Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
<Письмо> МЧС РФ от 02.06.2011 N 19-3-1-2086
"О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СНиП"
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПИСЬМО
от 2 июня 2011 г. N 19-3-1-2086
О ПРИМЕНЕНИИ ПТЭЭП, ПУЭ, СНИП
В последнее время участились случаи обращения в МЧС России юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о необоснованности применения должностными лицами ГПН в качестве предписаний требований нормативных документов по электроэнергетике, строительных норм и правил и незаконности их вменения при производстве по делам об административных правонарушениях по статье 20.4 [1] КоАП РФ.
ДНД МЧС России сообщает, что статьей 15 [2] Федерального закона "О защите прав юридически лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ установлено, что при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют эти должностные лица.
Положение пункта 57 [3] правил пожарной безопасности в Российской Федерации не создает собой состав административного правонарушения в области пожарной безопасности, т.к. не содержит предписания как такового, а лишь отсылает к иным нормативным документам по электроэнергетике. В данном случае квалификация административного правонарушения возможна только при нарушении требования, установленного конкретным нормативным документом по электроэнергетике.
Правила [4] технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), Правила [5] устройства электроустановок (ПУЭ) содержат требования технического характера, опосредованно связанные с пожарной безопасностью. Нарушение этих требований может влиять на состояние пожарной безопасности, однако ответственность за их нарушение установлена статьей 9.11 [6] КоАП РФ, рассмотрение дел по которой отнесено статьей 23.30 [7] Кодекса к компетенции органов государственного энергетического надзора.
Пунктом 1.2.11 [8] ПТЭЭП установлено, что государственный надзор за соблюдением требований настоящих Правил осуществляется органами государственного энергетического надзора.
В связи с изложенным, должностные лица ГПН при даче предписаний о выполнении обязательных требований пожарной безопасности не вправе предписывать требования о необходимости выполнения правил и норм, надзор за которыми относится к компетенции иных контрольно-надзорных органов, за исключением требований, изложенных в правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) [9].
При рассмотрении нарушений строительных норм и правил (СНиП), непосредственно связанных с требованиями пожарной безопасности, следует учитывать, что на здания, строения, сооружения, запроектированные и построенные по действовавшим ранее нормам, требования новых нормативных документов не распространяются.
Вместе с тем, строительные нормы и правила, в части требований пожарной безопасности, изданные до 1996 года и в которые не вносились изменения в более поздние сроки, обязательны к исполнению на объектах, построенных до указанного времени.
Обращается внимание на то, что нормативные правовые документы, касающиеся прав и свобод граждан, не прошедшие регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, не опубликованные в установленном порядке, не могут рассматриваться в качестве обязательных и не должны предписываться для исполнения гражданами и организациями и не несут правовых последствий (также см. письмо [10] Минюста РФ от 23.10.2009 N 01-5316/09).
В случаях, если доказано, что дальнейшая эксплуатация зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, следует руководствоваться положениями Федерального закона [11] "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ.
Директор Департамента
надзорной деятельности
генерал-лейтенант
внутренней службы
Ю.И.ДЕШЕВЫХ
Links:
[1] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=117248;fld=134;dst=2686
[2] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=115957;fld=134;dst=100196
[3] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=43497;fld=134;dst=100152
[4] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=40861;fld=134;dst=100011
[5] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=91515;fld=134;dst=100003
[6] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=117248;fld=134;dst=100698
[7] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=117248;fld=134;dst=1826
[8] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=40861;fld=134;dst=100110
[9] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=43497;fld=134;dst=100011
[10] consultantplus://offline/main?base=EXP;n=472505;fld=134
[11] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=78699;fld=134
[12] http://www.consultant.ru/