуг, предусмотренной договором (контрактом), информация о котором размещается в реестре контрактов на ЕИС, применение Акта приемки (ф. 0510452) [77] является обязательным.
Акт приемки (ф. 0510452) [77] формируется на основании документов, подтверждающих поставку товаров, выполнение (сдачу) работ (услуг), ответственным исполнителем из состава приемочной комиссии, уполномоченным на его формирование, или иным уполномоченным лицом.
Приемка товаров, работ, оказанных услуг может осуществляться как с участием приемочной комиссии, так и без нее. Указанные особенности определяются условиями договора (контракта).
<Письмо> Минфина России от 29.11.2024 N 02-06-06/120312 {КонсультантПлюс} [79]
Минфин России указал [80]: если иное не предусмотрено положением о закупке заказчика, заключенным договором, то стороны вправе по соглашению сторон внести изменения в договор в порядке, определенном гл. 29 [81] ГК РФ, в том числе в случае существенного изменения обстоятельств. Если в положении о закупке нет такой возможности, заказчик вправе внести в него необходимые изменения.
В Законе N 223-ФЗ закрепили [82] максимальный срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги. По общему правилу он не должен превышать 7 рабочих дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги. Другой срок может быть предусмотрен законодательством РФ, Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства. Кроме того, иной срок оплаты заказчик вправе установить в положении о закупке. В документ необходимо включить [83] конкретные сроки оплаты и (или) порядок их определения, а также перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых они применяются.
Обзор: "Перечень антикризисных мер" (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс} [84]
Обязательное формирование Акта приемки (ф. 0510452) [75] осуществляется в целях оформления приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренной договором, информация о котором не размещается в реестре контрактов на единой информационной системы в сфере закупок (далее - приемка товаров, работ, услуг), включая оформление количественного и (или) качественного расхождения, несоответствия ассортимента принимаемых материальных ценностей сопроводительным документам грузоотправителя (поставщика (подрядчика)), и информации о транспортировке груза (например, сведений о целостности пломб и упаковок при транспортировке), возникающих в результате приемки товаров, работ, услуг.
Акт приемки (ф. 0510452) [75] формируется на основании данных документов, подтверждающих поставку товаров, выполнение (сдачу) работ (услуг), ответственным исполнителем из состава приемочной комиссии, уполномоченным на его формирование, или иным уполномоченным лицом (в случае если решение о создании комиссии не принято).
Следует отметить, что Методическими указаниями [85] не предусмотрено условие обязательного участия представителя поставщика (подрядчика, исполнителя) в приемке товаров, работ, услуг.
Особенности приемки товаров, работ, услуг, в том числе участие представителя поставщика (исполнителя) в указанной приемке и (или) при оформлении результатов приемки (в рассматриваемом случае Акта приемки (ф. 0510452) [75]), устанавливаются условиями договора (контракта).
в целях оформления приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренной условиями договоров, заключенных заказчиками - федеральными бюджетными (автономными) учреждениями согласно Закону [86] N 223-ФЗ, применение Акта приемки (ф. 0510452) [75] необходимо для обоснованного (документально подтвержденного) признания в бухгалтерском учете обязательств и (или) требований, возникающих по результатам приемки товаров, работ, услуг в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным договором.
Письмо Минфина России от 17.07.2024 N 02-07-11/66733 {КонсультантПлюс} [74]
Links:
[1] http://respectrb.ru/top_question
[2] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=450185&dst=100622
[3] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=497176&dst=5108
[4] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=362627&dst=105508
[5] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=QSBO&n=19125&dst=1000000001
[6] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=497176&dst=4199
[7] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=362627&dst=102719
[8] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=344754&dst=100186
[9] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=344754&dst=100080
[10] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=497176&dst=3878
[11] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=497176&dst=5010
[12] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=497176&dst=5110
[13] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=362627&dst=105511
[14] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=362627&dst=102553
[15] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=362627&dst=1947
[16] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=497176&dst=5111
[17] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=450185&dst=11062
[18] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=PKBO&n=32063&dst=1000000001
[19] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=362627&dst=102723
[20] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=362627&dst=102724
[21] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=464181&dst=100105
[22] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=464181&dst=100107
[23] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=460116&dst=100094
[24] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=450185&dst=134
[25] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=362627&dst=105503
[26] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=450185&dst=152
[27] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=PKBO&n=32062&dst=1000000001
[28] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=319667&dst=100079
[29] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=298154&dst=100026
[30] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=37115&dst=100039
[31] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=312183&dst=100350
[32] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=37115&dst=100018
[33] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=37115&dst=100045
[34] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=293105&dst=100013
[35] file:///F:/%D0%A0%D1%91%D0%A0%C2%B7%20%D0%A0%D0%8E%D0%A0%D1%9F%D0%A0%D0%8E%20%D0%A1%D0%83%D0%A0%D1%95%D0%A1%E2%80%A6%D0%A1%D0%82%D0%A0%C2%B0%D0%A0%D0%85%D0%A0%C2%B5%D0%A0%D0%85%D0%A0%D0%85%D0%A1%E2%80%B9%D0%A0%C2%B5%20%D0%A0%D1%95%D0%A1%E2%80%9A%D0%A0%D0%86%D0%A0%C2%B5%D0%A1%E2%80%9A%D0%A1%E2%80%B9/451348/%D0%A0%D1%95%D0%A1%E2%80%9A%D0%A0%D0%86%D0%A0%C2%B5%D0%A1%E2%80%9A.rtf#P14
[36] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=293105
[37] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=QUEST&n=53331
[38] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=1349
[39] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=312183&dst=100153
[40] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=319667&dst=100080
[41] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=300822&dst=1250
[42] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=PBI&n=251077&dst=100022
[43] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=87594
[44] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=37115
[45] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=79667&dst=100047
[46] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=PBI&n=145181&dst=100002
[47] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=PBI&n=94314&dst=100055
[48] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=PBI&n=94314&dst=100059
[49] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=502792&dst=100205
[50] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=502792&dst=100211
[51] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=502792&dst=100195
[52] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=502792&dst=100786
[53] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=489328&dst=100017
[54] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=489328&dst=100022
[55] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=489328&dst=100773
[56] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=489328&dst=100435
[57] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=469377
[58] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=489328&dst=375
[59] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=RAPS003&n=95397
[60] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=RAPS007&n=220284
[61] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=SVS&n=125828&dst=100044
[62] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=SVS&n=125828&dst=100048
[63] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=SVS&n=125828&dst=100047
[64] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=489328
[65] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=RAPS004&n=110298&dst=100102
[66] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=483130&dst=4096
[67] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=SVS&n=122348
[68] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=489328&dst=374
[69] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=489328&dst=100331
[70] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=469774&dst=5004
[71] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=PKBO&n=63695&dst=100003
[72] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=466790
[73] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=498750&dst=100012
[74] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=QUEST&n=228366&dst=100028
[75] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=465243&dst=5960
[76] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=483052
[77] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=497176&dst=5960
[78] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=483361
[79] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=492124&dst=100223
[80] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=414551&dst=100008
[81] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=482692&dst=102125
[82] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=420494&dst=100012
[83] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=420494&dst=100013
[84] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=411198&dst=101026
[85] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=465243&dst=101761
[86] https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=456634