Аналитический обзор от 5 февраля 2013 года

Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсултьтантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18.

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Название документа

"КонсультантПлюс: Аналитический обзор от 5 февраля 2013 года

Федеральный закон от 29.12.2012 N 282-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

Источник публикации

Обзор подготовлен специалистами АО "Консультант Плюс".

Примечание к документу

Текст документа

Подписаться на обзоры на www.consultant.ru

КонсультантПлюс: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 5 ФЕВРАЛЯ 2013 ГОДА

Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "КонсультантПлюс".

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.2012 N 282-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ

ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ

АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

1. Упрощение эмиссии ценных бумаг >>>

2. Особенности выплат по эмиссионным ценным бумагам >>>

3. Учет прав по эмиссионным ценным бумагам >>>

4. Влияние реорганизации эмитента на права по эмиссионным ценным бумагам >>>

5. Отдельные изменения в эмиссии привилегированных акций >>>

6. Изменения в банковском законодательстве >>>

Указанным Федеральным законом (далее - Закон N 282-ФЗ) вносятся изменения в ряд федеральных законов, регулирующих финансовые отношения. В некоторых случаях изменения носят лишь технический и уточняющий характер, однако в ряде случаев новеллы Закона N 282-ФЗ являются принципиальными.

Наиболее важные изменения коснулись сферы эмиссионных ценных бумаг: их выпуск был в значительной мере упрощен.

Закон N 282-ФЗ, за исключением отдельных положений, вступил в силу 2 января 2013 г.

1. Упрощение эмиссии ценных бумаг

В случаях когда государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, в п. 2.1 ст. 20 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) в новой редакции эмитенту предоставляется возможность передать на предварительное рассмотрение документы, необходимые для осуществления государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг (далее - эмиссионных документов) регистрирующим органом (ФСФР России или ЦБ РФ). На рассмотрение могут быть поданы проекты документов, необходимых для государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, то есть документы, не утвержденные уполномоченным органом эмитента. Регистрирующий орган должен рассмотреть их в течение 30 дней с момента получения, указав на их соответствие или несоответствие действующему законодательству.

Срок государственной регистрации представленных в регистрирующий орган эмиссионных документов несколько сокращен (п. 3 ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции). По общему правилу регистрация выпуска или отказ в такой регистрации будет осуществляться в течение 20 дней, при наличии проспекта ценных бумаг - в течение 30 дней, а при прохождении процедуры предварительного рассмотрения документов - в течение 10 дней (если такая проверка прошла успешно или если эмитент учел все замечания регистрирующего органа и устранил недочеты в документах).

В настоящее время в Законе о рынке ценных бумаг установлен срок продолжительностью в 30 дней. Данный срок предусмотрен для государственной регистрации любого выпуска эмиссионных ценных бумаг вне зависимости от того, сопровождается ли он регистрацией проспекта ценных бумаг.

В качестве другого важного изменения российского законодательства, вносимого Законом N 282-ФЗ, следует назвать расширение перечня случаев допустимости публичного обращения эмиссионных ценных бумаг без длительной и трудоемкой подготовки проспекта ценных бумаг. Ранее в Законе о рынке ценных бумаг указывалось, что таким образом могут быть допущены к публичному обращению лишь биржевые облигации, выпуск которых не требует государственной регистрации. Рассматриваемый Закон дополнил этот перечень выпусками эмиссионных ценных бумаг, которые были допущены к организованным торгам без их включения в котировальные списки при соблюдении определенных требований организатора торговли.

Как можно предположить, логика законодателя была в том, чтобы по возможности снизить объем дублирующихся и повторяющихся проверок эмиссионных документов, как это уже сделано, к примеру, для биржевых облигаций. При допуске эмиссионных ценных бумаг к торгам эмитент вынужден проходить проверку на соответствие определенным требованиям организатора торговли.

Рассмотренные выше новеллы Закона N 282-ФЗ вступят в силу со 2 июля 2013 г. (п. 5 ст. 14 Закона N 282-ФЗ).

