Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Письмо ФНС РФ от 08.09.2011 N ЕД-4-3/14587@
"О направлении письма Министерства финансов Российской Федерации от 31.08.2011 N 03-11-09/55" (о применении УСН и ЕНВД в связи с изменениями, внесенными в ОКУН)"
(вместе с <Письмом> Минфина РФ от 31.08.2011 N 03-11-09/55)
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 8 сентября 2011 г. N ЕД-4-3/14587@
О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА
МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 31.08.2011 N 03-11-09/55" (О ПРИМЕНЕНИИ УСН И ЕНВД
В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЯМИ, ВНЕСЕННЫМИ В ОКУН)
Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо [1] Министерства финансов Российской Федерации от 31.08.2011 N 03-11-09/55 о порядке применения положений глав 26.2 [2] и 26.3 [3] Налогового кодекса Российской Федерации в связи с изменениями, внесенными в Общероссийский классификатор [4] услуг населению ОК 002-93 Приказом [5] Росстандарта от 23.12.2010 N 1072-ст.
Доведите данное письмо [1] до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков.
Заместитель
руководителя ФНС России,
советник государственной
гражданской службы
Российской Федерации 2 класса
Д.В.ЕГОРОВ
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 августа 2011 г. N 03-11-09/55
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам о порядке применения положений глав 26.2 [2] и 26.3 [3] Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с учетом изменений, внесенных в Общероссийский классификатор [4] услуг населению ОК 002-93 Приказом [5] Росстандарта от 23 декабря 2010 г. N 1072-ст, и сообщает следующее.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 346.26 [6] Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности переводится предпринимательская деятельность в сфере оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором [4] услуг населению.
К бытовым услугам согласно статье 346.27 [7] Кодекса относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором [4] услуг населению, за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов.
С 1 апреля 2011 г. в Общероссийский классификатор [4] услуг населению, утвержденный Постановлением [8] Госстандарта России от 28 июня 1993 г. N 163 (далее - ОКУН), Приказом [5] Росстандарта от 23 декабря 2010 г. N 1072-ст (далее - Приказ N 1072-ст) внесен ряд изменений и поправок, в частности, в раздел 010000 [9] "Бытовые услуги" ОКУН.
В связи с тем, что Приказ N 1072-ст [5] приводит к изменению налоговых обязательств по единому налогу на вмененный доход, следует относить к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, на которые распространяются положения статьи 5 [10] Кодекса.
Исходя из статьи 5 [10] Кодекса акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Приказ N 1072-ст [5] опубликован в ИУС "Национальные стандарты", март 2011 г., N 3.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными правовыми актами (законами) которых на уплату единого налога на вмененный доход переведена предпринимательская деятельность в сфере оказания бытовых услуг (без выделения конкретных видов услуг), по видам бытовых услуг, включенным в ОКУН [4] с 1 апреля 2011 года, обязаны перейти на уплату единого налога на вмененный доход с начала очередного налогового периода по единому налогу на вмененный доход, то есть с 1 июля 2011 года.
В отношении порядка налогообложения предпринимательской деятельности в сфере оказания населению парикмахерских и косметических услуг следует учитывать следующее.
С 1 апреля 2011 г. в соответствии с Приказом N 1072-ст [5] в разделе 010000 [9] "Бытовые услуги" ОКУН выделена отдельная группа услуг - "Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения" (код 019300 ОКУН), которые относятся к подразделу 019000 [11] "Услуги бань, душевых и саун. Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения. Услуги предприятий по прокату. Ритуальные, обрядовые услуги".
При этом с 1 августа 2010 г. действуют Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.2.2631-10 [12] "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги" (далее - Санитарные правила), которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 г. N 59 (зарегистрировано в Минюсте России 6 июля 2010 г. N 17694).
В соответствии с пунктом 2.1 [13] указанных Санитарных правил организации коммунально-бытового назначения, оказывающие парикмахерские и косметические услуги, могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенном, встроенно-пристроенном к жилым и общественным зданиям (в составе предприятий бытового обслуживания и общественных торговых центров, центров красоты и здоровья, бань, гостиниц и других общественных зданий).
Допускается размещение организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги, на первых этажах жилых зданий при наличии изолированного входа от жилой части и автономной системы вентиляции, в подвальных и цокольных этажах зданий, в торговых центрах и комплексах без естественного освещения при условии соблюдения гигиенических требований к воздухообмену помещений и параметров микроклимата, использования ламп дневного света с улучшенной цветопередачей и выполнения мероприятий, предусмотренных гигиеническими требованиями к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту.
Данные положения Санитарных правил [12], а также отсутствие классификации организаций коммунально-бытового назначения в действующем законодательстве позволяет сделать вывод, что каких-либо конкретных критериев (признаков) отнесения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере оказания парикмахерских и косметических услуг, к указанному типу организаций не предусмотрено.
Учитывая изложенное, предпринимательскую деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, связанную с оказанием парикмахерских и косметических услуг, предусмотренных по коду 019300 ОКУН - "Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения", независимо от того, относятся ли такие хозяйствующие субъекты к организациям коммунально-бытового назначения или нет, в целях применения главы 26.3 [3] Кодекса, следует относить к предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг, которая соответственно подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Также следует отметить, что услуги соляриев предусмотрены по коду 019339 ОКУН, а услуги по уходу за телом и массажу тела - по коду 019338 ОКУН.
В связи с этим предпринимательская деятельность в сфере оказания услуг соляриев и услуг массажных кабинетов относится к предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг и переводится на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Одновременно обращаем внимание, что виды услуг, предоставляемые медицинскими и санаторно-оздоровительными учреждениями, предусмотрены в разделе 080000 [14] ОКУН - "Медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги". В частности, в данном разделе [14] предусмотрены косметические услуги (код 081501 ОКУН), а также прочие санаторно-оздоровительные услуги (код 082200 ОКУН), к которым могут быть отнесены услуги массажного кабинета.
Учитывая изложенное, считаем, что организации, за исключением медицинских и санаторно-оздоровительных учреждений (профилактории, санатории, физкультурно-оздоровительные и иные лечебно-оздоровительные организации), а также индивидуальные предприниматели, предоставляющие населению услуги, предусмотренные в подразделе 019300 [15] ОКУН - "Услуги бань, душевых и саун. Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения. Услуги предприятий по прокату. Ритуальные, обрядовые услуги", вправе применять начиная с 1 июля 2011 г. в отношении такой деятельности систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Вместе с тем следует иметь в виду, что согласно подпункту 3 пункта 2.2 статьи 346.26 [16] Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход не переводятся индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с главой 26.2 [2] Кодекса на упрощенную систему налогообложения на основе патента по видам предпринимательской деятельности, которые по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга переведены на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 346.25.1 [17] Кодекса применение упрощенной системы налогообложения на основе патента разрешается индивидуальным предпринимателям, осуществляющим, в частности, предпринимательскую деятельность, связанную с предоставлением услуг парикмахерскими и салонами красоты (подпункт 37 пункта 2 статьи 346.25.1 [18] Кодекса) и в отношении услуг бань, саун, соляриев, массажных кабинетов (подпункт 51 пункта 2 статьи 346.25.1 [19] Кодекса).
В случае, когда в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по одному и тому же виду предпринимательской деятельности возможно применение упрощенной системы налогообложения на основе патента и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, индивидуальный предприниматель вправе сам выбирать применяемую им систему налогообложения.
Таким образом, внесенные Приказом N 1072-ст [5] в ОКУН [4] изменения не влияют на возможность применения налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения на основе патента.
Также сообщаем, что согласно пункту 9 [20] Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области" (далее - Положение), определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 10 [21] указанного Положения установлено, что предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам информации, касающейся общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, обеспечивают Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Федеральная служба государственной статистики - в отношении всех общероссийских классификаторов.
Директор Департамента
И.В.ТРУНИН
Links:
[1] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=119270;fld=134;dst=100009
[2] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=117133;fld=134;dst=103572
[3] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=117133;fld=134;dst=103723
[4] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=112425;fld=134
[5] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=111508;fld=134
[6] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=117133;fld=134;dst=1582
[7] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=117133;fld=134;dst=1820
[8] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=39414;fld=134
[9] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=112425;fld=134;dst=100069
[10] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=117058;fld=134;dst=100041
[11] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=112425;fld=134;dst=103796
[12] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=102459;fld=134;dst=100014
[13] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=102459;fld=134;dst=100024
[14] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=112425;fld=134;dst=103085
[15] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=112425;fld=134;dst=103800
[16] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=117133;fld=134;dst=4162
[17] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=117133;fld=134;dst=4136
[18] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=117133;fld=134;dst=3408
[19] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=117133;fld=134;dst=3422
[20] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=104485;fld=134;dst=100031
[21] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=104485;fld=134;dst=100032
[22] http://www.consultant.ru/