23.12.2024
Последние законы 2024 года: самые важные новшества
На заключительном заседании Совет Федерации одобрил и передал на подписание президенту 84 закона. Ряд новшеств антикризисные. Расскажем об основных изменениях в сфере административной ответственности, госконтроля, корпоративных и трудовых отношений, закупок, страховых взносов, медицины и пр.
Штрафы за нарушения ПДД
С 1 января 2025 года [1] большинство административных штрафов за несоблюдение требований к дорожному движению вырастут в полтора раза. Так, за превышение скорости на величину более 20, но не более 40 км/ч заплатят 750 руб. [2], а за проезд на запрещающий сигнал светофора - 1500 руб. [3]
Увеличатся размеры денежных санкций и за отдельные нарушения при перевозке грузов. Например, за движение грузовика там, где это запрещают знаки (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), оштрафуют на 5000 руб. [4] Это в 10 раз больше, чем сейчас [5].
Многие штрафы можно будет оплатить со скидкой 25% [6] не позже 30 календарных дней с даты вынесения постановления о наказании. Пока нарушитель вправе перечислить половину [7] суммы в течение 20 календарных дней.
Подробнее в нашем обзоре [8].
Документ: Проект Федерального закона N 728324-8 [9]
Госконтроль
В Законе [10] о госконтроле станет больше [11] оснований провести внеплановое контрольно-надзорное мероприятие при взаимодействии с компанией или ИП. Ряд оснований перенесут из правительственного перечня [12], который действует до конца 2024 года в приоритетном порядке. Появятся и новые.
Инспекторы смогут присваивать [13] компаниям и ИП либо объектам контроля публичную оценку уровня соблюдения обязательных требований, если это предусматривает положение о виде контроля.
Перечислят [14] контрольно-надзорные мероприятия, при дистанционном проведении которых можно использовать приложение "Инспектор" [15]. Предусмотрят право отказать [16] проверяющему в допуске на объект контроля, если на документах госоргана нет QR-кода [17] либо он некорректный. Сократят [18] сроки рассмотрения жалоб.
Все эти поправки заработают со дня опубликования [19] закона. Подробнее в нашем обзоре [20].
Документ: Проект Федерального закона N 630715-8 [21]
Корпоративные отношения
До 28 февраля 2025 года [22] включительно не будет действовать запрет [23] проводить в форме заочного голосования общее собрание акционеров, на котором нужно, например, избрать совет директоров.
Также до этой даты сохранят возможность выбирать заочную форму и для общего собрания участников ООО, на котором надо утвердить годовой отчет и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Уточнят, что в уставе АО или ООО уже могут быть [24] положения о возможности проводить дистанционные заседания общего собрания акционеров либо участников ООО. Однако применять эти новшества компания вправе с 1 марта 2025 года.
Акционеры смогут и в 2025 году [25] выбирать членов совета директоров на срок до 3-го годового общего собрания [26] с момента избрания.
Подробнее в нашем обзоре [27].
Документ: Проект Федерального закона N 722148-8 [28]
Трудовые отношения
С 1 января 2025 года [29] вступят в силу поправки [30] к ТК РФ о регулировании труда специалистов, которых временно направляют к другим работодателям по договору о предоставлении труда персонала. Часть норм перенесут из Закона [31] о занятости, так как он перестанет действовать.
Среди прочего уточнят [32] один из случаев, когда частное агентство занятости вправе заключать такой договор. Оно сможет делать это при направлении сотрудника к ИП или юрлицу для проведения работ, которые связаны с заведомо временным (до 18 месяцев) расширением производства или объема услуг. Сейчас этот срок ограничен 9 месяцами [33].
С 1 марта 2025 года [34] работодателей обяжут приостанавливать [35] действие трудового договора со специалистом на весь срок контракта о прохождении военной службы в период мобилизации, военного положения или в военное время. Пока что гарантия закреплена [36] в ТК РФ с отсылкой к норме [37], где срок контракта ограничен (год или меньший период).
Аналогично изменят время предоставления гарантий [38] родителям с детьми определенного возраста, если другой родитель проходит военную службу по данному контракту.
Документ: Проект Федерального закона N 758144-8 [39]
Ответственность за нарушения при закупках
С 1 марта 2025 года [40] уточнят размеры административных штрафов, например:
Также установят новые составы нарушений, в частности:
Подробнее в нашем обзоре [47].
