Система Консультант Плюс: Версия Проф
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Верховного Суда РФ от 29.09.2011 N ГКПИ11-610
<О признании частично недействующим первого предложения пункта 9.6 Правил дорожного движения Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090>
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 сентября 2011 г. N ГКПИ11-610
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению В. о признании частично недействующим пункта 9.6 [1] Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090,
установил:
Правила [2] дорожного движения Российской Федерации (далее - Правила) утверждены Постановлением [3] Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, действуют в редакции Постановления [4] Правительства Российской Федерации от 10 мая 2010 г. N 316.
Раздел 9 [5] Правил регулирует расположение транспортных средств на проезжей части. Пунктом 9.6 [1], в редакции от 14 декабря 2005 г. N 767 [6], предусмотрено, что разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 [7] Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 [8] или 5.15.2 [8], движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.
В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании приведенного пункта [1] недействующим в части разрешения движения по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, для обгона. В заявлении указано, что из анализа пунктов 1.1 [9], 1.2 [10] и 9.1 [11] Правил видно, что обгон не может иметь место на трамвайных путях попутного направления, так как последние не располагаются на полосе (стороне проезжей части), предназначенной для встречного движения. В связи с этим пункт 9.6 [1] Правил в оспариваемой части противоречит как названным положениям Правил [2], так и статье 6 [12], пункту 4 статьи 22 [13] Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и нарушает его права, гарантированные этим Федеральным законом [14]. В дополнении к заявлению В. поддержал свое требование и пояснил, что как водитель он обязан знать и соблюдать относящиеся к нему требования Правил [2]. Однако наличие в них неопределенности создает опасность для движения, поскольку участники движения могут по-иному, чем он, воспринимать оспариваемое предписание, что может привести к дорожно-транспортному происшествию. Тем самым пунктом 9.6 [1] Правил нарушаются его права на безопасность дорожного движения, охрану жизни, здоровья и имущества.
Заявитель в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель Правительства Российской Федерации А. требование заявителя не признал, ссылаясь на то, что оспариваемое положение [1] статьям 6 [12] и 22 [15] Федерального закона "О безопасности дорожного движения" не противоречит, поскольку они содержат лишь отсылку к Правилам [2], которыми устанавливается порядок дорожного движения в Российской Федерации. В то же время в письменных возражениях представителя заинтересованного лица от 27 июня 2011 г. указано, что Постановлением [16] Правительства Российской Федерации от 10 мая 2010 г. N 316 в отдельные положения Правил [2] были внесены существенные изменения, которые изменили понятийный аппарат документа. В частности, была изменена формулировка понятия "обгон", однако из пункта 9.6 [1] Правил данный термин не был исключен, несмотря на то, что его новое определение по своей сути противоречило контексту этого пункта [1]. Указанный пробел предполагается устранить путем внесения в Правила [2] соответствующего изменения.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., просившей удовлетворить требование заявителя, суд находит заявление В. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1.2 [17] Правил под обгоном понимается опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части). При этом в силу пункта 9.1 [11] Правил стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств). На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.2) [18].
Из приведенных норм следует, что при движении по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, обгон не может иметь место, поскольку трамвайные пути не находятся на полосе (стороне проезжей части), предназначенной для встречного движения. Однако пункт 9.6 [1] Правил говорит о возможности обгона в таких случаях, создавая тем самым правовую неопределенность в толковании понятия "обгон".
Согласно статье 6 [12] Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения находятся в ведении Российской Федерации. Пунктом 4 статьи 22 [13] этого Федерального закона определено, что единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами [2] дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. По смыслу изложенных положений установление единого порядка дорожного движения на всей территории Российской Федерации предполагает, что регламентирующие его нормы должны согласовываться между собой и отвечать критериям определенности, ясности и недвусмысленности. Между тем содержание пункта 9.6 [1] Правил в оспариваемой части этим критериям не отвечает, что не позволяет признать его соответствующим требованиям Федерального закона [14] "О безопасности дорожного движения".
