11.03.2021
ВС РФ допустил необычный формат оплаты юруслуг через уступку требования взыскать судебные расходы
Общество представляло интересы фирмы в суде по делу о неосновательном обогащении. Они договорились: фирма оплатит услуги общества после вступления в силу акта первой инстанции. Среди способов оплаты была уступка права требования взысканных с проигравшей стороны судебных расходов.
Фирма спор выиграла. По договорам цессии она передала обществу право требовать с проигравшего часть суммы неосновательного обогащения, а также судебные расходы (как оплату за юруслуги).
По основному требованию суд заменил фирму на общество в порядке правопреемства. После чего фирма хотела взыскать судебные издержки и сделать такую же замену в этой части.
Суды отказали:
- фирма не доказала расходы на оплату услуг представителя;
- право требования взыскать судебные издержки не может возникнуть раньше, чем примут судебный акт об этом. Зачет еще не возникшего права требования, нельзя признать надлежащим платежом
ВС РФ с нижестоящими инстанциями не согласился и отправил дело на новое рассмотрение:
- правопреемнику передали защищаемое в суде требование - к нему перейдет [1] и право на возмещение судебных расходов. Последнее не связано с личностью участника процесса;
- особых правил о выплате исполнителю вознаграждения нет. Стороны договора возмездного оказания услуг могут согласовать выплату вознаграждения исполнителю в разных формах, если такие условия не противоречат основополагающим принципам права;
- не было оснований полагать, что стороны договора выбрали недопустимую форму взаиморасчетов за юруслуги и что фирма не подтвердила судебные издержки;
- уступка прав может касаться и будущего требования. На момент заключения договора уступки спор рассмотрели по существу, а значит имелись предпосылки для удовлетворения требований победителя о взыскании судебных расходов с проигравшей стороны.
ВС РФ также отметил: стороны добровольно выбрали оплату через уступку и должны предполагать, что требование о взыскании судебных издержек могут удовлетворить не полностью.
Документ: Определение ВС РФ от 26.02.2021 N 307-ЭС20-11335
Правительство перечислило группы потребительских товаров и услуг для быстрого сдерживания цен
В перечень включили мясопродукты, яйца, сахар, кондитерские изделия, чай и кофе, плодоовощную продукцию, алкоголь и пр. То же касается, например, одежды и белья, моющих и чистящих средств, мебели, бытовых приборов, стройматериалов, услуг связи. В список внесли также лекарства, медицинские изделия и услуги.
Полагаем, конкретные товары и услуги из этих групп должны входить в набор [2] для расчета индекса [3] потребцен Росстата.
Если Минэкономразвития выявит тенденцию к ускоренному росту цен на такие товары и услуги, то направит информацию об этом в госорган, который за них отвечает. Речь идет о случаях, когда рост цен может сильно превысить инфляцию.
Получатель сведений вместе с ФАС, Минэкономразвития и другими заинтересованными органами должен:
- провести комплексный анализ динамики цен и факторов их формирования;
- при необходимости предложить правительству варианты экономических мер, чтобы сбалансировать рынки потребительских товаров и услуг.
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 27.02.2021 N 497-р (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202103090008 [4])
Во втором чтении приняли поправки о штрафах за продажу электроники без российского софта
Предлагают наказывать за продажу отдельных товаров [5] (смартфонов, компьютеров и т.д.) без предустановленного российского ПО или софта из других стран ЕАЭС. Юрлиц ждет штраф в размере от 50 тыс. до 200 тыс. руб., должностных лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. руб.
Напомним, требование [6] предустанавливать такое ПО вступит в силу с 1 апреля [7]. Перечень российского софта определило [8] правительство.
Планируется, что поправки начнут работать с 1 июля.
Документ: Проект Федерального закона N 757430-7 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/757430-7 [9])
Вузам разрешили проводить экзамены онлайн с помощью биометрической системы
В 2021/22 учебном году проводить промежуточную аттестацию по программам высшего образования (бакалавриат, специалитет и магистратура) можно [10] удаленно с помощью единой биометрической системы [11] и сервиса прокторинга. Последний позволяет контролировать условия прохождения испытаний.
Если вуз решит воспользоваться правом, то применение сервиса нужно закрепить [12] в ЛНА [13]. При этом обяжут использовать [14] отечественный софт из спецреестра [15].
Проводить аттестацию таким способом разрешили [16] с согласия обучающегося, если его биометрические персданные [17] разместили в системе. Кроме того, у него должна быть подтвержденная учетная запись в ЕСИА [18]. Взимать плату с обучающихся за организацию удаленных испытаний нельзя [19].
Перед началом, например, экзамена обучающийся произнесет перед камерой случайные числа. Система оценит и запомнит поведение пользователя и идентифицирует его. Далее сведения по защищенным каналам поступят в вуз. После подтверждения личности обучающегося допустят до испытания.
Документы: Постановление [20] Правительства РФ от 02.03.2021 N 301
Информация с сайта Правительства РФ от 07.03.2021 (http://government.ru/news/41688/ [21])
Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru [22]
Оформите заявку [23] на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект [24], с учетом особенностей именно Вашей организации
Links:
[1] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194054/#dst100018
[2] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_373520/#dst100017
[3] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19571/#dst0
[4] http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202103090008
[5] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_368496/5f8b604adac0655dc364dfc663b5a1d679208d90/#dst100016
[6] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_371958/3d0cac60971a511280cbba229d9b6329c07731f7/#dst1
[7] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_371779/b004fed0b70d0f223e4a81f8ad6cd92af90a7e3b/#dst100133
[8] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_179580/6a54392e4ccb2ae1613c4b0d75b34673245b2284/#dst4015
[9] https://sozd.duma.gov.ru/bill/757430-7
[10] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_378537/1188dd468d031d7f57539449d571487b6f531379/#dst100010
[11] https://bio.rt.ru/
[12] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_378537/1188dd468d031d7f57539449d571487b6f531379/#dst100011
[13] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_377363/8f3360b0a85cddcb4c937bf8a5a92b1c86ef103d/#dst100443
[14] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_378537/1188dd468d031d7f57539449d571487b6f531379/#dst100012
[15] https://reestr.digital.gov.ru/reestr/
[16] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_378537/1188dd468d031d7f57539449d571487b6f531379/#dst100013
[17] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_373185/98180fd5e891b209ce6f5707c16689bcbe579e2a/#dst100012
[18] https://esia.gosuslugi.ru/
[19] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_378537/1188dd468d031d7f57539449d571487b6f531379/#dst100024
[20] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_378537/#dst0
[21] http://government.ru/news/41688/
[22] http://www.consultant.ru
[23] https://respectrb.ru/consultant/demo
[24] http://respectrb.ru/node/9220