Законом N 282-ФЗ внесены изменения в п. 2 ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг, в котором ранее предусматривалось, что если государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, то каждый этап эмиссии сопровождается раскрытием или предоставлением информации. На данный момент указанные нормы в Законе о рынке ценных бумаг отсутствуют. Однако следует отметить, что в нормативных правовых актах ФСФР России аналогичные положения сохранились (см. п. 2.1.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 04.10.2011 N 11-46/пз-н, и п. 2.1.4 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н, далее - Стандарты эмиссии).

Из ст. 31 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и ст. 102 ГК РФ были исключены указания на то, что облигация должна иметь номинальную стоимость и что номинальная стоимость всех выпущенных облигаций не должна превышать размера уставного капитала эмитента и (или) величину обеспечения, предоставленного ему для этих целей третьими лицами. Также в этих нормах указывалось, что при отсутствии обеспечения, предоставленного третьими лицами, выпуск облигаций допускается не ранее третьего года существования эмитента и при условии надлежащего утверждения годовых балансов общества за два завершенных финансовых года.

В то же время ст. 27.5-4 Закона о рынке ценных бумаг, содержащая особенности эмиссии облигаций хозяйственным обществом, была существенным образом сокращена. В редакции Закона N 282-ФЗ она устанавливает лишь одно правило для эмиссии облигаций хозяйственным обществом. Выпуск таких ценных бумаг допускается после полной оплаты уставного капитала эмитента. Иные ограничения были сняты.

Также Законом N 282-ФЗ были внесены многочисленные менее значимые изменения нормативных требований к эмиссионным документам. Так, в решении о выпуске ценных бумаг более не требуется указывать почтовый адрес эмитента (абз. 2 п. 1 ст. 17 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции).

Закон о рынке ценных бумаг (п. 2 ст. 22.1) ранее также содержал положения, согласно которым проспект ценных бумаг в ряде случаев должен был быть подписан аудитором и независимым оценщиком. Законом N 282-ФЗ указанные нормы исключены.

Требования к условиям размещения ценных бумаг, а также к отчетам или уведомлениям об итогах выпуска были переработаны Законом N 282-ФЗ (ст. ст. 24 и 25 Закона о рынке ценных бумаг). Однако внесенные изменения во многом носят технический характер. К примеру, исключено положение, согласно которому отчет об итогах выпуска должен быть подписан главным бухгалтером эмитента (иным лицом, выполняющим его функции). При этом требование о подписании отчета главным бухгалтером эмитента (иным лицом, выполняющим его функции) содержится в п. 2.6.3 Стандартов эмиссии, который в настоящее время не изменялся.

Закон о рынке ценных бумаг был дополнен правилами о внесении изменений в решение о выпуске ценных бумаг и проспект ценных бумаг (ст. 24.1 указанного Закона), а также об отказе эмитента от размещения ценных бумаг (ст. 24.2 указанного Закона).

Многочисленные изменения были также внесены в положения о приостановлении эмиссии ценных бумаг и о признании выпуска несостоявшимся или недействительным (ст. 26 Закона о рынке ценных бумаг). Рассматриваемым Законом, помимо прочего, было исключено положение ст. 26 Закона о рынке ценных бумаг, согласно которому одним из оснований для признания дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся являлось неразмещение предусмотренной решением о дополнительном выпуске эмиссионных ценных бумаг доли, при неразмещении которой дополнительный выпуск считается несостоявшимся.

Аналогичное основание признания дополнительного выпуска ценных бумаг несостоявшимся содержит п. 2.5.16 Стандартов эмиссии, который в настоящее время не изменялся.

Следует отметить еще одно из значимых нововведений, закрепленных в п. 13 ст. 26 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции. Оно предоставляет возможность лицу, лишившемуся права приобрести эмиссионные ценные бумаги, если оно могло рассчитывать на такое приобретение, в случае нарушения преимущественного права их приобретения и (или) иного нарушения, которое было допущено в ходе эмиссии таких ценных бумаг, потребовать по своему выбору от эмитента:

- возмещения связанных с этим убытков;

- предоставления ему эмитентом соответствующего количества эмиссионных ценных бумаг с оплатой их стоимости по цене размещения.

Значительные изменения Закон N 282-ФЗ также внес в положения российского законодательства о раскрытии информации.

