Аналитический обзор от 10 июля 2012 года

Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсултьтантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18.

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Название документа

"КонсультантПлюс: Аналитический обзор от 10 июля 2012 года

Федеральный закон от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном"

Источник публикации

Обзор подготовлен специалистами АО "Консультант Плюс".

Примечание к документу

Текст документа

Подписаться на обзоры на www.consultant.ru

КонсультантПлюс: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 10 ИЮЛЯ 2012 ГОДА

Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "КонсультантПлюс".

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 14.06.2012 N 67-ФЗ

"ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ПЕРЕВОЗЧИКА ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЮ, ИМУЩЕСТВУ

ПАССАЖИРОВ И О ПОРЯДКЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ ТАКОГО ВРЕДА,

ПРИЧИНЕННОГО ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ ПАССАЖИРОВ МЕТРОПОЛИТЕНОМ"

1. Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков >>>

2. Договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика >>>

А. Объект страхования и страховые риски >>>

Б. Страховые суммы >>>

В. Страховая премия >>>

Г. Изменение оценки страхового риска >>>

Д. Страховое возмещение >>>

Е. Расторжение договора обязательного страхования >>>

3. Регрессные требования страховщика >>>

4. Профессиональные объединения страховщиков >>>

Рассматриваемым Федеральным законом (далее - Закон N 67-ФЗ) устанавливается детальное регулирование отношений по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров.

Закон N 67-ФЗ касается перевозок любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы или кодексы (Кодекс торгового мореплавания РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и т.п.).

Рассматриваемый Закон регулирует, в частности, перевозки, осуществляемые внеуличным транспортом (включая железнодорожные, воздушные, морские, внутренние водные, пригородные и междугородние автобусные перевозки), в том числе метрополитеном. Однако в отношении последнего он устанавливает лишь порядок возмещения вреда, причиненного при перевозках пассажиров.

В ч. 4 ст. 1 Закона N 67-ФЗ указано, что его положения не применяются к перевозкам пассажиров и их имущества легковым такси.

За исключением отдельных положений Закон N 67-ФЗ вступит в силу с 1 января 2013 г.

1. Обязательное страхование гражданской

ответственности перевозчиков

Обязанность страховать риск своей гражданской ответственности может быть возложена на лицо, если это предусмотрено федеральным законом (ст. ст. 927 и 935 ГК РФ). Закон N 67-ФЗ закрепляет такую обязанность за перевозчиком пассажиров (независимо от вида транспорта).

Рассматриваемый Закон вводит обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков за причинение вреда (ст. 931 ГК РФ), а не за нарушение договора (ст. 932 ГК РФ).

Эти виды имущественного страхования необходимо различать, поскольку возможность застраховать договорную ответственность законодатель установил лишь для случаев, когда об этом прямо говорится в федеральном законе (п. 1 ст. 932 ГК РФ). К примеру, для экспедиторской деятельности и деятельности перевозчиков возможность страхования ответственности по договору законом не предусматривалась. Однако суды отказывали в признании таких договоров ничтожными, указывая на то, что по своей правовой природе их следует квалифицировать как договоры страхования ответственности вследствие причинения вреда третьим лицам или же в качестве договора комплексного страхования (Постановления Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 N 16996/09 по делу N А43-27008/200839-731, ФАС Поволжского округа от 05.10.2010 по делу N А55-24263/2009, от 07.05.2010 по делу N А12-4383/2009, ФАС Северо-Западного округа от 31.01.2011 по делу N А56-23999/2010, ФАС Северо-Западного округа от 26.08.2010 по делу N А56-34710/2008, Определение ВАС РФ от 14.07.2010 N ВАС-9104/10 по делу N А60-44248/2009-С7).

Без заключенного договора обязательного страхования ответственности перевозчик не сможет осуществлять свою деятельность. В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона N 67-ФЗ перевозчику запрещается осуществление перевозок пассажиров (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), если его гражданская ответственность не застрахована.

Исключения предусмотрены для международных перевозок. Предусматривается, что обязанность осуществить обязательное страхование в соответствии с рассматриваемым Законом считается выполненной, если имущественные интересы перевозчика застрахованы согласно положениям международных договоров или в добровольном порядке по страховым рискам и со страховыми суммами в размере не меньшем, чем это указано в Законе N 67-ФЗ.

