Аналитический обзор от 3 июля 2012 года

Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсултьтантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18.

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Название документа

"КонсультантПлюс: Аналитический обзор от 3 июля 2012 года

Федеральный закон от 14.06.2012 N 79-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг"

Источник публикации

Обзор подготовлен специалистами АО "Консультант Плюс".

Примечание к документу

Текст документа

Подписаться на обзоры на www.consultant.ru

КонсультантПлюс: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 3 ИЮЛЯ 2012 ГОДА

Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "КонсультантПлюс".

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 14.06.2012 N 79-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

"О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ" И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

"ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ЭМИССИИ И ОБРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ"

1. Государственные и муниципальные ценные бумаги >>>

2. Эмитенты государственных и муниципальных ценных бумаг >>>

3. Валюта обязательств, возникших в результате эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг >>>

4. Условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг >>>

5. Решение об эмиссии выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг >>>

6. Отчет об итогах эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг >>>

7. Размещение и обращение за рубежом государственных ценных бумаг >>>

Рассматриваемый Федеральный закон (далее - Закон N 79-ФЗ) вносит изменения в Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) и Федеральный закон от 29.07.1998 N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" (далее - Закон о государственных и муниципальных ценных бумагах).

Закон N 79-ФЗ изменяет некоторые правила эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, касающиеся, в частности, их размещения и обращения за рубежом. Ряд законодательных новелл связан с упрощением порядка осуществления внешних заимствований субъектами РФ и устранением несоответствий с Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации".

Закон N 79-ФЗ вступил в силу 26 июня 2012 г.

1. Государственные и муниципальные ценные бумаги

Закон N 79-ФЗ несколько меняет терминологию, использовавшуюся ранее в отношении государственных и муниципальных ценных бумаг.

В новой редакции ч. 1 ст. 2 Закона о государственных и муниципальных ценных бумагах указывается, что под государственными ценными бумагами следует понимать государственные ценные бумаги Российской Федерации и государственные ценные бумаги субъектов РФ. Первые ранее назывались "федеральные государственные ценные бумаги". Необходимые изменения в терминологии внесены по всему тексту Закона о государственных и муниципальных ценных бумагах.

В ст. 4 Закона о государственных и муниципальных ценных бумагах был дополнен перечень именных ценных бумаг, в отношении которых не ведется реестр владельцев. Ранее это правило касалось лишь ценных бумаг Российской Федерации (в существующей терминологии - государственных ценных бумаг Российской Федерации). Закон N 79-ФЗ установил, что оно распространяется на все государственные и муниципальные ценные бумаги.

2. Эмитенты государственных и муниципальных ценных бумаг

Также в ч. 3 ст. 2 Закона о государственных и муниципальных ценных бумагах внесено уточнение о том, что эмитентами государственных и муниципальных ценных бумаг являются соответственно исполнительные органы государственной власти и местные администрации, которые выпускают от имени публично-правового образования ценные бумаги и несут перед их владельцами обязательства по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами.

В соответствии с положениями Закона N 79-ФЗ эмитентом государственных ценных бумаг Российской Федерации выступает Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти. В ранее действовавшей редакции Закона о государственных и муниципальных ценных бумагах не указывалось, что Правительство РФ может выполнять функции эмитента. Говорилось лишь о том, что им принимается решение об эмитенте ценных бумаг Российской Федерации.

Напоминаем, что согласно п. 5.3.16 Положения о "О Министерстве финансов Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329) эти функции должен выполнять Минфин России.

Закон N 79-ФЗ устанавливает, что эмитентом государственных ценных бумаг субъекта РФ выступает высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ либо финансовый орган субъекта РФ, наделенные правом на осуществление государственных заимствований субъекта РФ. Ранее закон указывал лишь на соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ (ч. 3 ст. 2 Закона о государственных и муниципальных ценных бумагах в старой редакции).

Эмитентом муниципальных ценных бумаг согласно Закону N 79-ФЗ является местная администрация, наделенная уставом муниципального образования правом на осуществление муниципальных заимствований.

3. Валюта обязательств, возникших в результате

эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг

Закон N 79-ФЗ вносит изменения в Закон о государственных и муниципальных ценных бумагах, направленные на гармонизацию его положений с нормами Бюджетного кодекса РФ, в которых было установлено, что осуществление внешних облигационных займов субъектами РФ в качестве эмитентов регулируется Законом о государственных и муниципальных ценных бумагах (ст. 104 БК РФ).

Соответствующие изменения в Бюджетный кодекс РФ были внесены Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации".

