11.11.2020
Проект "закона-спутника" реформы контроля и надзора внесли в Госдуму
Депутаты рассмотрят масштабный проект поправок, которые нужны в связи с реформой [1] контроля и надзора. Планируют изменить более 100 законов. Среди них ЗК [2] РФ (ст. 45 проекта) и ГрК [3] РФ (ст. 57 проекта), а также:
- Закон [4] о защите прав потребителей (ст. 4 проекта);
- Закон [5] о пожарной безопасности (ст. 9 проекта);
- Закон [6] об алкогольном регулировании (ст. 13 проекта);
- Закон [7] о рекламе (ст. 61 проекта);
- Закон [8] о персональных данных (ст. 64 проекта);
- Закон [9] об обращении лекарств (ст. 79 проекта);
- Закон [10] об основах охраны здоровья граждан (ст. 87 проекта).
Поправки позволят сделать правила данных законов о контроле и надзоре единообразными и более понятными. В частности, планируют четко изложить предмет [11] контроля и надзора на каждом его уровне (федеральном, региональном и муниципальном). Для некоторых видов контроля и надзора установят особенности, например, профилактических [12] и контрольных (надзорных) мероприятий [13].
Важно, что с 2025 года хотят отменить Закон [14] о защите прав юрлиц и ИП. С 1 июля 2021 года до 31 декабря 2024 года включительно его планируют применять в части уведомительного порядка начала отдельных видов бизнеса. То же касается 15 видов госконтроля и надзора (п. п. 2 и 3 ст. 75 проекта). В числе последних:
- федеральный госконтроль (надзор) в сфере миграции;
- госконтроль за соблюдением антимонопольного законодательства;
- федеральный госнадзор за СРО.
Проект предусматривает и другие поправки. Многие из них относятся к сфере лицензирования (ст. 85 проекта). Например, упростят выдачу лицензий, введут положения о периодическом подтверждении соответствия лицензионным требованиям, о частичной приостановке действия лицензии. Подробнее об этом расскажем в отдельном материале.
Основная часть изменений начнет действовать 1 июля 2021 года (ст. 115 проекта). Напомним, с этой даты вступает в силу большинство правил реформы контроля и надзора.
Документ: Проект Федерального закона N 1051647-7 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1051647-7 [15])
ВС РФ: арендатор может вернуть переплату за период действия незаконного порядка расчета платежей
Гражданин пользовался муниципальным земельным участком на основании договора аренды. Порядок расчета платы был утвержден актом администрации области. Суд в 2018 году признал отдельные положения этого акта недействующими. Арендатор пересчитал размер платежей, основываясь на предыдущей редакции отмененных положений. Он обнаружил переплату за период с апреля 2017 года по 17 декабря того же года и в судебном порядке потребовал ее вернуть с процентами.
Первая инстанция в отношении суммы переплаты поддержала истца.
Апелляция и кассация в иске отказали. Спорные положения акта признаны недействующими с марта 2018 года - момента вступления в силу решения суда. Поскольку ранее эти нормы действовали, арендную плату в пользу арендатора перерассчитать нельзя.
Верховный суд с нижестоящими инстанциями не согласился и отправил дело на новое рассмотрение. Суд признал порядок расчета недействующим, поэтому арендатор может скорректировать [16] арендные платежи по ранее действовавшим нормам и возвратить переплаченную по незаконному акту сумму. Момент признания акта недействующим не должен этому препятствовать.
Вывод применим и к ситуациям, когда арендатором является юрлицо.
Документ: Определение ВС РФ от 20.10.2020 N 16-КГ20-14-К4
Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru [17]
Оформите заявку [18] на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект [19], с учетом особенностей именно Вашей организации
Links:
[1] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339697/#dst0
[2] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_365228/#dst0
[3] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357291/#dst0
[4] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358915/#dst0
[5] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_341901/#dst0
[6] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343810/#dst0
[7] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358851/#dst0
[8] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_351273/#dst0
[9] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357175/#dst0
[10] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357178/#dst0
[11] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358750/1da109e64118fd5436cd8889bfefbf76154cca9c/#dst100161
[12] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339697/e6d291f32e4bf870fed2ca8def1d05eed17a5ce0/#dst100019
[13] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339697/e4124928789328bbaafec1a3fd77d391baa56506/#dst100038
[14] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357143/#dst0
[15] https://sozd.duma.gov.ru/bill/1051647-7
[16] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_201474/#dst100494
[17] http://www.consultant.ru
[18] https://respectrb.ru/consultant/demo
[19] http://respectrb.ru/node/9220