Документ: Проект Федерального закона N 594965-8 [41]
Оптимизация госзакупок
C 2025 года [48] заказчикам разрешат заключать [49] контракты с единственным поставщиком в ЕИС при любом основании неконкурентной закупки. До 30 июня 2026 года включительно такая форма будет недоступна [50], например, для закупок малого объема [51].
С 1 января 2026 года [52] заказчики смогут проводить [53] несколько малых закупок однородных или идентичных товаров (работ, услуг), в т.ч. в электронной форме [54], и не бояться санкций за дробление [55]. Главное условие - соблюдать годовой объем и требования к цене контракта.
С последней даты участникам не нужно прилагать [56] к заявке документы о соответствии единым требованиям [57], если они есть в общедоступных госреестрах. В заявку в таком случае нужно включить декларацию [58], указав в ней ссылки на сайты с подтверждающими документами.
Подробнее в нашем обзоре [59].
Документ: Проект Федерального закона N 667365-8 [60]
Послабления в госзакупках
До конца 2025 года среди прочего продлят право:
Подробнее в нашем обзоре [67].
Документ: Проект Федерального закона N 722148-8 [68]
Подтверждение вида деятельности для взносов на травматизм
С 1 сентября 2025 года [69] заработают поправки о страховании от несчастных случаев на производстве и о госрегистрации юрлиц и ИП (ст. 4 проекта). Среди новшеств отметим такие:
Подробнее в нашей новости [72].
Документ: Проект Федерального закона N 406676-8 [69]
Государственный информресурс бухгалтерской отчетности
В этой системе станут размещать [73] аудиторские заключения о консолидированной финансовой отчетности по МСФО компаний, которые обязаны составлять ее по закону. Аудиторы будут направлять свои заключения с годовой отчетности за 2025 год и промежуточной отчетности за 2026 год (ч. 2 ст. 3 проекта).
Поправки предусматривают, в частности, такие моменты (п. 2 ст. 1 и п. 2 ст. 2 проекта):
Документ: Проект Федерального закона N 765582-8 [73]
Интернет-реклама и продвижение потребкредитов
С 1 апреля 2025 года [74] рекламораспространителей и операторов рекламных систем обяжут отчислять [75] в федеральный бюджет 3% квартального дохода [76] от продвижения в интернете товаров, работ и услуг для потребителей в РФ. Деньги пойдут, в частности, на господдержку правообладателей компьютерных программ и баз данных из реестра [77] отечественного ПО.
В любой рекламе ипотеки и иных кредитов (займов) для потребителей должно быть предупреждение [78]: "Оценивайте свои финансовые возможности и риски". Правило заработает с 1 марта 2025 года [79]. Договоры о распространении рекламы, которые заключили ранее этой даты, нужно привести в соответствие с новыми требованиями до конца лета [80] того же года.
Подробнее в нашем обзоре [81].
Документ: Проект Федерального закона N 600974-8 [82]
Конкурс на замещение должностей госслужбы
В 2025 - 2026 годах [83] конкурс на замещение должностей высшей, главной, ведущей и старшей групп можно не проводить. Решение об этом может принять наниматель. Такой порядок действовал в 2022 - 2023 годах [84].
Документ: Проект Федерального закона N 722148-8 [85]
Уголовная ответственность медиков
Медработников освободят [86] от ответственности по ст. 238 [87] УК РФ за оказание услуг, которые не отвечают требованиям безопасности. Максимальное наказание по данной статье (в случае смерти двух и более лиц) - лишение свободы до 10 лет [88].
Изменения вступят в силу через 10 календарных дней [89] после опубликования закона.
Документ: Проект Федерального закона N 670471-8 [90]
Полезные ссылки:
Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 30.11.2024) "Об акционерных обществах" [101]
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 13.12.2024) [103]
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 13.12.2024) [106]
23.12.2024
Поддержка сотрудников с семейными обязанностями: Российская трехсторонняя комиссия дала рекомендации
Советуют разработать и утвердить мероприятия корпоративной социальной политики, чтобы работники могли совмещать [107] профессиональные и семейные обязанности. Поддержка также нужна для повышения мотивации к родительству, многодетности, укрепления семейных ценностей.
Следует оценить [108] потребность персонала в подобных мерах и выявить основные направления их реализации. Для этого рекомендуют провести опрос (анкетирование) или иным способом получить обратную связь. Также стоит учесть мнение профсоюза, если он есть. Помощь персоналу оказывают [109] исходя из ожидаемых эффектов от мероприятий, а также финансовых возможностей.