2. Особенности выплат по эмиссионным ценным бумагам

Закон N 282-ФЗ дополнил Закон о рынке ценных бумаг новой ст. 8.7, устанавливающей особенности получения дивидендов в денежной форме по акциям, а также доходов в денежной форме и иных денежных выплат по именным облигациям. Основная идея, которая получила закрепление в этой норме, выражается в том, что такие выплаты должны производиться через депозитарий, депонентами которого являются владельцы соответствующих эмиссионных ценных бумаг (п. 1 ст. 8.7 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции).

В этой же норме установлено, что депозитарный договор между депозитарием, осуществляющим учет прав на ценные бумаги, и депонентом должен содержать порядок передачи депоненту выплат по ценным бумагам.

При этом выплаты по эмиссионным ценным бумагам, права на которые учитываются депозитарием, которому открыт лицевой счет номинального держателя в реестре, осуществляются эмитентом или по его поручению регистратором или кредитной организацией путем перечисления денежных средств этому депозитарию (п. 2 ст. 8.7 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции).

Также в ст. 8.7 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции установлены наиболее важные ограничения по срокам выплат денежных средств лицам, имеющим право на их получение.

Указанная норма вступит в силу с 1 января 2014 г. (п. 4 ст. 14 Закона N 282-ФЗ).

Примечательно, что также с 1 января 2014 г. перестанет действовать норма Закона о рынке ценных бумаг, допускающая выплаты по именным облигациям тем лицам, которые были включены в список владельцев этих ценных бумаг на специально установленную дату, но впоследствии продавшим свои ценные бумаги (абз. 3 п. 2 ст. 17). Относительно этой нормы в арбитражных судах сложилась практика, допускающая такие выплаты, как произведенные в соответствии с прямым указанием закона (см., например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 03.11.2011 по делу N А53-881/2011, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2011 N 15АП-13062/2011 по делу N А53-26955/2010, от 15.12.2011 N 15АП-13018/2011 по делу N А53-5736/2011).

Следует отметить, что в настоящее время каких-либо изменений в п. 6.2.9 Стандартов эмиссии не вносится, несмотря на то что данная норма также предусматривает необходимость указания в эмиссионных документах даты, на которую будет формироваться список владельцев именных облигаций, имеющих право требовать получения выплат по ценным бумагам.

Схожая ситуация возникала также и при осуществлении выплат дивидендов по акциям. Денежные средства в соответствии с требованиями корпоративного законодательства должны перечисляться лицу, указанному в списке акционеров на дату принятия решения о выплате дивидендов, несмотря на то что такое лицо ко времени осуществления выплаты может перестать быть акционером общества (п. 4 ст. 42 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", далее - Закон об акционерных обществах).

Однако Закон N 282-ФЗ внес некоторые изменения в столь императивные правила. Новая редакция п. 5 ст. 42 Закона об акционерных обществах предусматривает, что дата, на которую определяется перечень лиц, имеющих право на получение дивидендов, не может быть установлена ранее даты принятия решения о выплате дивидендов и позднее 20 дней с даты его принятия, а в случае выплаты дивидендов по акциям, обращающимся на организованных торгах, - ранее 10 дней с даты принятия решения о выплате (объявлении) дивидендов и позднее 20 дней с даты принятия такого решения. Новые правила направлены на снижение случаев "расщепления" прав на акции и прав на дивиденды по ним. Речь идет о случаях, когда дивиденды по акциям вправе получать лицо, которое избавилось от них, тогда как новый акционер не вправе получать выплаты по этим ценным бумагам.

Указанная новелла акционерного законодательства вступит в силу с 1 января 2014 г. (п. 4 ст. 14 Закона N 282-ФЗ).

Закон N 282-ФЗ увеличил сроки осуществления выплат депозитарием владельцам ценных бумаг. Ранее устанавливалось, что выплаты депонентам должны быть сделаны не позднее трех рабочих дней после дня их получения, но не позднее 10 рабочих дней после даты раскрытия информации о передаче данных выплат по ценным бумагам (п. 4 ст. 7.1 Закона о рынке ценных бумаг). В соответствии с Законом N 282-ФЗ указанные сроки были изменены на 5 и 15 рабочих дней соответственно. В отношении депонентов, которые являются номинальными держателями и доверительными управляющими - профессиональными участниками рынка ценных бумаг, Законом N 282-ФЗ был установлен специальный срок осуществления выплат: не позднее следующего рабочего дня после дня получения депозитарием таких выплат (п. 4 ст. 7.1 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции).