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 25 [19] Постановления от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснил, что, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Руководствуясь статьями 194 [20] - 199 [21], 253 [22] ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление В. удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу первое предложение пункта 9.6 [1] Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, в редакции от 14 декабря 2005 г. N 767, в части, разрешающей движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, для обгона.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его изготовления судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ
Информация предоставлена компанией "КонсультантПлюс" [23]
Предоставленные документы включены в Системы КонсультантПлюс
Links:
[1] consultantplus://offline/ref=56EAC31A2F207B0F538B7EFC99F399F01CAC33FE4337197355A0583EB4B51C40A09824A46EE3ABEBA157K
[2] consultantplus://offline/ref=56EAC31A2F207B0F538B7EFC99F399F01CAC33FE4337197355A0583EB4B51C40A09824A46EE3A2E8A15BK
[3] consultantplus://offline/ref=56EAC31A2F207B0F538B7EFC99F399F01CAC33FE4337197355A0583EB4AB55K
[4] consultantplus://offline/ref=56EAC31A2F207B0F538B7EFC99F399F01CAC33F94B32197355A0583EB4AB55K
[5] consultantplus://offline/ref=56EAC31A2F207B0F538B7EFC99F399F01CAC33FE4337197355A0583EB4B51C40A09824A46EE3A0EAA15DK
[6] consultantplus://offline/ref=56EAC31A2F207B0F538B7EFC99F399F018AB31FA4A3C44795DF9543CB3BA4357A7D128A56EE3A7AE5DK
[7] consultantplus://offline/ref=56EAC31A2F207B0F538B7EFC99F399F01CAC33FE4337197355A0583EB4B51C40A09824A46EE3A0E8A15AK
[8] consultantplus://offline/ref=56EAC31A2F207B0F538B7EFC99F399F01CAC33FE4337197355A0583EB4B51C40A09824A46EE2A2E9A157K
[9] consultantplus://offline/ref=56EAC31A2F207B0F538B7EFC99F399F01CAC33FE4337197355A0583EB4B51C40A09824A46EE3A2E8A159K
[10] consultantplus://offline/ref=56EAC31A2F207B0F538B7EFC99F399F01CAC33FE4337197355A0583EB4B51C40A09824A46EE3A2EBA15EK
[11] consultantplus://offline/ref=56EAC31A2F207B0F538B7EFC99F399F01CAC33FE4337197355A0583EB4B51C40A09824ADA65BK
[12] consultantplus://offline/ref=56EAC31A2F207B0F538B7EFC99F399F01CAD34FE4231197355A0583EB4B51C40A09824A46EE3A2EDA15BK
[13] consultantplus://offline/ref=56EAC31A2F207B0F538B7EFC99F399F01CAD34FE4231197355A0583EB4B51C40A09824A46EE3A3EAA156K
[14] consultantplus://offline/ref=56EAC31A2F207B0F538B7EFC99F399F01CAD34FE4231197355A0583EB4AB55K
[15] consultantplus://offline/ref=56EAC31A2F207B0F538B7EFC99F399F01CAD34FE4231197355A0583EB4B51C40A09824A46EE3A3EAA15AK
[16] consultantplus://offline/ref=56EAC31A2F207B0F538B7EFC99F399F01CAC33F94B32197355A0583EB4B51C40A09824A46EE3A2E8A15EK
[17] consultantplus://offline/ref=56EAC31A2F207B0F538B7EFC99F399F01CAC33FE4337197355A0583EB4B51C40A09824A46CAE51K
[18] consultantplus://offline/ref=56EAC31A2F207B0F538B7EFC99F399F01CAC33FE4337197355A0583EB4B51C40A09824ADA658K
[19] consultantplus://offline/ref=56EAC31A2F207B0F538B7EFC99F399F01CAC32F94B31197355A0583EB4B51C40A09824A46EE3A2E1A15BK
[20] consultantplus://offline/ref=56EAC31A2F207B0F538B7EFC99F399F01CAD31F24530197355A0583EB4B51C40A09824A46EE3ABE9A156K
[21] consultantplus://offline/ref=56EAC31A2F207B0F538B7EFC99F399F01CAD31F24530197355A0583EB4B51C40A09824A46EE3ABEAA15EK
[22] consultantplus://offline/ref=56EAC31A2F207B0F538B7EFC99F399F01CAD31F24530197355A0583EB4B51C40A09824A46EE2A3EFA159K
[23] http://www.consultant.ru/