Среди прочего предлагают [110]:
Меры поддержки можно устанавливать [111] в колдоговорах, соглашениях, приказах и иных документах.
Документ:
Рекомендации Российской трехсторонней комиссии (утв. 29.11.2024) [112]
Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru [113]
Оформите заявку [114] на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект [115], с учетом особенностей именно Вашей организации
Links:
[1] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255017;dst=100082
[2] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255017;dst=100016
[3] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255017;dst=100023
[4] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255017;dst=100039
[5] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=491612;dst=3942
[6] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255017;dst=100080
[7] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=491612;dst=10726
[8] https://ondb.consultant.ru/news/27240/
[9] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255017;dst=100010
[10] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=480240;dst=101186
[11] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255110;dst=100182
[12] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=485775;dst=50
[13] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255110;dst=100081
[14] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255110;dst=100137
[15] https://knd.gov.ru/document/mp
[16] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255110;dst=100051
[17] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=481192;dst=182
[18] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255110;dst=100068
[19] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255110;dst=100285
[20] https://ondb.consultant.ru/news/27314/
[21] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255110;dst=0
[22] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255148;dst=100120
[23] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=492041;dst=719
[24] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255148;dst=100213
[25] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255148;dst=100166
[26] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=482681;dst=100088
[27] https://ondb.consultant.ru/news/27301/
[28] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255148;dst=100118
[29] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255149;dst=100099
[30] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255149;dst=100014
[31] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=464355;dst=459
[32] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255149;dst=100027
[33] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=493198;dst=2170
[34] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255149;dst=100098
[35] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255149;dst=100092
[36] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=493198;dst=3113
[37] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=487135;dst=1187
[38] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=432078;dst=100230
[39] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255149;dst=0
[40] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255146;dst=100219
[41] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255146;dst=100041
[42] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=491612;dst=5006
[43] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255146;dst=100107
[44] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=491612;dst=5258
[45] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255146;dst=100058
[46] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255146;dst=100113
[47] https://ondb.consultant.ru/news/27297/
[48] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=482832;dst=7
[49] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255152;dst=100075
[50] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255152;dst=100076
[51] consultantplus://offline/main?base=CJI;n=114700;dst=100002
[52] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255152;dst=100083
[53] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255152;dst=100047
[54] consultantplus://offline/main?base=CJI;n=135143;dst=100008
[55] consultantplus://offline/main?base=CJI;n=114700;dst=100077
[56] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255152;dst=100025
[57] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=492046;dst=2213
[58] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=492046;dst=2339
[59] https://ondb.consultant.ru/news/27298/
[60] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255152;dst=0
[61] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255148;dst=100090
[62] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=492046;dst=12226
[63] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255148;dst=100093
[64] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255148;dst=100127
[65] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255148;dst=100094
[66] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=492046;dst=12218
[67] https://ondb.consultant.ru/news/27316/
[68] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255148;dst=0
[69] https://sozd.duma.gov.ru/bill/406676-8
[70] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=477396;dst=235
[71] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=477396;dst=870
[72] https://ondb.consultant.ru/news/27289/
[73] https://sozd.duma.gov.ru/bill/765582-8
[74] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=254928;dst=100120
[75] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=254928;dst=100052
[76] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=254928;dst=100055
[77] https://reestr.digital.gov.ru/
[78] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=254928;dst=100086
[79] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=254928;dst=100119
[80] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=254928;dst=100122
[81] https://ondb.consultant.ru/news/27237/
[82] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=254928;dst=100050
[83] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255148;dst=100168
[84] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=430571;dst=100015
[85] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255148;dst=100167
[86] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255151;dst=100032
[87] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=493213;dst=101584
[88] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=493213;dst=901
[89] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=22472;dst=100047
[90] consultantplus://offline/main?base=PRJ;n=255151;dst=0
[91] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=22472;last
[92] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=430571;last
[93] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=432078;last
[94] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=60;last
[95] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=19559;last
[96] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=358750;last
[97] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=421851;last
[98] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=389219;last
[99] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=411233;last
[100] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=18260;last
[101] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=8743;last
[102] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=144624;last
[103] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=34683;last
[104] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=382540;last
[105] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=34661;last
[106] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=10699;last
[107] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=493667;dst=100016
[108] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=493667;dst=100031
[109] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=493667;dst=100033
[110] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=493667;dst=100034
[111] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=493667;dst=100011
[112] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=493667;dst=100005
[113] http://www.consultant.ru
[114] https://respectrb.ru/consultant/demo
[115] http://respectrb.ru/node/9220