3. Учет прав по эмиссионным ценным бумагам

Рассматриваемым Законом также были существенно изменены особенности раскрытия информации депозитарием об осуществлении выплат по ценным бумагам (п. п. 7 - 8 ст. 7.1 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции).

Меры по формированию прозрачной структуры конечных выгодоприобретателей по ценным бумагам были дополнены правилом о недопущении зачисления депозитарием ценных бумаг российских эмитентов, выпущенных на территории России, на счет, открытый ему в иностранной организации как лицу, действующему в интересах других лиц (п. 3.1 ст. 8.3 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции). Таким образом, в российском правовом поле информация о конечном выгодоприобретателе по ценным бумагам может быть получена у центрального депозитария, а перевод ценных бумаг в зарубежную юрисдикцию будет ограничен.

Многочисленные изменения схожей направленности также были внесены в положения российского законодательства об особенностях учета прав на ценные бумаги иностранных организаций, действующих в интересах других лиц (см., к примеру, ст. 8.4 Закона о рынке ценных бумаг).

4. Влияние реорганизации эмитента

на права по эмиссионным ценным бумагам

Ряд изменений, вводимых Законом N 282-ФЗ, касается реорганизации акционерных обществ. Законодатель в рассматриваемом Федеральном законе постарался исключить случаи так называемых "технических" эмиссий, происходящих при этом. Так, при реорганизации в форме слияния, разделения, выделения и преобразования эмитент вынужден проводить конвертацию выпущенных в обращение эмиссионных ценных бумаг, при которой выпущенные юридическим лицом до реорганизации ценные бумаги конвертируются в ценные бумаги реорганизованного юридического лица - "нового" эмитента.

Эта процедура осложняется тем, что конвертируемые ценные бумаги, выпущенные до реорганизации эмитента, проходят процедуру делистинга, что отрицательно сказывается на капитализации эмитента и может повлечь за собой реализацию ковенантных условий в других договорах, заключенных эмитентом.

Также в пояснительной записке к законопроекту, который впоследствии был принят в качестве Закона N 282-ФЗ, отмечается, что выявление нарушений, допущенных на стадии принятия решения о реорганизации эмитента, может повлечь за собой отказ в государственной регистрации выпуска акций реорганизованного эмитента, и данный отказ будет невозможно оспорить.

В целях устранения этих проблем в Законе N 282-ФЗ были предложены следующие правовые механизмы, несколько отличающиеся для акций и для облигаций (ст. 27.5-5 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции).

Эмиссионные документы выпуска акций представляются в регистрирующий орган до внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (кроме присоединения) (п. 2 ст. 27.5-5 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции).

При этом решение о государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации эмитента (кроме присоединения), принимается регистрирующим органом до государственной регистрации эмитента (п. 3 ст. 27.5-5 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции). Такое решение вступает в силу с даты государственной регистрации юридического лица - эмитента. Если же эмитент не будет зарегистрирован в результате реорганизации (кроме присоединения), то указанное решение о государственной регистрации выпуска ценных бумаг аннулируется.

Данную систему государственной регистрации выпусков акций при реорганизации эмитента с определенными оговорками можно охарактеризовать как "условную" регистрацию. Выпуск акций проходит государственную регистрацию под условием последующей успешной регистрации реорганизованного юридического лица в ЕГРЮЛ.

Иной подход законодатель применил в отношении облигаций и иных ценных бумаг, отличных от акций (далее - облигации). При реорганизации замена эмитента облигаций на его правопреемника производится путем внесения изменений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций, а в отношении облигаций на предъявителя, выпущенных в документарной форме, - также путем замены ранее выданных или оформленных сертификатов на новые сертификаты (п. 6 ст. 27.5-5 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции). Государственная регистрация нового выпуска ценных бумаг не происходит.

