01.04.2025
Спам-звонки, определение номеров, снятие наличных и прочее: закон о борьбе с мошенниками опубликован
С 1 сентября 2025 года абоненты смогут отказаться от массовых вызовов. Операторы связи станут определять бизнес-номера, чтобы пользователи знали, кто им звонит. Кредитные организации начнут выявлять признаки несогласованного снятия денег через банкоматы. Подробнее об этих и других новшествах читайте далее.
Абонент будет вправе отказаться [1] от массовых и автоматических вызовов. В этом случае оператор связи прекратит их. Порядок отказа утвердит правительство.
Совершать такие звонки в сети связи общего пользования разрешат [2] с согласия абонента. Оно должно выражаться в действиях, которые позволяют однозначно определить абонента и достоверно установить его желание получать данные вызовы. Их признают совершенными без согласия, если инициатор (заказчик вызовов или оператор связи) не докажет, что оно есть.
Если инициатор вызовов - заказчик, то он должен заключить [3] с оператором договор об оказании услуг по совершению массовых или автоматических вызовов.
Новшества не распространятся [4] на звонки, например, от юрлиц, которых перечислит правительство, и госорганов.
Также с 1 сентября, если инициатор любого телефонного вызова - компания или ИП, то оператор передаст [5] на устройство пользователя данные о том, кто звонит. Речь идет об операторе, в сети связи которого начинается этот вызов. Правительство установит сроки, порядок, формат направления сведений и их состав.
Кредитные организации станут выявлять [6] признаки выдачи денег через банкоматы без добровольного согласия клиента. Делать это надо будет до того, как он получит наличные. Признаки перечислит [7] ЦБ РФ.
Если финкомпания обнаружит такой индикатор, то разрешит снимать не более 50 тыс. руб. [8] в сутки и сразу уведомит клиента о причинах ограничения. Оно будет действовать 48 ч с момента направления запроса о выдаче денег.
Также кредитная организация должна запретить снятие более 100 тыс. руб. [9] в месяц, если ЦБ РФ уведомит ее о том, что в спецресурсе есть сведения о клиенте или его электронном средстве платежа. Имеется в виду база данных [10] о случаях и попытках перевода денег без добровольного согласия клиента. Ограничение будет действовать, пока эти сведения не исключат из базы.
Новшества заработают с 1 сентября 2025 года.
С 1 июня 2025 года [11] банкам, некредитным финансовым организациям, операторам связи, владельцам маркетплейсов и ряду иных лиц запретят информировать [12] россиян с помощью иностранных мессенджеров.
Сейчас банкам и некоторым другим юрлицам при реализации услуг нельзя использовать [13] иностранные мессенджеры из перечня [14] Роскомнадзора, чтобы передавать, например, платежные документы и персональные данные граждан РФ. Этот запрет сохранят.
Организаторы [15] распространения информации в интернете будут 3 года [16] хранить в РФ данные о приеме, передаче, доставке или обработке голоса (текста, изображений, звуков и электронных сообщений пользователей). То же касается сведений о пользователях. Срок продолжат исчислять с момента окончания этих действий.
Данные новшества заработают с 2026 года [17].
Пока информацию хранят 1 год [18].
С 1 марта 2026 года [19] создадут ГИС [20] по борьбе с нарушениями и преступлениями, которые совершают с помощью телеком-технологий. Доступ к ней получат [21] кредитные организации, операторы связи и др. Оператором ГИС станет [22] Минцифры.
В системе будут хранить [23], в частности, абонентские номера, которые используют в противоправных целях, и сведения о нарушителях.
Правительство установит [24] перечень информации для обработки в ГИС, список лиц, которые будут предоставлять эти данные, и т.д.
С 1 сентября 2025 года физлицо сможет запретить [25] оформление договоров об оказании услуг мобильной связи. Сделать это разрешат через Госуслуги [26] или в МФЦ.
Чтобы снять запрет, физлицу придется посетить [27] МФЦ.
Чтобы заключить [28] электронный договор с физлицом, МФО будет проводить идентификацию [29] или аутентификацию [30] клиента по его биометрии. Требование нужно соблюдать с 1 марта 2026 года.
Документ:
Федеральный закон от 01.04.2025 N 41-ФЗ [31]
Полезные ссылки:
Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 23.11.2024) "О национальной платежной системе" [35]
01.04.2025
Новые меры против навязывания дополнительных услуг, товаров и работ прошли третье чтение
Продавцам, владельцам агрегаторов [36] и исполнителям запретят проставлять [37] автоматические отметки о согласии потребителя на платное предоставление дополнительных товаров, работ или услуг. Также уточнят, что нельзя (абз. 8 п. 2 ст. 1 проекта):
Потребитель сможет потребовать вернуть деньги, если у него не спросили согласие при продаже дополнительного продукта или навязали его. Срок на возврат - 3 дня с даты предъявления требования (абз. 3, 5 и 6 п. 2 ст. 1 проекта).
Изменения вступят в силу 1 сентября 2025 года (ст. 2 проекта).
Сейчас сходные запреты [38] действуют в сфере потребкредитов и займов. Кроме того, в руководстве по соблюдению обязательных требований Роспотребнадзор приводил [39] как пример недобросовестных практик автоматическое проставление галок в заявлениях о заключении договоров.
Документ:
Проект Федерального закона N 787328-8 [37]
Полезные ссылки:
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 08.08.2024) "О защите прав потребителей" [41]
01.04.2025
Узнать, сколько мобильных номеров зарегистрировано на человека, поможет новый сервис на Госуслугах
Минцифры сообщило [43], что 01.04.2025 в 20:00 по московскому времени запустят сервис "Сим-карты". Он покажет физлицу-пользователю Госуслуг [26], сколько номеров за ним числится и какие это номера. Таким образом, человек сможет быстро убедиться, что на него не оформлены "серые" сим-карты.
Также сервис позволит заблокировать лишние или подозрительные сим-карты либо приостановить их обслуживание. Это можно будет сделать, если оператор связи пользователя подключится к дополнительным функциям сервиса.
Напомним, с 01.04.2025 2025 года операторы связи по общему правилу вправе выделить, а абоненты из числа юрлиц или ИП - предоставить в пользование одному гражданину РФ суммарно не более 20 номеров [44].
Документ:
Информация Минцифры России от 31.03.2025 [43]
Полезная ссылка:
01.04.2025
Пожарная безопасность: 01.04.2025 заработал обновленный порядок отнесения объектов к категории риска
Сотрудники МЧС теперь учитывают [46] больше данных, чтобы в рамках пожарного госконтроля определить категорию риска по ряду объектов защиты. Новые параметры - риски повреждения имущества из-за пожара (допустимый [47] иожидаемый [48]).
Изменения касаются [49] государственных и муниципальных объектов, а также объектов, где хоздеятельность ведут как минимум 2 контролируемых лица.
Допустимый материальный риск определяют [50] на основании сведений о средней цене основных фондов организации. Они берутся из данных госстатистики.
Величину ожидаемого материального риска рассчитывают [51] исходя из вероятности возникновения пожара с последствиями для имущества в период ежегодного мониторинга и материального ущерба на объектах защиты в этот же период.
Закреплено также, как устанавливать:
Напомним, категория риска объекта защиты влияет [55] на то, как часто проводят контрольные (надзорные) мероприятия.
Документ:
Постановление Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502 [56]
Полезная ссылка:
Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru [58]
Оформите заявку [59] на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект [60], с учетом особенностей именно Вашей организации
Links:
[1] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502182;dst=100111
[2] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502182;dst=100110
[3] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502182;dst=100112
[4] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502182;dst=100113
[5] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502182;dst=100129
[6] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502182;dst=100022
[7] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502182;dst=100023
[8] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502182;dst=100024
[9] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502182;dst=100029
[10] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=491401;dst=673
[11] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502182;dst=100182
[12] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502182;dst=100169
[13] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=483355;dst=709
[14] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=446623;dst=100002
[15] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=483355;dst=71
[16] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502182;dst=100151
[17] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502182;dst=100185
[18] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=483355;dst=243
[19] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502182;dst=100186
[20] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502182;dst=100009
[21] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502182;dst=100014
[22] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502182;dst=100011
[23] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502182;dst=100013
[24] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502182;dst=100012
[25] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502182;dst=100116
[26] https://www.gosuslugi.ru/
[27] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502182;dst=100120
[28] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502182;dst=100163
[29] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=482707;dst=100189
[30] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=482707;dst=100202
[31] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502182;dst=0
[32] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=446623;last
[33] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=436110;last
[34] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=61798;last
[35] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=115625;last
[36] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=482748;dst=156
[37] https://storage.consultant.ru/ondb/attachments/202504/01/iddoc_288130_idnews_61251_Proekt_m4a4Ths_dsL.pdf
[38] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=486882;dst=275
[39] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=431175;dst=100133
[40] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=431175;last
[41] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=305;last
[42] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=155986;last
[43] https://storage.consultant.ru/ondb/attachments/202504/01/Informacia_KCA.pdf
[44] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=486889;dst=1126
[45] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=43224;last
[46] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=486606;dst=1588
[47] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=486606;dst=1591
[48] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=486606;dst=1592
[49] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=486606;dst=1593
[50] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=486606;dst=1597
[51] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=486606;dst=1610
[52] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=486606;dst=1604
[53] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=486606;dst=1639
[54] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=486606;dst=1641
[55] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=486606;dst=100412
[56] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=474976;dst=100017
[57] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=128492;last
[58] http://www.consultant.ru
[59] https://respectrb.ru/consultant/demo
[60] http://respectrb.ru/node/9220