Если перевозчик не выполнил свою обязанность по страхованию гражданской ответственности, то неосновательно сбереженные при этом суммы могут быть взысканы с него в принудительном порядке по иску ФСФР России (ч. 4 ст. 5 Закона N 67-ФЗ). На эти суммы могут начисляться проценты в соответствии со ст. 395 ГК РФ, о чем прямо сказано в рассматриваемом Законе.

Помимо обязанности страховать свою гражданскую ответственность, на перевозчиков возлагается также обязанность по доведению до пассажиров информации о страховщике и условиях договора обязательного страхования (ч. 6 ст. 5 Закона N 67-ФЗ). Эта информация должна размещаться во всех пунктах продажи билетов или на самих билетах. В качестве альтернативы она может указываться на официальном сайте перевозчика.

При наступлении страхового случая перевозчик обязан также немедленно проинформировать потерпевших об их правах, вытекающих из договора обязательного страхования, о порядке получения возмещения причиненного вреда, о страховщике и о соответствующем договоре обязательного страхования (ч. 7 ст. 5 Закона N 67-ФЗ). Это требование должно выполняться, если у перевозчика есть персональные данные потерпевшего.

В случае смерти пассажира ("причинения вреда жизни" в терминологии Закона N 67-ФЗ) или причинения тяжкого вреда его здоровью перевозчик должен проинформировать о правах, вытекающих из Закона или договора обязательного страхования, его родственников или иных лиц, которые обратятся за такой информацией (ч. 9 ст. 5 Закона N 67-ФЗ).

Особенности обязательного страхования гражданской ответственности при перевозках метрополитеном установлены в гл. 6 Закона N 67-ФЗ.

2. Договор обязательного страхования гражданской

ответственности перевозчика

Договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика заключается между страхователем (перевозчиком) и страховщиком (страховой организацией). Соответственно, этот договор относится к категории договоров в пользу третьего лица (ст. 430 ГК РФ), о чем указано в ч. 1 ст. 7 Закона N 67-ФЗ. Выгодоприобретателем по такому договору будет являться пассажир, а в случае его гибели - иные лица, перечисленные в ч. 10 ст. 3 Закона N 67-ФЗ.

Договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика является реальным, так как в ч. 2 ст. 7 Закона N 67-ФЗ установлено, что он вступает в силу со дня исполнения страхователем обязанности по уплате страховой премии или первого страхового взноса.

Кроме того, такой договор является публичным, и страховщик не может отказать в страховании любому обратившемуся перевозчику (ч. 3 - 4 ст. 7 Закона N 67-ФЗ).

Срок такого договора не может быть менее года (ч. 4 ст. 8 Закона N 67-ФЗ). Исключение предусматривается для договоров обязательного страхования при перевозках внутренним водным транспортом, который может иметь срок менее года, но не может действовать менее периода навигации.

Надзор и контроль за выполнением обязанностей перевозчика в области обязательного страхования будет осуществлять Ространснадзор (ст. 6 Закона N 67-ФЗ). Этот орган вправе как по собственной инициативе, так и по заявлениям и обращениям потребителей проверять наличие договоров обязательного страхования у перевозчиков, а также проводить проверки (ч. ч. 2 и 3 ст. 6 Закона N 67-ФЗ).

А. Объект страхования и страховые риски

В рассматриваемом Законе указано, что объектом страхования по договору обязательного страхования являются имущественные интересы перевозчика, связанные с риском его гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (ч. 1 ст. 8 Закона N 67-ФЗ).

В судебной практике, касающейся добровольного страхования гражданской ответственности экспедитора, неоднозначно решается вопрос, относится ли кража имущества к страховым рискам по таким договорам. В ряде случаев суды указывают, что этот риск не застрахован таким договором (Определение ВАС РФ от 30.06.2009 N ВАС-7378/09 по делу N А57-8927/08-116). Обращаем внимание, что для выводов судов может иметь значение и факт установления кражи как страхового случая. Например, в указанном судебном акте арбитражный суд, помимо прочего, мотивировал свое решение ссылкой на то, что уголовное дело по факту кражи не было возбуждено.

В других судебных актах встречается иное решение спорного вопроса (Постановления ФАС Московского округа от 17.08.2010 N КГ-А41/8709-10 по делу N А41-33997/09, ФАС Поволжского округа от 17.05.2010 по делу N А12-16611/2009).

Отдельно следует упомянуть правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 N 16996/09 по делу N А43-27008/200839-731. В нем указано, что страховая компания должна понимать правовое значение предоставляемой страховой защиты и не может ссылаться на несоответствие закону разработанных ею же правил страхования, в соответствии с которыми такая защита предоставляется.

Б. Страховые суммы

В рассматриваемом Законе установлено, что страховые суммы по каждому виду риска, который страхуется, должны быть указаны в договоре обязательного страхования раздельно (ч. 2 ст. 8 Закона N 67-ФЗ). При этом эти суммы не могут быть ниже следующих:

- за причинение вреда жизни потерпевшего (то есть в случае смерти) - 2 025 000 руб. на одного пассажира;

- за причинение вреда здоровью потерпевшего - 2 000 000 руб. на одного пассажира;

- за причинение вреда имуществу потерпевшего - 23 000 руб. на одного пассажира.

Следует отметить, что в договоре обязательного страхования не может устанавливаться франшиза (то есть ограничение на выплату возмещения по договору обязательного страхования) по рискам гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни (то есть в случае смерти пассажира) или здоровью пассажиров (ч. 5 ст. 8 Закона N 67-ФЗ).

В. Страховая премия

Рассматриваемый Закон устанавливает, что по общему правилу страхователь обязан единовременно уплатить страховщику страховую премию в момент заключения договора обязательного страхования (ст. 10 Закона N 67-ФЗ). Иные условия о порядке и сроках выплаты страховой премии могут устанавливаться в договоре обязательного страхования.

Размер страхового тарифа определяется в договоре по соглашению сторон, однако предельные (минимальные и максимальные) значения страховых тарифов в зависимости от вида транспорта, вида перевозок и влияющих на степень риска факторов устанавливаются Правительством РФ (ч. 1 и 3 ст. 11 Закона N 67-ФЗ). Это правило, по мысли законодателя, должно оказать серьезное влияние на усиление безопасности при осуществлении пассажирских перевозок.

Предполагается, что за счет дифференцированного подхода к определению размера страхового тарифа в каждом отдельно взятом случае заключения такого договора обязательного страхования, страховая премия будет зависеть от обеспечиваемого перевозчиком уровня безопасности перевозок, технического состояния парка транспортных средств перевозчика и от других факторов, влияющих на степень риска. Об этом говорилось в Пояснительной записке к законопроекту, который в итоге был принят в качестве Закона N 67-ФЗ.

Страховая премия определяется как произведение трех множителей: количества пассажиров, страховой суммы по каждому риску и страхового тарифа по каждому риску (ч. 4 ст. 11 Закона N 67-ФЗ). Общий размер страховой премии определяется как сумма трех страховых премий (то есть премий по каждому страховому риску) (ч. 5 ст. 11 Закона N 67-ФЗ).

Порядок определения количества пассажиров для целей расчета страховой премии должен быть установлен Правительством РФ для каждого вида транспорта (ч. 6 ст. 11 Закона N 67-ФЗ).

В Финансово-экономическом обосновании к законопроекту, который впоследствии был принят в качестве Закона N 67-ФЗ, приводился расчет прогнозируемой величины страховой премии по рассматриваемым договорам в расчете на одного пассажира:

 

???????????????????????????????????????????????????????????????????????????

         Вид транспорта и сообщение             ?Минимальная ?Максимальная

                                                ?премия, руб.?премия, руб.

???????????????????????????????????????????????????????????????????????????

    Железнодорожный - дальнее                        0,18         2,05

    Железнодорожный - пригородное                    0,02         0,15

    Воздушный                                        2,69        21,15

    Морской                                          7,30        35,59

    Внутренний водный                                1,25         5,63

    Автобусный - внутригородское                     0,05         0,31

    Автобусный - пригородное                         0,16         1,04

    Автобусный - междугороднее                       0,99         7,20

    Троллейбусный                                    0,04         0,34

    Трамвайный                                       0,01         0,16

    Метрополитен                                     0,16         0,71

 

Следует отметить, что этот расчет осуществлялся на основе статистических данных за 2009 г.

Если страховой случай наступил в период просрочки уплаты очередного страхового взноса, страховщик вправе предъявить страхователю требование об уплате процентов, определяемых в соответствии со ст. 395 ГК РФ (ст. 12 Закона N 67-ФЗ).

Г. Изменение оценки страхового риска

Следует отметить, что при значительном изменении обстоятельств, влияющих на оценку страхового риска по договору обязательного страхования ответственности, стороны вправе требовать изменения условий этого договора (ч. ч. 7 и 9 ст. 11 Закона N 67-ФЗ). Контрагент, получивший такое требование, обязан внести соответствующие изменения в договор обязательного страхования и произвести перерасчет страховых премий (по правилам ст. 445 ГК РФ).

Следует отметить, что в ст. 959 ГК РФ возможность потребовать изменения договора страхования в случае значительного изменения обстоятельств, влияющих на оценку страхового риска, предусмотрена только для страховщика и только для случаев возможного увеличения страхового риска в силу изменившихся обстоятельств. Закон N 67-ФЗ предоставляет такую возможность и страхователю.

Если страхователь, получивший требование о необходимости изменить договор обязательного страхования, возражает против увеличения страховой премии, то страховщик вправе расторгнуть этот договор в соответствии с правилами гл. 29 ГК РФ (ч. 10 ст. 11 Закона N 67-ФЗ). Как указывалось выше, расторжение договора приведет к юридической невозможности осуществлять профессиональную деятельность перевозчика, что должно служить серьезным стимулом для страхователей не допускать наступления таких обстоятельств, которые увеличивают страховые риски.

Страхователю в случае уменьшения страхового риска не выгодно требовать расторжения договора, при этом его требование о снижении страховой премии в этой ситуации является для страховщика обязательным. Если страховщик будет уклоняться от таких изменений договора обязательного страхования, то он может быть принужден к внесению изменений в судебном порядке (п. 4 ст. 445 ГК РФ). Также его могут обязать возместить причиненные таким уклонением убытки.

Обстоятельства, существенным образом влияющие на оценку страхового риска, должны быть прямо установлены в договоре обязательного страхования (ч. 8 ст. 11 Закона N 67-ФЗ).

Д. Страховое возмещение

Порядок предъявления требований о получении страхового возмещения по договорам обязательного страхования, которые были заключены в соответствии с Законом N 67-ФЗ, установлен в ст. 14 указанного Закона.

В упрощенном виде этот порядок можно свести к следующему: выгодоприобретатель должен представить письменное заявление о выплате страхового возмещения, составленное в произвольной форме, и документы, исчерпывающий перечень и порядок оформления которых будут определены Правительством РФ. Эти документы должны содержать сведения о потерпевшем, о произошедшем событии и его обстоятельствах, а также о характере и степени повреждения здоровья потерпевшего (ч. 1 ст. 14 Закона N 67-ФЗ). Установление исчерпывающего перечня документов, необходимых для получения страхового возмещения, должно защитить интересы выгодоприобретателя, так как перекладывает бремя доказывания основательности получения выплаты на страховщика или страхователя.

Страховщик может отказать в выплате страхового возмещения только в случае, если лицо, требующее выплаты такого возмещения, не предоставило все необходимые для этого документы и при этом не доказало факт наступления страхового случая и (или) размер подлежащего возмещению вреда (ч. 5 - 6 ст. 13, ч. 2 ст. 14 Закона N 67-ФЗ).

Если страховщик отказывает в выплате страхового возмещения, то он обязан направить выгодоприобретателю мотивированный отказ в течение 30 календарных дней со дня получения страховщиком всех необходимых документов (ч. 5 ст. 14 Закона N 67-ФЗ). Страховое возмещение также должно быть выплачено в этот срок.

Следует отметить, что рассматриваемый Закон устанавливает весьма жесткую законную неустойку за просрочку исполнения обязанности по выплате возмещения или направлению отказа - 1/75 ставки рефинансирования ЦБ РФ от несвоевременно выплаченной суммы за каждый день просрочки. Аналогичная неустойка предусмотрена законом на случай ненаправления мотивированного отказа от выплаты страховой суммы. Соответствующие положения содержатся в ч. 6 ст. 14 Закона N 67-ФЗ. Для расчета суммы пеней должна применяться ставка рефинансирования, установленная на дату начала просрочки.

Необходимо обратить внимание на то, что правила об уменьшении неустойки (такие правила установлены, в частности, ст. 333 ГК РФ) при взыскании указанных пеней не применяются. Об этом прямо говорится в Законе N 67-ФЗ. Напоминаем, что в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" указывалось на то, что по общему правилу законные неустойки также могут уменьшаться в соответствии с правилами ст. 333 ГК РФ.

Закон N 67-ФЗ предусматривает возможность предварительных выплат выгодоприобретателю до истечения указанного 30-дневного срока. Это допускается в следующих случаях:

- если был причинен вред жизни потерпевшего (то есть потерпевший погиб);

- если установлен один из квалифицирующих признаков причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшего.

В счет страхового возмещения выгодоприобретателю может быть предварительно выплачена сумма в размере 100 000 руб. Выплата должна быть произведена в течение трех рабочих дней, следующих за днем получения страховщиком письменного заявления выгодоприобретателя о выплате части страхового возмещения и необходимых документов, исчерпывающий перечень и порядок оформления которых должен быть определен Правительством РФ (ст. 15 Закона N 67-ФЗ).

Законодатель установил запрет на изменение, преобразование и уступку требований о выплате страхового возмещения после наступления страхового случая (ч. 2 ст. 13 Закона N 67-ФЗ).

Кроме того, выгодоприобретатель (пассажир) может отказаться от права требования к страховщику только в случае, если одновременно он отказывается и от права требования о возмещении причиненного вреда к перевозчику (ч. 3 ст. 13 Закона N 67-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 13 Закона N 67-ФЗ страховщик может быть освобожден от обязанности выплачивать страховое возмещение в следующих ситуациях:

- если страховой случай наступил вследствие воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий, гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок (если это обстоятельство прямо не исключено в договоре обязательного страхования);

- если страховой случай наступил вследствие умысла выгодоприобретателя;

- если величина подлежащего возмещению по соответствующему страховому случаю вреда, причиненного имуществу потерпевшего, меньше установленной договором обязательного страхования франшизы или равна ей.

Перевозчик до удовлетворения предъявленных ему требований обязан в течение двух рабочих дней известить страховщика о предъявлении к нему требований (ч. 7 ст. 13 рассматриваемого Закона). Также в Законе N 67-ФЗ указано, что перевозчик должен в тот же срок (но исчисляемый уже со дня удовлетворения предъявленных требований) сообщить о возмещении им полностью или частично вреда, причиненного потерпевшему. Если перевозчик не уведомит страховщика о произведенных выплатах потерпевшим, в результате чего страховщик выплатит выгодоприобретателям причитающиеся по договору обязательного страхования суммы, перевозчик будет лишен права получить компенсацию (ч. 8 ст. 13 Закона N 67-ФЗ).

Выгодоприобретатель, получивший возмещение вреда от перевозчика, не вправе требовать выплаты страхового возмещения по договору обязательного страхования от страховщика (ч. 9 ст. 13 Закона N 67-ФЗ).

В случае смерти потерпевшего (напомним, в Законе используется термин "причинение вреда жизни") страховое возмещение может распределяться между выгодоприобретателями по договору обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с правилами, установленными в ст. 17 Закона N 67-ФЗ.

Если страхового возмещения недостаточно для покрытия всего причиненного вреда, выгодоприобретатель вправе обратиться за возмещением в оставшейся части к перевозчику, ответственному за причинение этого вреда (ст. 18 Закона N 67-ФЗ). Следует отметить, что в такой ситуации размер вреда должен определяться по правилам, установленным в гл. 59 ГК РФ.

При это нужно учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ, который неоднократно указывал на необходимость стремления к максимально полному возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью потерпевших, так как гражданское законодательство не ограничивает возмещение убытков случаями, прямо указанными в § 2 гл. 59 ГК РФ (см. Постановления КС РФ от 01.12.1997 N 18-П, от 19.06.2002 N 11-П).

Е. Расторжение договора обязательного страхования

Закон N 67-ФЗ допускает расторжение договора обязательного страхования по соглашению сторон, но устанавливает обязательные требования к форме такого соглашения - оно должно быть составлено в виде отдельного документа, подписанного сторонами (ч. 1 ст. 9 Закона N 67-ФЗ).

Специально оговаривается, что расторжение или досрочное прекращение такого договора прерывает обязательственные отношения сторон только на будущее. Что касается страховых случаев, наступивших в течение срока действия договора обязательного страхования, то по ним страховщик обязан выплатить страховое возмещение (ч. 2 ст. 9 Закона N 67-ФЗ). Страхователь в этой ситуации также не освобождается от уплаты страховой премии, если обязанность ее выплатить к моменту прекращения договора была просрочена (ч. 3 ст. 9 Закона N 67-ФЗ).

О состоявшемся расторжении или досрочном прекращении договора обязательного страхования страховщик должен уведомить Ространснадзор.

