17.07.2023
Ошибки в условиях порядка оценки заявок по Закону N 44-ФЗ: примеры из практики за 2022 - 2023 годы
Заказчики применяли некорректные показатели оценки и устанавливали их предельные значения без обоснования. Требовали от участников заполнять таблицы с данными о квалификации и прилагать документы об оплате договоров, которыми те подтверждали опыт. Подробнее в обзоре.
Применяли некорректные показатели оценки
АС Северо-Кавказского округа посчитал [1], что заказчик незаконно сравнивал [2] заявки участников закупки проектных работ по технологии проектирования. Показатель оценки применяли в рамках критерия "характеристики объекта закупки" [3]. Максимум баллов начисляли [4] за наиболее полное и детальное описание технологической карты.
Суд отметил [5]:
спорного показателя нет в числе допустимых [6] по данному критерию;
в извещении не уточнили, как начисляют баллы по данному показателю и какие документы для этого применяют. Привлекать экспертов в сфере проектирования не планировали;
оценка зависела от заказчика.
К сходным выводам приходили Ставропольское [7] и Иркутское [8] УФАС. Самарское же УФАС в подобной ситуации решило иначе [9].
Пензенское УФАС поправило [10] заказчика, который не учел особенности [11] оценки заявок при закупках строительных и ремонтных работ. Он сравнивал заявки по числу техники и специалистов, а следовало оценивать только опыт. Похожие недостатки отмечали Санкт-Петербургское [12] и Ямало-Ненецкое [13] УФАС.
Не обосновывали предельные значения показателей
ВС РФ поддержал [14] суды, которые решили, что для оценки опыта нельзя произвольно применять предельные значения показателей. Для показателя "общая цена исполненных договоров" заказчик установил [15] предельное максимальное значение характеристики объекта закупки в размере 50% НМЦК.
Суды отметили [16]:
предельные значения можно устанавливать [17] для количественных показателей при необходимости. Заказчик ее не обосновал [18]. Сопоставимым был бы [19] опыт исполнения контракта с ценой, равной НМЦК;
все участники с ценой контракта 50% НМЦК и выше получили бы [20] по этому показателю 100 баллов. При этом их оценка не может быть одинаковой [21], поскольку опыт различается;
спорный порядок оценки не выявлял [22] лучшее предложение. Он ставил в равные условия участников с разными объемами выполненных работ. Чтобы победить, наиболее опытному участнику пришлось бы [23] снижать цену.
В практике есть примеры, когда нарушением признавали и завышение предельного максимального значения показателя без обоснования. На это указывали, в частности, Дагестанское [24] и Ленинградское [25] УФАС.
В ряде случаев контролеры не находили нарушений, когда заказчики обосновывали предельное значение показателя, например, данными анализа рынка. Так решили Якутское [26] и Санкт-Петербургское [27] УФАС.
Требовали заполнять таблицы с данными о квалификации
Условия закупки обязывали [28] участников не только подтверждать опыт документами, но и заполнять таблицу [29] по форме. В ней указывали [30] сведения о наибольшем по цене исполненном договоре. Если документы не отвечали порядку оценки, инструкции по заполнению заявки или их представляли не полностью, баллы не начисляли [31].
Санкт-Петербургское УФАС сочло [32] такие условия незаконными:
содержание таблицы повторяло [33] сведения из документов, которые участник и так прилагал к заявке. При этом заказчик не оценивал [34] их, если таблицу не заполнили;
спорный документ не подтверждает [35] квалификацию, а его отсутствие в составе заявки не доказывает, что у участника нет нужного опыта.
Подход разделяют ФАС [36], Иркутское УФАС [37] и 13-й ААС [38].
Обязывали прилагать документы об оплате к подтверждающему договору
Для оценки опыта из договоров, сведений о которых нет в реестрах по Законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ, требовали представить [39] в том числе документы об оплате, например выписку из банка. Без них такие договоры не учитывали [40] при начислении баллов.
Санкт-Петербургское УФАС посчитало [41] требование заказчика незаконным. Документы об оплате не подтверждают [42] исполнение договора. Их отсутствие в составе заявки не означает, что у участника нет нужного опыта.
Ростовское же УФАС в похожей ситуации решило иначе [43]. Перечень документов, которыми участники подтверждают опыт, открытый. Помимо договоров и актов приемки можно потребовать и другие. Свое решение контролеры обосновали в том числе позицией [44] Минфина.
К сходным выводам приходило и Челябинское УФАС [45].
Рекомендуем: Какие критерии оценки заявок установлены для участников открытых электронных конкурсов по Закону N 44-ФЗ, как их выбрать и описать [46]
Полезная ссылка: Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 (ред. от 31.10.2022) "Об оценке заявок на участие ... [47]
Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru [48]
Оформите заявку [49] на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект [50], с учетом особенностей именно Вашей организации
Links:
[1] consultantplus://offline/main?base=ask;n=191302;dst=100015
[2] consultantplus://offline/main?base=ask;n=191302;dst=100020
[3] consultantplus://offline/main?base=law;n=430960;dst=100079
[4] consultantplus://offline/main?base=ask;n=191302;dst=100021
[5] consultantplus://offline/main?base=ask;n=191302;dst=100022
[6] consultantplus://offline/main?base=law;n=430960;dst=100080
[7] consultantplus://offline/main?base=pas;n=810932;dst=100044
[8] consultantplus://offline/main?base=pas;n=836076;dst=100046
[9] consultantplus://offline/main?base=pas;n=828642;dst=100056
[10] consultantplus://offline/main?base=pas;n=860905;dst=100146
[11] consultantplus://offline/main?base=law;n=430960;dst=100157
[12] consultantplus://offline/main?base=pas;n=813028;dst=100097
[13] consultantplus://offline/main?base=pas;n=783941;dst=100061
[14] consultantplus://offline/main?base=arb;n=761137;dst=100005
[15] consultantplus://offline/main?base=pas;n=785238;dst=100041
[16] consultantplus://offline/main?base=ams;n=460504;dst=100058
[17] consultantplus://offline/main?base=ams;n=460504;dst=100053
[18] consultantplus://offline/main?base=ams;n=460504;dst=100062
[19] consultantplus://offline/main?base=marb;n=2357141;dst=100050
[20] consultantplus://offline/main?base=ams;n=460504;dst=100063
[21] consultantplus://offline/main?base=ams;n=460504;dst=100065
[22] consultantplus://offline/main?base=ams;n=460504;dst=100066
[23] consultantplus://offline/main?base=ams;n=460504;dst=100068
[24] consultantplus://offline/main?base=pas;n=862324;dst=100052
[25] consultantplus://offline/main?base=pas;n=788438;dst=100113
[26] consultantplus://offline/main?base=pas;n=842785;dst=100051
[27] consultantplus://offline/main?base=pas;n=847707;dst=100077
[28] consultantplus://offline/main?base=pas;n=830014;dst=100067
[29] consultantplus://offline/main?base=pas;n=830014;dst=100070
[30] consultantplus://offline/main?base=pas;n=830014;dst=100157
[31] consultantplus://offline/main?base=pas;n=830014;dst=100060
[32] consultantplus://offline/main?base=pas;n=830014;dst=100184
[33] consultantplus://offline/main?base=pas;n=830014;dst=100176
[34] consultantplus://offline/main?base=pas;n=830014;dst=100177
[35] consultantplus://offline/main?base=pas;n=830014;dst=100178
[36] consultantplus://offline/main?base=pas;n=824491;dst=100069
[37] consultantplus://offline/main?base=pas;n=866562;dst=100043
[38] consultantplus://offline/main?base=raps013;n=403323;dst=100121
[39] consultantplus://offline/main?base=pas;n=854089;dst=100067
[40] consultantplus://offline/main?base=pas;n=854089;dst=100072
[41] consultantplus://offline/main?base=pas;n=854089;dst=100084
[42] consultantplus://offline/main?base=pas;n=854089;dst=100083
[43] consultantplus://offline/main?base=pas;n=880590;dst=100048
[44] consultantplus://offline/main?base=quest;n=214008;dst=100027
[45] consultantplus://offline/main?base=pas;n=859267;dst=100066
[46] consultantplus://offline/main?base=cji;n=140999;dst=0
[47] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=406141;last
[48] http://www.consultant.ru
[49] https://respectrb.ru/consultant/demo
[50] http://respectrb.ru/node/9220