Следует отметить, что при реорганизации эмитента облигаций осуществляется замена эмитента облигаций на его правопреемника при условии, что все обязательства по этим ценным бумагам определенного выпуска переходят к одному правопреемнику, правоспособному осуществлять эмиссию облигаций (п. 6 ст. 27.5-5 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции). Также Законом N 282-ФЗ установлено, что в ряде случаев эмитент-правопреемник должен нести обязанности, связанные с раскрытием информации по ценным бумагам (п. 8 ст. 27.5-5 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции).

Соответствующие изменения были внесены также в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации). Этот Федеральный закон был дополнен требованием о представлении на регистрацию документа, подтверждающего присвоение выпуску или выпускам акций государственного регистрационного номера или идентификационного номера, в случае, если юридическим лицом, создаваемым путем реорганизации, является акционерное общество (пп. "з" п. 1 ст. 14 Закона о госрегистрации в новой редакции).

Также при реорганизации юридического лица, имеющего непогашенные выпуски облигаций, для государственной регистрации юридического лица, создающегося при реорганизации, необходимо представить документ, подтверждающий внесение изменений в решение о выпуске облигаций в части замены эмитента (пп. "и" п. 1 ст. 14 Закона о госрегистрации в новой редакции).

Указанные изменения, внесенные в Закон о госрегистрации, вступят в силу со 2 июля 2013 г. (п. 5 ст. 14 Закона N 282-ФЗ).

5. Отдельные изменения в эмиссии привилегированных акций

Закон N 282-ФЗ установил еще один случай приобретения права голоса акционерами - владельцами привилегированных акций определенного типа. В п. 4 ст. 32 Закона об акционерных обществах в новой редакции предусмотрено, что они получают право голоса при решении на общем собрании акционеров вопроса об обращении с заявлением о листинге или делистинге привилегированных акций этого типа.

Вопросы о листинге и делистинге акций также были включены Законом N 282-ФЗ в компетенцию общего собрания акционеров (пп. 19.1 и 19.2 п. 1 ст. 48 Закона об акционерных обществах в новой редакции). Отнесение этого вопроса к компетенции совета директоров может быть сделано только в уставе акционерного общества (пп. 17.2 п. 1 ст. 65 Закона об акционерных обществах в новой редакции).

Еще одной важной новеллой корпоративного законодательства является закрепление в пп. 6 п. 1 ст. 65 Закона об акционерных обществах (в новой редакции) возможности принятия советом директоров решения о выпуске акций, при котором уставный капитал общества-эмитента не изменяется. В этой связи Законом N 282-ФЗ также были внесены поправки в п. 3 ст. 17 Закона о рынке ценных бумаг, предоставляющие возможность менять решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг в части объема прав по ним после начала их размещения, если такая возможность предусмотрена Законом о рынке ценных бумаг.

Следует учитывать, что принятие общим собранием акционеров решения об обращении с заявлением о делистинге акций общества и (или) эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в его акции, также является основанием требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих акционерам - владельцам голосующих акций этих ценных бумаг (п. 1 ст. 75 Закона об акционерных обществах в новой редакции). Законом N 282-ФЗ были установлены специальные правила определения цены выкупа акций для такого случая (п. 2 указанной нормы).

6. Изменения в банковском законодательстве

Закон N 282-ФЗ закрепляет, что установление юридическим или физическим лицом в результате осуществления одной или нескольких сделок прямого либо косвенного (через третьих лиц) контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, владеющих более чем 20 процентами акций (долей) кредитной организации, требует предварительного согласия ЦБ РФ (ч. 9 - 11 ст. 11 Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", далее - Закон о банках; ст. 61 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)").

Ранее нормы банковского законодательства не предусматривали обязанности предварительного согласования с ЦБ РФ установления прямого либо косвенного контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, владеющих более чем 20 процентами акций (долей) кредитной организации.

Порядок получения такого согласия будет установлен нормативными актами ЦБ РФ (ч. 14 ст. 11 Закона о банках в новой редакции).

При выявлении нарушения указанных выше правил о предварительном уведомлении ЦБ РФ выдает предписание об устранении нарушения (ст. 11.3 Закона о банках в новой редакции). Неисполнение этого предписания может повлечь за собой признание недействительными сделок, направленных на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, а также последующих сделок указанных лиц, направленных на приобретение акций (долей) этой кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) этой кредитной организации.

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы