Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение ВАС РФ от 29.11.2012 N ВАС-13840/12
<О признании не соответствующим Налоговому кодексу РФ Письма Минфина России от 04.04.2012 N 03-03-10/34 "О замене письма ФНС России от 26.06.2012 N ЕД-4-3/10420@">
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 ноября 2012 г. N ВАС-13840/12
Резолютивная часть решения объявлена 26 ноября 2012 г.
Решение в полном объеме изготовлено 29 ноября 2012 г.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Завьяловой Т.В., судей Бациева В.В. и Поповченко А.А.,
при ведении протокола помощником судьи Масловым А.С.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - открытого акционерного общества "Сибирская энергетическая компания" - Королев А.В. (доверенность от 14.05.2012 N 1310), Сабирова М.Ю. (доверенность от 07.08.2012 N 1459);
от Министерства финансов Российской Федерации - Каширских Н.В. (доверенность от 19.10.2010 N 01-06-08/223), Голованов Г.Р. (доверенность от 04.07.2012 N 01-10-08/44),
рассмотрев в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Сибирская энергетическая компания" о признании недействующим письма [1] Министерства финансов Российской Федерации от 04.04.2012 N 03-03-10/34,
установил:
открытое акционерное общество "Сибирская энергетическая компания" (далее - общество, заявитель) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим в полном объеме письма [1] Министерства финансов Российской Федерации от 04.04.2012 N 03-03-10/34 (далее - оспариваемое письмо, письмо), являющегося, по мнению общества, нормативно-правовым актом, устанавливающим общеобязательные правила поведения для неопределенного круга лиц.
По мнению заявителя, разъяснение, содержащееся в оспариваемом письме [1], незаконно возлагает на налогоплательщиков дополнительное налоговое бремя, устанавливая запрет на применение ставки налога на прибыль организаций 0 процентов к дивидендам, выплачиваемым из нераспределенной прибыли прошлых лет. Также в письме [1] устанавливается, что к таким дивидендам подлежит применению налоговая ставка 20 процентов, тем самым вводится иное правило, не содержащееся в статье 284 [2] Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
В подтверждение нормативного характера данного письма [1] общество указало, что оно направлено Минфином России для применения в работе налоговыми органами, а также опубликовано совместно с письмом [3] Федеральной налоговой службы от 26.06.2012 N ЕД-4-3/10420@ в системе "Консультант" и в журнале "Документы и комментарии" (выпуск N 17, сентябрь 2012).
Минфин России возражает против заявленного требования, представил письменный отзыв, в котором указывает, что оспариваемое письмо [1] не является нормативным правовым актом, содержит разъяснение по конкретному вопросу. Оно подготовлено в ответ на запрос налогоплательщика, по своему содержанию носит рекомендательный характер, учитывающий специфику конкретной ситуации. Кроме того, данный акт необязателен для применения налоговыми органами.
По мнению представителя Минфина России, в письме [1] содержится разъяснение по вопросу применения законодательства о налогах и сборах, данное им Федеральной налоговой службе в порядке, предусмотренном статьей 34.2 [4] Налогового кодекса, которое не влечет признания его нормативным правовым актом.
С учетом данной позиции Минфин России ходатайствовал о прекращении производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 [5] Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 29 [6] и частью 1 статьи 191 [7] Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В силу пункта 1 части 2 статьи 34 [8] Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской деятельности.
Разрешение вопроса о подведомственности арбитражному суду дела по заявлению о признании недействующим нормативного правового акта зависит от конкретного содержания этого акта, характера правоотношений, по поводу которых возник спор, в том числе от того, затрагивает ли оспариваемый нормативный правовой акт права и законные интересы неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, оспариваемое [1] Минфина России было направлено в адрес Федеральной налоговой службы в связи с необходимостью подготовки ответа на запрос по поводу налогообложения дивидендов, поступивший в налоговый орган от налогоплательщика -закрытого акционерного общества "Мега-Траст".
Из текста упомянутого письма [1] следует, что содержащееся в нем разъяснение устанавливает с учетом подпункта 5 пункта 1 статьи 32 [9] Налогового кодекса обязательные правила поведения для налоговых органов и налогоплательщиков, заключающиеся в указании на невозможность применения налоговой ставки 0 процентов к дивидендам, выплачиваемым за счет нераспределенной прибыли прошлых лет.
Оспариваемое письмо [1] было направлено Федеральной налоговой службе для руководства в ее практической деятельности, что не исключает возможности многократного применения содержащихся в нем разъяснений, порождает правовые последствия для неопределенного круга лиц и должно быть использовано в работе налоговых органов при проведении ими мероприятий налогового контроля.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое письмо [1] является актом, принятым (изданным) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов, и содержит разъяснения, рассчитанные на многократное применение.
С учетом изложенного заявленное обществом требование подлежит рассмотрению по существу, в удовлетворении ходатайства Министерства финансов Российской Федерации о прекращении производства по делу следует отказать.
Выслушав представителей сторон, изучив и оценив представленные сторонами доказательства, суд установил следующее.
Согласно пункту 1 статьи 284 [10] Налогового кодекса налоговая ставка при исчислении налога на прибыль организаций устанавливается в размере 20 процентов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 [11] - 5.1 [12] данной статьи.
В частности, пунктом 3 статьи 284 [13] Кодекса установлена возможность применения к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, ставки 0 процентов - по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, и при условии, что стоимость приобретения и (или) получения в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарных расписок, дающих право на получение дивидендов, превышает 500 миллионов рублей (в редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах").
Федеральным законом [14] от 27.12.2009 N 368-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 368-ФЗ) были внесены изменения в пункт 3 статьи 284 [13] Кодекса, в соответствии с которыми исключено требование, ранее содержащееся в указанном пункте названной статьи, о стоимости вклада (доли) - не менее 500 миллионов рублей.
Указанные правила применяются с 1 января 2011 года (пункт 2 статьи 5 [15] Федерального закона N 368-ФЗ) и распространяются на правоотношения по обложению налогом на прибыль организаций доходов в виде дивидендов, начисленных по результатам деятельности организаций за 2010 год и последующие периоды.
Между тем Минфин России, комментируя названные положения Закона [14], сделал вывод, изложенный в оспариваемом письме [1], что у организации, которая при отсутствии чистой прибыли за 2010 год выплачивает акционеру в 2011 году дивиденды за счет нераспределенной прибыли прошлых лет, не имеется оснований для применения налоговой ставки 0 процентов к таким доходам.
Данный вывод суд считает необоснованным в силу следующего.
Внесенные Федеральным законом [14] N 368-ФЗ изменения направлены на улучшение положения налогоплательщиков, поскольку по сравнению с ранее действовавшей редакцией пункта 3 статьи 284 [13] Налогового кодекса в рамках нового правового регулирования налогоплательщикам, претендующим на применение налоговой ставки 0 процентов в отношении полученных ими доходов в виде дивидендов, необходимо соблюдать не три, а два условия: о размере доли и сроке владения ею.
Свою позицию, изложенную в оспариваемом письме [1], Минфин России основывает на толковании положений пункта 2 статьи 5 [15] Федерального закона N 368-ФЗ.
Однако содержащееся в приведенной норме условие направлено на разрешение вопроса о действии во времени внесенных этим Законом [14] изменений и не содержит дополнительного ограничения, отсутствующего в пункте 3 статьи 284 [13] Налогового кодекса, в виде запрета на применение налоговой ставки 0 процентов в случае выплаты дивидендов за счет нераспределенной прибыли прошлых лет.
Согласно пункту 2 статьи 42 [16] Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" акционерное общество вправе по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года и (или) по результатам финансового года принимать решения (объявлять) о выплате дивидендов, источником выплаты которых является прибыль такого общества после налогообложения (чистая прибыль общества).
Чистая прибыль акционерного общества определяется по данным бухгалтерской отчетности.
В соответствии с Планом [17] счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией [18] по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, конечный финансовый результат деятельности организации в отчетном году формируется и обобщается по счету 99 "Прибыли и убытки".
По окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 "Прибыли и убытки" закрывается, сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается с данного счета в кредит (дебет) счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
Направление части прибыли отчетного года на выплату доходов учредителям (участникам) организации по итогам утверждения годовой бухгалтерской отчетности отражается по счету 84 в корреспонденции со счетами 75 "Расчеты с учредителями" и 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".
Следовательно, по своей экономической природе чистая прибыль и нераспределенная прибыль тождественны, что исключает различный режим налогообложения в зависимости от отчетного периода, за который обществом принимается решение о направлении части прибыли на выплату дивидендов.
Таким образом, толкование, допущенное Министерством финансов Российской Федерации в оспариваемом письме [1], в соответствии с которым устанавливается подобный запрет на применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль, приводит к формированию новых правил налогообложения в отношении дивидендов и изменяет порядок исчисления налога в отношении распределения прибыли, полученной до 2010 года, что противоречит положениям пункта 3 статьи 284 [13] Налогового кодекса и пункта 2 статьи 5 [15] Федерального закона N 368-ФЗ.
Поскольку оспариваемое письмо [1], изданное Минфином России, не соответствует названным положениям действующего законодательства, оно подлежит признанию недействующим в полном объеме.
Требование общества подлежит удовлетворению.
Уплаченная заявителем по платежному поручению от 09.08.2012 N 21574 государственная пошлина в сумме 2 000 рублей согласно статье 110 [19] Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с Министерства финансов Российской Федерации в составе судебных расходов.
Руководствуясь статьями 167 [20] - 170 [21], 176 [22], 195 [23] и 196 [24] Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
решил:
признать письмо [25] Министерства финансов Российской Федерации от 04.04.2012 N 03-03-10/34 не соответствующим подпункту 1 пункту 3 статьи 284 [26] Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 5 [15] Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Сибирская энергетическая компания" судебные расходы в размере 2 000 рублей.
Председательствующий судья
Т.В.ЗАВЬЯЛОВА
Судья
В.В.БАЦИЕВ
Судья
А.А.ПОПОВЧЕНКО
Информация предоставлена компанией "КонсультантПлюс" [27]
Предоставленные документы включены в Системы КонсультантПлюс
Links:
[1] consultantplus://offline/ref=1CA50F05114C4CB20A901A7A108E1A397B62FDA9741A0A96470754CA62C3652B33CCF7F7B6585BFEE4rBL
[2] consultantplus://offline/ref=1CA50F05114C4CB20A901A7A108E1A397B62FEA972190A96470754CA62C3652B33CCF7F7B65A5DF9E4r8L
[3] consultantplus://offline/ref=1CA50F05114C4CB20A901A7A108E1A397B62FBAB76130A96470754CA62ECr3L
[4] consultantplus://offline/ref=1CA50F05114C4CB20A901A7A108E1A397B62FCAA75180A96470754CA62C3652B33CCF7F7B65958F5E4rBL
[5] consultantplus://offline/ref=1CA50F05114C4CB20A901A7A108E1A397B62FEA870190A96470754CA62C3652B33CCF7F7B65852F8E4rDL
[6] consultantplus://offline/ref=1CA50F05114C4CB20A901A7A108E1A397B62FEA870190A96470754CA62C3652B33CCF7F4B0E5r8L
[7] consultantplus://offline/ref=1CA50F05114C4CB20A901A7A108E1A397B62FEA870190A96470754CA62C3652B33CCF7F7B6595AF5E4rCL
[8] consultantplus://offline/ref=1CA50F05114C4CB20A901A7A108E1A397B62FEA870190A96470754CA62C3652B33CCF7F3B4E5r9L
[9] consultantplus://offline/ref=1CA50F05114C4CB20A901A7A108E1A397B62FCAA75180A96470754CA62C3652B33CCF7F4BFE5rCL
[10] consultantplus://offline/ref=1CA50F05114C4CB20A901A7A108E1A397B62FEA972190A96470754CA62C3652B33CCF7F1B35AE5rBL
[11] consultantplus://offline/ref=1CA50F05114C4CB20A901A7A108E1A397B62FEA972190A96470754CA62C3652B33CCF7F7B65A5DF9E4rEL
[12] consultantplus://offline/ref=1CA50F05114C4CB20A901A7A108E1A397B62FEA972190A96470754CA62C3652B33CCF7F1B558E5r8L
[13] consultantplus://offline/ref=1CA50F05114C4CB20A901A7A108E1A397B62FEA972190A96470754CA62C3652B33CCF7F5B451E5rDL
[14] consultantplus://offline/ref=1CA50F05114C4CB20A901A7A108E1A397364FAAE7111579C4F5E58C8E6r5L
[15] consultantplus://offline/ref=1CA50F05114C4CB20A901A7A108E1A397364FAAE7111579C4F5E58C865CC3A3C3485FBF6B6585CEFrAL
[16] consultantplus://offline/ref=1CA50F05114C4CB20A901A7A108E1A397B62FCAA771E0A96470754CA62C3652B33CCF7EFr2L
[17] consultantplus://offline/ref=1CA50F05114C4CB20A901A7A108E1A397B61F8A770180A96470754CA62C3652B33CCF7F7B6585BFDE4r9L
[18] consultantplus://offline/ref=1CA50F05114C4CB20A901A7A108E1A397B61F8A770180A96470754CA62C3652B33CCF7F7B65858FBE4r0L
[19] consultantplus://offline/ref=1CA50F05114C4CB20A901A7A108E1A397B62FEA870190A96470754CA62C3652B33CCF7F7B6585DFAE4rFL
[20] consultantplus://offline/ref=1CA50F05114C4CB20A901A7A108E1A397B62FEA870190A96470754CA62C3652B33CCF7F7B6595BFAE4rEL
[21] consultantplus://offline/ref=1CA50F05114C4CB20A901A7A108E1A397B62FEA870190A96470754CA62C3652B33CCF7F7B6595BF4E4rAL
[22] consultantplus://offline/ref=1CA50F05114C4CB20A901A7A108E1A397B62FEA870190A96470754CA62C3652B33CCF7F7B6595AFDE4r8L
[23] consultantplus://offline/ref=1CA50F05114C4CB20A901A7A108E1A397B62FEA870190A96470754CA62C3652B33CCF7F7B65959FEE4rAL
[24] consultantplus://offline/ref=1CA50F05114C4CB20A901A7A108E1A397B62FEA870190A96470754CA62C3652B33CCF7F7B65959FFE4rFL
[25] consultantplus://offline/ref=1CA50F05114C4CB20A901A7A108E1A397B62FDA9741A0A96470754CA62C3652B33CCF7F7B6585BFEE4r8L
[26] consultantplus://offline/ref=1CA50F05114C4CB20A901A7A108E1A397B62FEA972190A96470754CA62C3652B33CCF7F3B050E5rFL
[27] http://www.consultant.ru/