Закон N 79-ФЗ исключает возможность установления в Генеральных условиях эмиссии валюты обязательств по государственным и муниципальным ценным бумагам в условных денежных единицах и драгоценных металлах (ч. ч. 1 и 2 ст. 6 Закона о государственных и муниципальных ценных бумагах в старой редакции). Обязательства, возникающие в результате эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, составляющие внутренний долг, должны быть выражены только в рублях.

Ранее Закон о государственных и муниципальных ценных бумагах позволял в качестве исключения из правила исчислять размер обязательства внутреннего долга в иностранной валюте, драгоценных металлах и условных денежных единицах. Но выплата долга в любом случае должна была осуществляться в рублях.

Номинальная стоимость выпуска внешнего облигационного займа (то есть такого выпуска, который размещается за пределами Российской Федерации в соответствии со специальными правилами) согласно Закону о государственных и муниципальных ценных бумагах (в новой редакции) может быть установлена только в иностранной валюте.

Кроме того, Закон N 79-ФЗ содержит новые правила, касающиеся выпуска внешнего облигационного займа субъекта РФ при государственной регистрации условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъекта РФ. В ч. 3 ст. 6 Закона о государственных и муниципальных ценных бумагах (в новой редакции) указано, что в такой ситуации эмитент должен представить:

- документальное подтверждение получения в соответствии с международными стандартами кредитного рейтинга от не менее чем двух ведущих международных рейтинговых агентств не ниже уровня, установленного Правительством РФ;

- проспект эмиссии внешнего облигационного займа субъекта РФ на русском языке, представляющий собой документ, содержащий информацию о заемщике и об условиях выпуска ценных бумаг субъектом РФ на международных финансовых рынках;

- письмо высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, подписанное руководителем этого органа и содержащее информацию о предполагаемых датах размещения указанных ценных бумаг.

Стоит отметить, что за соответствие содержания представленного на русском языке проспекта эмиссии внешнего облигационного займа субъекта РФ содержанию аналогичного документа, составленного на иностранном языке, ответственность несет эмитент этих ценных бумаг.

Проспект эмиссии внешнего облигационного займа субъекта РФ не подлежит государственной регистрации.

Напоминаем, что выпуск внешних облигационных займов Российской Федерации осуществляется в соответствии с положениями гл. 14 БК РФ, Постановлением Правительства РФ от 23.06.2000 N 478 "Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов" и Приказом Минфина РФ от 18.07.2000 N 71н "Об эмиссии облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 годах, выпускаемых в процессе реструктуризации задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов".

4. Условия эмиссии и обращения государственных

или муниципальных ценных бумаг

Законом N 79-ФЗ внесены изменения в нормы Закона о государственных и муниципальных ценных бумагах, касающиеся условий эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг. Прежде всего, необходимо отметить, что иначе стали именоваться условия эмиссии. В соответствии с Законом N 79-ФЗ термин "условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг" (далее - условия эмиссии и обращения) (ст. 9 Закона о государственных и муниципальных ценных бумагах в новой редакции) используется не только в заголовке указанной статьи, но и в остальном тексте закона.

Помимо этого уточнены положения, которые должны содержаться в условиях эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг (ч. 2 ст. 9 Закона о государственных и муниципальных ценных бумагах в новой редакции).

Государственная регистрация государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг теперь предусмотрена в отношении не только условий эмиссии и обращения, но и вносимых в них изменений (ч. 4 ст. 9 Закона о государственных и муниципальных ценных бумагах в новой редакции). Правила государственной регистрации устанавливаются Правительством РФ.

К ключевым изменениям бюджетного законодательства следует отнести положение Закона N 79-ФЗ о том, что условиями эмиссии и обращения может быть определено право выкупа государственных ценных бумаг эмитентом до срока их погашения с возможностью их последующего обращения (ч. 6 ст. 9 Закона о государственных и муниципальных ценных бумагах в новой редакции). Но это возможно только тогда, когда право выкупа предусмотрено Генеральными условиями с соблюдением требований (в том числе по определению цены выкупа), установленных российским бюджетным законодательством. Так, выкуп государственных или муниципальных ценных бумаг должен соответствовать специальным правилам бюджетного законодательства об осуществлении расходов, не предусмотренных бюджетом (ст. 83 БК РФ и т.д.).

Правила о гарантиях исполнения обязательств эмитента по государственным ценным бумагам субъектов РФ и муниципальным ценным бумагам также были скорректированы. Ранее в ч. 2 ст. 14 Закона о государственных и муниципальных ценных бумагах указывалось, что в Генеральных условиях или в условиях эмиссии (в новой терминологии - в условиях эмиссии и обращения) может быть установлен перечень имущества, подлежащего реализации для исполнения обязательств по государственным или муниципальным ценным бумагам. Законом N 79-ФЗ эта норма признана утратившей силу.

5. Решение об эмиссии выпуска государственных

или муниципальных ценных бумаг

Закон N 79-ФЗ изложил в новой редакции ст. 11 Закона о государственных и муниципальных ценных бумагах, посвященную решению об эмиссии выпуска (дополнительного выпуска) государственных или муниципальных ценных бумаг. Ранее в документе вместо термина "выпуск (дополнительный выпуск)" использовалось сочетание "отдельный выпуск".

Решение об эмиссии выпуска (дополнительного выпуска) государственных или муниципальных ценных бумаг, подготовленное субъектом РФ или муниципальным образованием, не подлежит государственной регистрации в Минфине России (ч. 4 ст. 11 Закона о государственных и муниципальных ценных бумагах в новой редакции).

В новой редакции ст. 11 Закона о государственных и муниципальных ценных бумагах специально оговаривается недопустимость внесения изменений в решение об эмиссии выпуска (дополнительного выпуска) государственных или муниципальных ценных бумаг, находящихся в обращении.

Правила, касающиеся эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, были дополнены нормой, устанавливающей обязанность эмитентов при принятии ими решения об эмиссии выпуска (дополнительного выпуска) государственных и муниципальных ценных бумаг присваивать этим выпускам государственный регистрационный номер (ч. 7 ст. 5 Закона о государственных и муниципальных ценных бумагах в новой редакции). Ранее об этом говорилось лишь в п. 2 Приказа Минфина РФ от 21.01.1999 N 2н "О Порядке формирования государственного регистрационного номера, присваиваемого выпускам государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг".

Номер присваивается в соответствии с Приказом Минфина РФ от 21.01.1999 N 2н "О Порядке формирования государственного регистрационного номера, присваиваемого выпускам государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг".

6. Отчет об итогах эмиссии государственных

и муниципальных ценных бумаг

Закон о государственных и муниципальных ценных бумагах дополнен новой статьей 11.1, посвященной отчету об итогах эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг (далее - отчет об итогах эмиссии).

В ней указано, что эмитент государственных или муниципальных ценных бумаг после завершения отчетного финансового года (не позднее 1 февраля текущего финансового года) принимает документ в форме нормативного правового акта соответствующего уровня, который должен содержать отчет об итогах эмиссии.

Согласно ч. 1 ст. 11.1 Закона о государственных и муниципальных ценных бумагах в новой редакции отчет об итогах эмиссии должен включать в себя следующие положения:

- государственные регистрационные номера выпусков государственных или муниципальных ценных бумаг, размещение которых осуществлялось в отчетном финансовом году;

- порядок размещения ценных бумаг;

- даты размещения ценных бумаг указанных выпусков;

- даты погашения ценных бумаг указанных выпусков;

- фактическая цена размещения ценных бумаг (в процентах от номинальной стоимости);

- количество размещенных ценных бумаг указанных выпусков;

- объем денежных поступлений в бюджет заемщика от размещения государственных или муниципальных ценных бумаг каждого из указанных выпусков.

Отчет об итогах эмиссии, подготовленный субъектом РФ или муниципальным образованием, не подлежит государственной регистрации в Минфине России.

Согласно ч. 2 ст. 11.1 Закона о государственных и муниципальных ценных бумагах в новой редакции более детальные правила представления субъектами РФ и муниципальными образованиями отчетов об итогах эмиссии должны быть установлены Правительством РФ.

В ст. 12 Закона о государственных и муниципальных ценных бумагах в новой редакции установлено, что эмитенты обязаны раскрывать информацию о ценных бумагах, в том числе путем публикации отчета об итогах эмиссии.

7. Размещение и обращение за рубежом

государственных ценных бумаг

Закон N 79-ФЗ устанавливает, что для размещения и (или) организации обращения государственных ценных бумаг за пределами Российской Федерации не требуется получения разрешений, выдаваемых ФСФР России в соответствии с положениями ст. 16 Закона о рынке ценных бумаг.

В то же время Закон N 79-ФЗ предписывает российским эмитентам, которые получали разрешение на размещение и (или) организацию обращения ценных бумаг за рубежом, после осуществления этих мероприятий представлять в ФСФР России соответствующее уведомление о результатах такого размещения и (или) организации обращения ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации (ч. 14 ст. 16 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции).

Конкретные положения о форме, сроке и порядке представления такого уведомления будут определены нормативными правовыми актами ФСФР России.

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы