Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Данное Постановление размещено [1] на сайте ВАС РФ 02.11.2012.
Название документа
Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58
"О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"
ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 2012 г. N 58
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ
ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О РЕКЛАМЕ"
В связи с вопросами, возникающими при рассмотрении арбитражными судами (далее - суды) дел, связанных с применением отдельных положений Федерального закона [2] "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 [3] Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановляет дать судам следующие разъяснения.
1. Согласно пункту 1 статьи 3 [4] Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом [2] о рекламе.
При применении данной нормы судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьей 495 [5] Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 11 [6] Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", статьей 18 [7] Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", статьями 9 [8], 10 [9] Закона "О защите прав потребителей", пунктом 16 статьи 2 [10], частью 5 статьи 18 [11] Федерального закона "О лотереях", статьей 92 [12] Федерального закона "Об акционерных обществах", статьей 27 [13] Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".
То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
2. При анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).
В этом случае данная информация должна быть исследована судом на предмет соответствия требованиям, предъявляемым Законом [14] о рекламе к рекламе, в том числе установленным главой 3 [15] Закона о рекламе в отношении отдельных видов товаров.
3. Согласно пункту 10 статьи 3 [16] Закона о рекламе спонсорской рекламой является реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.
Судам следует учитывать, что к договору, заключенному между спонсором и рекламораспространителем, применяются общие положения об обязательствах и договорах.
Ввиду специфики возникающих между сторонами упомянутого договора правоотношений исполнение, которое должно быть предоставлено лицом после получения исполнения от контрагента, надлежит квалифицировать как встречное. Поэтому к такому исполнению применяются правила, предусмотренные статьей 328 [17] ГК РФ.
При этом существенное искажение наименования спонсора должно рассматриваться как ненадлежащее выполнение рекламораспространителем своих обязательств и влечь соответствующие гражданско-правовые последствия. Неправильное указание организационно-правовой формы спонсора - юридического лица - рассматривается как существенное искажение наименования, если оно не позволяет потребителю рекламы с достоверностью идентифицировать лицо, выступающее спонсором.
Информация предоставлена компанией "КонсультантПлюс" [18]
Предоставленные документы включены в Системы КонсультантПлюс
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
Приложение Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 [19] | 175.5 кб |
Links:
[1] consultantplus://offline/ref=C07867DC328F6EBAF8C6708AE00E64D44A4EE2762504651B8A7326BBF18CD780CB4B87970C2640FDs3jBF
[2] consultantplus://offline/ref=5EFCD47A75146F786E8C0C75B40F4A27ACA75FE1A47059DF743EAC719Dm7jFF
[3] consultantplus://offline/ref=5EFCD47A75146F786E8C0C75B40F4A27ACA75BE0A37159DF743EAC719D7F5976DB6CCA202FD2C875m9j3F
[4] consultantplus://offline/ref=5EFCD47A75146F786E8C0C75B40F4A27ACA75FE1A47059DF743EAC719D7F5976DB6CCA202FD2C871m9j2F
[5] consultantplus://offline/ref=5EFCD47A75146F786E8C0C75B40F4A27ACA75BE5A27C59DF743EAC719D7F5976DB6CCA202FD2C97Am9j2F
[6] consultantplus://offline/ref=5EFCD47A75146F786E8C0C75B40F4A27ACA65AE4AF7A59DF743EAC719D7F5976DB6CCA202FD2CC71m9j4F
[7] consultantplus://offline/ref=5EFCD47A75146F786E8C0C75B40F4A27ACA45EE2AE7C59DF743EAC719D7F5976DB6CCA202FD2C977m9j2F
[8] consultantplus://offline/ref=5EFCD47A75146F786E8C0C75B40F4A27ACA658E1A67F59DF743EAC719D7F5976DB6CCA202FD2C876m9j0F
[9] consultantplus://offline/ref=08042E3D33F0DC2F00CADFC02C4EA73E7BFC974DBF748055D51F0CF90443CBA8E1B92D9B6C40D0E4nCj9F
[10] consultantplus://offline/ref=08042E3D33F0DC2F00CADFC02C4EA73E7BFD9E4BBA7B8055D51F0CF90443CBA8E1B92Dn9jFF
[11] consultantplus://offline/ref=08042E3D33F0DC2F00CADFC02C4EA73E7BFD9E4BBA7B8055D51F0CF90443CBA8E1B92D98n6j5F
[12] consultantplus://offline/ref=08042E3D33F0DC2F00CADFC02C4EA73E7BFC954FBE778055D51F0CF90443CBA8E1B92D9B6C40D8E2nCj0F
[13] consultantplus://offline/ref=08042E3D33F0DC2F00CADFC02C4EA73E7BFD9149BF7B8055D51F0CF90443CBA8E1B92D9B6C40D1E4nCj1F
[14] consultantplus://offline/ref=08042E3D33F0DC2F00CADFC02C4EA73E7BFD904DBD7B8055D51F0CF904n4j3F
[15] consultantplus://offline/ref=08042E3D33F0DC2F00CADFC02C4EA73E7BFD904DBD7B8055D51F0CF90443CBA8E1B92D9B6C40D2E1nCj9F
[16] consultantplus://offline/ref=08042E3D33F0DC2F00CADFC02C4EA73E7BFD904DBD7B8055D51F0CF90443CBA8E1B92D9B6C40D0E1nCjFF
[17] consultantplus://offline/ref=08042E3D33F0DC2F00CADFC02C4EA73E7BFD9443BE718055D51F0CF90443CBA8E1B92D9B6C41D6E2nCjCF
[18] http://www.consultant.ru/
[19] http://respectrb.ru/files/3_13.doc