27.11.2023
Ошибки в требованиях к участникам госзакупок: примеры из практики за 2022 - 2023 годы
Госзаказчики устанавливали лишние требования к правоспособности участников и документам, которыми ее подтвердят. Неверно определяли условие об отсутствии контрагента в РНП. Не учитывали нюансы применения доптребований, когда составляли извещение. Подробнее в обзоре.
Приморское УФАС решило [1], что участников незаконно обязали подтверждать правоспособность только выпиской из реестра лицензий или копией разрешительного документа. Заказчик не учел [2], что по Закону [3] о лицензировании для этого подойдет выписка из реестра лицензий или копия акта лицензирующего органа о принятом решении.
Аналогичное мнение высказывала [4] ФАС. Однако у Минэкономразвития другое мнение [5].
Ставропольское [6] и Московское [7] УФАС не поддержали заказчиков проектно-изыскательских работ. Условия закупки обязывали участников состоять в 2 СРО. Однако, чтобы выполнять подобные работы достаточно членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования.
ФАС разъясняла [8]: если объект закупки включает разработку проектной документации и инженерные изыскания, заказчик устанавливает требование к членству в СРО в области архитектурно-строительного проектирования. Это позволяет соблюсти принцип обеспечения конкуренции.
Отметим, в практике есть пример [9], когда суды поддержали требование состоять в 2 СРО, поскольку решили, что заказчик приобретал 2 самостоятельных вида работ с разными кодами по ОКПД 2.
Псковское [10] и Нижегородское [11] УФАС поправили заказчиков, которые предусмотрели в извещении 2 требования об отсутствии участников в РНП: по общей [12] и специальной [13] нормам.
Контролеры отметили: положения спецнормы включают в извещение, только если заказчик не установил требования по общей.
На это указывал [14] и Минфин. Его позицию учел [15] 14-й ААС. Однако в практике есть и другое мнение [16].
Ростовское же УФАС выявило [17] нарушение в том, что извещение вообще не содержало таких условий. Ведомство напомнило: требование об отсутствии участника в РНП по спецнорме [13] устанавливают при любых закупках, если заказчик не применил общую норму [12].
Архангельское УФАС предписало установить [18] доптребования при совместной закупке работ по содержанию дорог. Уполномоченный орган планировал заключить [19] 2 контракта для нужд отдельных заказчиков. Поскольку цена каждого была ниже 5 млн руб., доптребования не установили [20].
Контролеры разъяснили [21]: в региональных и муниципальных закупках работ по ремонту и (или) содержанию автодорог доптребования нужны при НМЦК более 5 млн руб. Общая цена закупки превысила [22] это значение. Учитывать следовало именно ее.
Сходное нарушение отмечало [23] Владимирское УФАС.
ФАС [24] и Архангельское УФАС [25] решили, что в закупке неверно установили несколько позиций доптребований. Нужно выбирать одну позицию, которая подходит объекту закупки.
К подобным выводам приходило [26] Московское УФАС. Однако 9-й ААС высказал другое мнение [27]: его убедили доводы о специфике работы заказчика.
Рекомендуем:
Какие требования предъявляют к участникам закупки по Закону N 44-ФЗ [28]
Полезные ссылки:
<Письмо> ФАС России от 14.06.2023 N ДФ/46829/23 "О рассмотрении обращения" [32]
Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru [35]
Оформите заявку [36] на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект [37], с учетом особенностей именно Вашей организации
Links:
[1] consultantplus://offline/main?base=pas;n=902221;dst=100050
[2] consultantplus://offline/main?base=pas;n=902221;dst=100045
[3] consultantplus://offline/main?base=law;n=449451;dst=443
[4] consultantplus://offline/main?base=law;n=450506;dst=100011
[5] consultantplus://offline/main?base=quest;n=218888;dst=100011
[6] consultantplus://offline/main?base=pas;n=899809;dst=100021
[7] consultantplus://offline/main?base=pas;n=898678;dst=100037
[8] consultantplus://offline/main?base=law;n=452122;dst=100010
[9] consultantplus://offline/main?base=azs;n=185756;dst=100049
[10] consultantplus://offline/main?base=pas;n=848697;dst=100035
[11] consultantplus://offline/main?base=pas;n=848442;dst=100056
[12] consultantplus://offline/main?base=law;n=461836;dst=12019
[13] consultantplus://offline/main?base=law;n=430959;dst=5
[14] consultantplus://offline/main?base=law;n=420547;dst=100009
[15] consultantplus://offline/main?base=raps014;n=135642;dst=100062
[16] consultantplus://offline/main?base=pas;n=847846;dst=100023
[17] consultantplus://offline/main?base=pas;n=899847;dst=100032
[18] consultantplus://offline/main?base=pas;n=839755;dst=100060
[19] consultantplus://offline/main?base=pas;n=839755;dst=100025
[20] consultantplus://offline/main?base=pas;n=839755;dst=100050
[21] consultantplus://offline/main?base=pas;n=839755;dst=100048
[22] consultantplus://offline/main?base=pas;n=839755;dst=100051
[23] consultantplus://offline/main?base=pas;n=781934;dst=100030
[24] consultantplus://offline/main?base=pas;n=874914;dst=100056
[25] consultantplus://offline/main?base=pas;n=868377;dst=100052
[26] consultantplus://offline/main?base=pas;n=903984;dst=100066
[27] consultantplus://offline/main?base=marb;n=2525711;dst=100045
[28] consultantplus://offline/main?base=cji;n=113925;dst=0
[29] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=420547;last
[30] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=405718;last
[31] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=113658;last
[32] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=450506;last
[33] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=452122;last
[34] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=144624;last
[35] http://www.consultant.ru
[36] https://respectrb.ru/consultant/demo
[37] http://respectrb.ru/node/9220