3. Регрессные требования страховщика

В соответствии с положениями ст. 19 Закона N 67-ФЗ регрессное требование к перевозчику, причинившему возмещенный вред, возникает у страховщика, выплатившего страховое возмещение, при наступлении страховых случаев:

- вследствие умысла перевозчика, причинившего возмещенный страховщиком вред;

- вследствие управления транспортным средством лицом, которое находилось в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а равно лицом, которое не выполнило законное требование сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

- вследствие управления транспортным средством лицом, которое не имело права управления транспортным средством, подтвержденного или оформленного в установленном порядке;

- вследствие нарушения перевозчиком режима труда и отдыха лица, управлявшего транспортным средством перевозчика;

- вследствие управления транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с российским законодательством эксплуатация транспортного средства запрещена;

- в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

При этом регрессное требование не может превышать размер выплаченного страхового возмещения (ч. 2 ст. 19 Закона N 67-ФЗ).

Страховщик осуществляет свое право, полученное им в порядке регресса, в том же порядке и на тех же условиях, на которых выгодоприобретатель мог бы осуществить право требования к перевозчику о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу потерпевшего при перевозке.

Специальные правила, установленные транспортными уставами или кодексами в отношении начала течения срока исковой давности, к регрессным требованиям не применяются (ч. 4 ст. 19 Закона N 67-ФЗ). К примеру, в п. 3 ст. 409 КТМ РФ сказано, что начало течения срока исковой давности в отношении регрессных требований, вытекающих из столкновения судов по вине двух и более судов, исчисляется со дня уплаты суммы убытков и компенсаций потерпевшим от такого столкновения.

Напоминаем, что согласно п. 3 ст. 200 ГК РФ течение исковой давности по регрессным обязательствам начинается с момента исполнения основного обязательства.

4. Профессиональные объединения страховщиков

Деятельность по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчиков страховщик может осуществлять, только являясь членом профессионального объединения страховщиков (ч. 2 ст. 20 Закона N 67-ФЗ).

Это профессиональное объединение является некоммерческой организацией, основанной на принципе обязательного членства страховщиков, и действует в целях обеспечения их взаимодействия и формирования правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования (ч. 1 ст. 20 Закона N 67-ФЗ). Требования к содержанию правил профессиональной деятельности страховщиков устанавливаются ст. 21 Закона N 67-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 20 Закона N 67-ФЗ профессиональное объединение страховщиков осуществляет свою деятельность в соответствии с положениями законодательства о некоммерческих организациях, предусмотренными в отношении ассоциаций (союзов), с учетом особенностей, установленных рассматриваемым Законом.

Профессиональное объединение страховщиков приобретает такой статус со дня внесения сведений о нем в реестр объединений субъектов страхового дела в качестве профессионального объединения страховщиков (ч. 4 ст. 20 Закона N 67-ФЗ). Созданное профессиональное объединение страховщиков является открытым для вступления в него новых членов (ч. 6 ст. 20 Закона N 67-ФЗ).

В отношении организационной структуры профессионального объединения страховщиков рассматриваемым Законом предусмотрены только самые общие правила. Так, в п. 8 ст. 20 Закона N 67-ФЗ указано, что высшим органом управления профессионального объединения страховщиков является общее собрание членов профессионального объединения страховщиков. Иные органы управления должны быть определены его учредительными документами.

Законом N 67-ФЗ установлено, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность профессионального объединения страховщиков подлежит обязательной аудиторской проверке, а независимая аудиторская организация и условия договора, заключаемого с ней, утверждаются общим собранием членов такого профессионального объединения страховщиков (ч. 12 ст. 20 Закона N 67-ФЗ).

В профессиональном объединении страховщиков создается компенсационный фонд (п. 2 ч. 9 ст. 20 и ст. 22 Закона N 67-ФЗ). Денежные средства такого фонда должны будут направляться на осуществление компенсационных выплат в соответствии с заключенными договорами обязательного страхования в случае возбуждения дела о банкротстве страховщика или отзыва у него лицензии (ст. 23 Закона N 67-ФЗ). При этом члены профессионального объединения страховщиков несут субсидиарную ответственность по обязательствам профессионального объединения страховщиков в части осуществления компенсационных выплат пропорционально размеру средств, направленных для финансирования компенсационных выплат.

Также в целях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций по обязательному страхованию члены профессионального объединения страховщиков должны сформировать перестраховочный пул для перестрахования рисков гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (ст. 24 Закона N 67-ФЗ).

Следует отметить, что такое объединение страховщиков имеет значительное сходство с профессиональным объединением страховщиков, деятельность которого регулируется Федеральным законом от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте".

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы