Аналитический обзор от 14 мая 2015 года

Постоянно действующие арбитражные учреждения будут выполнять функции по организационному обеспечению процесса разрешения спора и принятия решения третейским судом (арбитража). В законопроекте эта деятельность названа администрированием арбитража.
Администрирование арбитража, в частности, включает обеспечение процедур выбора, назначения или отвода арбитров, организацию сбора и распределение арбитражных сборов. В полномочия постоянно действующих арбитражных учреждений не входят непосредственно функции третейского суда по разрешению споров.
Такие учреждения могут быть созданы только при НКО, которая получила специальное разрешение. Предполагается, что выдавать его будет Правительство РФ. Без разрешения в качестве постоянно действующего арбитражного учреждения могут функционировать МКАС (http://mkas.tpprf.ru/ru/) и МАК (http://mac.tpprf.ru/ru/) при ТПП РФ. Указано также, какие субъекты не вправе создавать данные учреждения. Например, это касается госкорпораций или адвокатских палат (ч. 2 ст. 44 законопроекта).
Для выдачи НКО разрешения предусмотрен ряд требований (ч. 5 ст. 44 законопроекта). Предполагается, что действовать арбитражные учреждения будут на основании правил арбитража и правил выполнения функций в связи с его администрированием (ст. 45 законопроекта). Кроме того, названное учреждение не вправе осуществлять функции администрирования арбитража до тех пор, пока орган исполнительной власти не получит письменное уведомление об опубликовании депонированных правил арбитража и не завершится формирование органов учреждения. Отдельные виды деятельности (например, администрирование международного коммерческого арбитража) такое учреждение может осуществлять, только если эти виды деятельности указаны в правилах учреждения.
НКО, при которых будут создаваться постоянно действующие арбитражные учреждения, надлежит обеспечивать соблюдение учреждениями требований, обозначенных в законопроекте. В некоторых случаях НКО будет нести гражданско-правовую ответственность перед сторонами арбитража в виде возмещения им убытков, если учреждение умышленно или по грубой неосторожности причинило их, не исполнив или исполнив ненадлежащим образом свои функции.
Можно предположить, что данные изменения призваны решить проблему беспристрастности так называемых "карманных" судов. Подробнее об этом см. Аналитический обзор от 27 ноября 2014 г.
С текстом законопроекта можно ознакомиться на сайте www.consultant.ru в рубрике "Горячие документы" (http://static.consultant.ru/obj/file/doc/fz_080515.pdf).

Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18.

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Постоянно действующие арбитражные учреждения будут выполнять функции по организационному обеспечению процесса разрешения спора и принятия решения третейским судом (арбитража). В законопроекте эта деятельность названа администрированием арбитража.

Администрирование арбитража, в частности, включает обеспечение процедур выбора, назначения или отвода арбитров, организацию сбора и распределение арбитражных сборов. В полномочия постоянно действующих арбитражных учреждений не входят непосредственно функции третейского суда по разрешению споров.

Такие учреждения могут быть созданы только при НКО, которая получила специальное разрешение. Предполагается, что выдавать его будет Правительство РФ. Без разрешения в качестве постоянно действующего арбитражного учреждения могут функционировать МКАС (http://mkas.tpprf.ru/ru/) и МАК (http://mac.tpprf.ru/ru/) при ТПП РФ. Указано также, какие субъекты не вправе создавать данные учреждения. Например, это касается госкорпораций или адвокатских палат (ч. 2 ст. 44 законопроекта).

Для выдачи НКО разрешения предусмотрен ряд требований (ч. 5 ст. 44 законопроекта). Предполагается, что действовать арбитражные учреждения будут на основании правил арбитража и правил выполнения функций в связи с его администрированием (ст. 45 законопроекта). Кроме того, названное учреждение не вправе осуществлять функции администрирования арбитража до тех пор, пока орган исполнительной власти не получит письменное уведомление об опубликовании депонированных правил арбитража и не завершится формирование органов учреждения. Отдельные виды деятельности (например, администрирование международного коммерческого арбитража) такое учреждение может осуществлять, только если эти виды деятельности указаны в правилах учреждения.

НКО, при которых будут создаваться постоянно действующие арбитражные учреждения, надлежит обеспечивать соблюдение учреждениями требований, обозначенных в законопроекте. В некоторых случаях НКО будет нести гражданско-правовую ответственность перед сторонами арбитража в виде возмещения им убытков, если учреждение умышленно или по грубой неосторожности причинило их, не исполнив или исполнив ненадлежащим образом свои функции.

Можно предположить, что данные изменения призваны решить проблему беспристрастности так называемых "карманных" судов. Подробнее об этом см. Аналитический обзор от 27 ноября 2014 г.

С текстом законопроекта можно ознакомиться на сайте www.consultant.ru в рубрике "Горячие документы" (http://static.consultant.ru/obj/file/doc/fz_080515.pdf).

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы