30.03.2021
КС РФ разобрался, можно ли привлечь по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ за просрочку исполнения госконтракта
Стороны заключили [1] контракт на поставку запчастей для сельской электростанции. Исполнитель поставил товар с просрочкой и заплатил за это пени заказчику.
Позднее по заявлению надзорного органа суды оштрафовали [1] поставщика по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ за неисполнение обязательств по контракту с причинением вреда обществу и государству. Их мотив был такой [2]:
- поставка товара с просрочкой означает, что контракт не исполнен;
- несвоевременное исполнение контракта ущемило права сельских граждан, поскольку те остались без электричества, нарушило нормальный режим работы учреждений и предприятий.
Поставщик с этим не согласился и обратился [3] в КС РФ: названная норма противоречит [4] Конституции, поскольку допускает широкое толкование. Наказать по ней можно не только за неисполнение обязательств, но и за их просрочку. В данном случае, контракт все же был исполнен, хоть и с опозданием. Значит, неисполненных обязательств нет.
КС РФ не поддержал [5] поставщика. Среди прочего он отметил:
- в норме ответственность не за неисполнение контракта [6], а за действия (бездействие), которые привели к этому. Под ними понимают не только неисполнение контракта в прямом смысле, но и просрочку;
- в каждом случае устанавливают [7] реальный вред обществу и государству, а также причинно-следственную связь между действиями (бездействием) и наступлением вреда. Существенность вреда может быть в материальном ущербе, нарушении нормальной работы органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, как в данной ситуации [2];
- не имеет значения, что законодательно не разграничили [8] как именно причинен вред - неисполнением или просрочкой. Последняя тоже может повлечь общественно-опасные последствия;
- защита отношений названной нормой не должна [8] зависеть от характера и вида допущенных виновным нарушений, поскольку это может привести к освобождению от ответственности за вред от его действий;
- норма нужна [9], чтобы стимулировать исполнение контрактных обязательств и не допускать существенного вреда обществу и государству. Ее нельзя назвать неконституционной.
При рассмотрении данного дела КС РФ опирался [10] на судебную практику и позицию ФАС.
Документ: Постановление [11] КС РФ от 18.03.2021 N 7-П
Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru [12]
Оформите заявку [13] на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект [14], с учетом особенностей именно Вашей организации
Links:
[1] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_380196/#dst100012
[2] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_380196/#dst100013
[3] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_380196/#dst100011
[4] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_380196/#dst100014
[5] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_380196/#dst100031
[6] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_380196/#dst100027
[7] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_380196/#dst100028
[8] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_380196/#dst100029
[9] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_380196/#dst100032
[10] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_380196/#dst100030
[11] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_380196/#dst0
[12] http://www.consultant.ru
[13] https://respectrb.ru/consultant/demo
[14] http://respectrb.ru/node/9220