12.07.2023
Цифровой рубль: поправки о внедрении виртуальной валюты приняты в третьем чтении
Госдума в финальном чтении одобрила масштабные поправки [1] о цифровом рубле. Они закрепляют правовой статус и правила использования цифровой валюты, в том числе ее оборота в РФ и иностранных государствах. Остановимся на основных моментах.
Проект вводит понятия "платформа цифрового рубля", "правила платформы", "пользователь платформы" и "участник платформы". Также определяют порядок открытия, ведения и закрытия цифровых счетов, особенности совершения по ним операций и правила доступа к платформе (пп. "б" п. 1, п. п. 5 и 7 ст. 6 проекта).
Планируют, что оператором платформы цифрового рубля выступит Банк России. Ее участниками станут операторы по переводу денежных средств [2] (кроме ЦБ РФ), а также иностранные банки. Они откроют пользователям платформы доступ для совершения операций. При этом привлекать цифровые рубли во вклады (депозиты) будет нельзя (п. 1 ст. 1, п. 4 ст. 2 и пп. "б" п. 1 ст. 6 проекта).
К иностранной валюте [3] предложили относить в том числе цифровые деньги других государств. Нерезидентам могут разрешить открывать счета в цифровых рублях и выполнять с ними операции без ограничений. Счет откроет ЦБ РФ, а доступ к платформе предоставят уполномоченные [4] или иностранные банки - участники платформы (ст. 4 проекта).
Внедрение цифровой валюты предусматривает и ряд изменений в Законе [5] об исполнительном производстве и Законе [6] о банкротстве (ст. ст. 3 и 5 проекта).
Есть и другие новшества.
Планируют, что большинство поправок заработает с 1 августа 2023 года. При этом до 31 декабря 2024 года ЦБ РФ по согласованию с Росфинмониторингом определит круг пользователей платформы цифрового рубля, перечень видов операций и их пороговые значения (ст. 8 проекта).
Документ: Проект Федерального закона N 270838-8 [1]
Полезные ссылки:
12.07.2032
Усилят защиту граждан от финансовых мошенников - поправки прошли финальное чтение
У банков и других операторов по переводу денег [2] появятся новые способы защиты граждан от мошенников. Поправки касаются в том числе операций, которые совершены хотя и с согласия клиента, но под влиянием обмана (абз. 2 пп. "а" п. 2 ст. 1 проекта).
Признаки переводов без добровольного согласия определит ЦБ РФ (абз. 4 пп. "а" п. 2 ст. 1 проекта). Если под подозрение попадет перевод электронных денег, перевод с помощью платежных карт или через СБП, банк откажет в операции. В других случаях операцию приостановят на 2 дня (абз. 5 пп. "а" п. 2 ст. 1 проекта). Клиент сможет подтвердить либо повторить перечисление. Деньги переведут, если не возникнет иных препятствий.
Если у банка плательщика есть информация от ЦБ РФ из базы данных о попытках переводов без добровольного согласия клиента, но операцию все равно выполнят, то банку придется возместить всю сумму. Сделать это нужно в течение 30 дней после получения заявления гражданина (абз. 20 пп. "а" п. 2 ст. 1 проекта).
Поправки вступят в силу через год после дня опубликования в качестве закона (ст. 2 проекта).
Документ: Проект Федерального закона N 197920-8 [11]
Полезная ссылка: Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О национальной платежной системе" (с изм ... [7]
12.07.2023
Идентификация клиентов-иностранцев и контроль их операций: новшества для финкомпаний
С 21 июля 2023 года кредитные организации смогут поручать [12] зарубежным финкомпаниям, в частности, идентифицировать иностранных клиентов, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициаров. Такое право дали и ряду других лиц, например профучастникам рынка ценных бумаг.
Делегировать провести процедуру можно только по договорам с зарубежными финкомпаниями из стран, которые перечислит [13] правительство.
Если идентификацию проведет зарубежная финкомпания, под обязательный контроль попадают [14] операции по поручению:
иностранных граждан - на сумму от 50 тыс. руб.;
зарубежных организаций - от 500 тыс. руб.
Положения о размерах операций касаются не только рублевых сумм, но и их валютных эквивалентов.
Тем, кого идентифицируют по новым правилам, можно открыть [15] счет или вклад удаленно.
Документ: Федеральный закон от 10.07.2023 N 308-ФЗ [16]
12.07.2023
Банкротство: Минэкономразвития предложило уточнить очередность удовлетворения требований кредиторов
Банкротство: Минэкономразвития предложило уточнить очередность удовлетворения требований кредиторов
Обязательные платежи, которые отнесли к текущим, хотят погашать в 5-ю очередь [17]. Исключение - НДФЛ, страховые и профсоюзные взносы. Долги по ним отнесут ко 2-й очереди текущих платежей [18] или реестра [19] (пп. "а" п. п. 1 и 2 проекта).
Требования по этим налогам и взносам планируют удовлетворять последними в порядке [20], который сейчас действует для 2-й очереди реестра. Порядок дополнят новым пунктом и станут применять как для реестровых требований, так и для текущих платежей. Календарную очередность [21] при этом учитывать не будут (пп. "б" п. 1, пп. "а" и "б" п. 2 проекта).
Выплатам в пользу реестровых кредиторов 1-й [22] и 2-й [19] очередей могут дать приоритет. Долги перед ними хотят погашать за счет средств на текущие обязательные платежи в таком порядке (п. 3 проекта):
Также предложили покрывать за счет средств от продажи заложенного имущества банкрота обязательства по ряду налогов, отнесенные к текущим платежам. Речь идет о земельном, транспортном, а также налогах на имущество организаций и физлиц. Их не включат в 5-ю очередь, а погасят впреимущественном порядке [23] вместе с расходами на сохранение и реализацию предмета залога. Главное условие: заложенное имущество - объект налогообложения (пп. "а" п. 1 и п. 4 проекта).
Есть и другие новшества.
Публичное обсуждение проекта завершат 27 июля.
Документ: Проект федерального закона [24]
Полезная ссылка: Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 28.12.2022, с изм. от 31.05.2023) "О несостоятельности ... [8]
Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru [25]
Оформите заявку [26] на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект [27], с учетом особенностей именно Вашей организации
Links:
[1] https://storage.consultant.ru/ondb/attachments/202307/12/iddoc_270877_idnews_44256_Proekt_Federalnogo_zakona_N_270838-8_OMq.pdf
[2] consultantplus://offline/main?base=law;n=422325;dst=100161
[3] consultantplus://offline/main?base=law;n=433413;dst=100015
[4] consultantplus://offline/main?base=law;n=433413;dst=82
[5] consultantplus://offline/main?base=law;n=436660;dst=0
[6] consultantplus://offline/main?base=law;n=429473;dst=0
[7] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=115625;last
[8] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=39331;last
[9] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=45458;last
[10] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=71450;last
[11] https://storage.consultant.ru/ondb/attachments/202307/12/iddoc_265783_idnews_44253_197920-8_3_chtkodlingv_1_y_f.pdf
[12] consultantplus://offline/main?base=law;n=451664;dst=100020
[13] consultantplus://offline/main?base=law;n=451664;dst=100022
[14] consultantplus://offline/main?base=law;n=451664;dst=100011
[15] consultantplus://offline/main?base=law;n=451664;dst=100037
[16] consultantplus://offline/main?base=law;n=451664;dst=0
[17] consultantplus://offline/main?base=law;n=429473;dst=5264
[18] consultantplus://offline/main?base=law;n=429473;dst=5261
[19] consultantplus://offline/main?base=law;n=429473;dst=5267
[20] consultantplus://offline/main?base=law;n=429473;dst=5269
[21] consultantplus://offline/main?base=law;n=429473;dst=5265
[22] consultantplus://offline/main?base=law;n=429473;dst=5266
[23] consultantplus://offline/main?base=law;n=429473;dst=4310
[24] https://storage.consultant.ru/ondb/attachments/202307/11/iddoc_270663_idnews_44196_Proekt_federalnogo_zakona_KbV.pdf
[25] http://www.consultant.ru
[26] https://respectrb.ru/consultant/demo
[27] http://respectrb.ru/node/9220