от 20 декабря 2018 года

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Обновлен порядок выдачи лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом

Согласно регламенту госуслуга предоставляется Росгвардией и ее территориальными органами. Ранее она предоставлялась органами внутренних дел.

Как и ранее, выдача лицензии осуществляется в срок не более 30 календарных дней со дня регистрации заявления. Однако теперь переоформление лицензии осуществляется в срок не более 14 календарных дней (ранее - не более 30 дней в случае изменения места жительства заявителя и не более 10 дней в остальных случаях). Выдача лицензии осуществляется в день обращения заявителя после его информирования о результате предоставления государственной услуги.

Теперь для получения лицензии вместе с заявлением и паспортом предоставляется также медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме наркотиков.

Кроме того, заявители, не имеющие в собственности охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия либо имеющие его в собственности менее 5 лет, предоставляют для получения лицензии на приобретение такого оружия также документы, подтверждающие, что заявитель занимается профессиональной деятельностью, связанной с охотой.

Заявители, не имеющие в собственности спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия либо имеющие его в собственности менее 5 лет, для получения лицензии предоставляют документы, подтверждающие, что заявитель является спортсменом высокого класса в указанном виде спорта.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Приказ Минэкономразвития России от 29.10.2018 N 589
"Об утверждении типовой формы арбитражного соглашения о передаче споров, вытекающих из договора об осуществлении деятельности на территории специального административного района, в третейский суд, администрируемый постоянно действующим арбитражным учреждением"
Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2018 N 53043.

Утверждена форма арбитражного соглашения о передаче спора из договора об осуществлении деятельности на территории специального административного района в третейский суд

В соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 291-ФЗ "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края", споры в рамках специального административного района могут передаваться на рассмотрение третейского суда в соответствии с законодательством РФ. При наличии арбитражного соглашения о передаче споров, вытекающих из договора об осуществлении деятельности, в третейский суд, администрируемый постоянно действующим арбитражным учреждением, на рассмотрение третейского суда могут быть переданы также споры, связанные с особенностями предоставления статуса участника специального административного района, деятельности по договору об осуществлении деятельности.

Настоящим Приказом установлено, что в соглашение о передаче споров, вытекающих из договора об осуществлении деятельности на территории специального административного района, в третейский суд, администрируемый постоянно действующим арбитражным учреждением включаются:

сведения о сторонах арбитражного соглашения;

сведения об административном районе, в котором осуществляют деятельность стороны арбитражного соглашения, и сведения о третейском суде, к компетенции которого относится рассмотрение спора;

адреса, которые стороны соглашаются использовать в целях направления письменных заявлений, сообщений и иных документов, связанных с рассмотрением спора;

положение о принятии на себя обязательства добровольно исполнить решение третейского суда;

положение об окончательности решения третейского суда;

порядок изменения и расторжения соглашения;

адреса и реквизиты сторон.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Независимо от возраста и стажа в должности судьи судья в отставке вправе занимать должности заведующего кафедрой, декана факультета и осуществлять преподавательскую деятельность как в государственных, так и негосударственных образовательных организациях

Согласно пункту 2 статьи 15 Кодекса судейской этики, утвержденного VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012 (ред. от 08.12.2016), судья может заниматься различными видами внесудебной деятельности, включая научную, образовательную, творческую, общественную, благотворительную и иные виды деятельности, и участвовать в различных публичных мероприятиях, если это не противоречит законодательству о статусе судей в РФ и не причиняет ущерб интересам правосудия.

Подпунктом 5 пункта 3 статьи 3 Закона РФ от 26.06.1992 "О статусе судей в Российской Федерации" (ред. от 12.11.2018) установлен общий запрет для судей заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.

Право судьи, судьи в отставке заниматься педагогической деятельностью не связывается со статусом образовательного учреждения, в котором эта деятельность осуществляется, исключая случаи, когда такая деятельность финансируется исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Поэтому независимо от возраста и стажа в должности судьи судья в отставке вправе осуществлять преподавательскую деятельность как в государственных, так и негосударственных образовательных организациях.

Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678, называет должности "декан факультета" и "заведующий кафедрой" в подразделе 1 раздела I "Должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу".

Следовательно, занятие судьей в отставке этих должностей является преподавательской деятельностью и не противоречит требованиям законодательства о статусе судей в Российской Федерации.

Судья в отставке не может замещать какие-либо должности в системе потребительской кооперации, в том числе в правлении (управлении) районного союза потребительских обществ

Абзац первый пункта 4 статьи 3 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 12.11.2018) "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) устанавливает общие условия, наличие которых обязательно для работы пребывающего в отставке судьи, а также определяет исчерпывающий перечень видов органов, учреждений, объединений, в которых допускается работать судье в отставке:

судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 лет (для женщин - 50 лет), вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, может быть назначен на должность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.

Закон о статусе судей как исключение из этих общих правил допускает замещение судьей в отставке государственных должностей, а также должностей государственной службы, муниципальных должностей, должностей муниципальной службы, выполнение обязанностей третейского судьи, арбитра (абзац второй пункта 4 статьи 3). Кроме того, как действующие судьи, так и судьи в отставке, вправе заниматься оплачиваемой педагогической, научной и иной творческой деятельностью (подпункт 5 пункта 3 статьи 3).

Рассматривая возможность трудоустройства, судья в отставке, имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет или достигший соответствующего возраста, должен учитывать недопустимость расширительного толкования названного в абзаце первом пункта 4 статьи 3 Закона о статусе судей перечня органов, учреждений, объединений, работа в которых совместима с публично-правовым статусом судьи.

Эта норма Закона предусматривает право судьи, пребывающего в отставке и отвечающего другим указанным в ней условиям, работать не в любой некоммерческой организации, а лишь в профсоюзных и иных общественных объединениях.

Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "Об общественных объединениях" под общественным объединением понимает добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (статья 5); закрепляет организационно-правовые формы, в которых могут создаваться общественные объединения: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия (статья 7).

Потребительские общества хотя и являются некоммерческими организациями, но не могут быть отнесены к числу общественных объединений, деятельность которых регулируется Законом об общественных объединениях и цели которых не связываются непосредственно с удовлетворением материальных потребностей объединяющихся лиц.

Поэтому судья в отставке даже при наличии стажа работы в должности судьи более 20 лет либо достигший возраста 55 лет (для женщин - 50 лет) не может замещать какие-либо должности в системе потребительской кооперации, в том числе в правлении (управлении) районного союза потребительских обществ.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

<Информация> ПФ РФ от 19.12.2018 "Об индексации страховых пенсий с 1 января 2019 года"

ПФР напоминает, что с 1 января 2019 года страховые пенсии неработающих пенсионеров будут проиндексированы на 7,05%

Размер фиксированной выплаты после индексации составит 5334,2 рубля в месяц, стоимость пенсионного балла - 87,24 рубля.

В результате индексации страховая пенсия по старости вырастет в среднем по России на тысячу рублей, а ее среднегодовой размер составит 15,4 тыс. рублей.

При этом у каждого пенсионера прибавка к пенсии будет индивидуальной в зависимости от размера пенсии. Чем выше приобретенные у гражданина в течение трудовой жизни пенсионные права (стаж, заработок, страховые взносы, количество пенсионных коэффициентов), тем больше размер страховой пенсии и, следовательно, сумма прибавки к ней после индексации.

Приводится таблица индексации страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров с 1 января 2019 года в зависимости от ее размера.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Законопроект об ограничении размера процентов по потребительским кредитам направлен в Совет Федерации

Устанавливается, что процентная ставка по договору потребительского кредита (займа) не может превышать 1% в день. При этом запрещается начисление процентов, неустойки (штрафа, пени), иных мер ответственности по договору потребкредита, а также платежей за услуги, оказываемые кредитором заемщику за отдельную плату по договору потребительского кредита (займа), срок возврата по которому на момент его заключения не превышает 1 год, после того, как сумма начисленных процентов, неустойки (штрафа, пени), иных мер ответственности по договору потребительского кредита (займа), а также платежей за услуги, оказываемые кредитором заемщику за отдельную плату, достигнет полуторакратного размера суммы предоставленного потребительского кредита.

Также законопроектом вводится специальное регулирование договоров потребительского кредита без обеспечения, заключенного на срок, не превышающий 15 дней, на сумму, не превышающую 10 000 рублей. Для таких займов устанавливается правило, согласно которому кредитор не сможет начислять проценты и меры ответственности по договору потребительского кредита (займа), за исключением неустойки (штрафа, пени) в размере 0,1% от суммы просроченной задолженности за каждый день просрочки, после того, как сумма платежей достигнет 30% от суммы потребительского займа. При этом ежедневная сумма платежей не должна превышать частного от деления максимально допустимого значения суммы платежей на 15. Таким образом, за кредит на сумму не более 10 000 рублей на срок не более 15 дней заемщик будет обязан заплатить не более 3000 рублей (при отсутствии просрочек).

Устанавливается, что требовать исполнения обязательств по кредитам не смогут физические и юридические лица, в случае если первоначальный кредитор не являлся лицом, осуществляющим профессиональную деятельность по предоставлению потребительских кредитов, а новый кредитор на момент уступки прав требований по договору займа не являлся профессиональным коллектором, лицом, осуществляющим профессиональную деятельность по предоставлению потребительских кредитов, специализированным финансовым обществом или физическим лицом, указанным в письменном согласии заемщика.

Предусматривается поэтапное вступление законопроекта в силу. Так, по истечении 30 дней после дня опубликования законопроекта будет введено ограничение процентов по займу в размере 1,5% в день и максимальный размер неустойки - 2,5 размера суммы займа; с 1 июля 2019 года ограничение по начислению неустоек будет установлено в размере двукратной суммы займа; с 1 января 2020 года введены положения о максимальном размере неустоек полуторакратной суммы займа и максимальный процент - 1% в день.

При установлении (изменении) курсов валют предлагается использовать автоматизированную систему, а также размещать информацию о них только внутри помещения банка

В случае использования такой системы издание отдельных приказов (распоряжений) об установлении (изменении) курса иностранной валюты требоваться не будет.

Проектом предусматривается ряд условий, которые должны соблюдаться банками при установлении (изменении) курсов с использованием автоматизированной системы. В частности, банк должен обеспечить:

определение даты и времени (в часах, минутах и секундах) установления курсов иностранных валют с использованием системы;

фиксацию курса иностранной валюты, по которому проводится операция физического лица с наличной иностранной валютой и чеками;

сохранность информации об установленных курсах иностранных валют, зафиксированной автоматизированной банковской системой, в течение срока хранения Реестра операций с наличной валютой и чеками.

Кассовый работник до передачи ему физическим лицом наличной иностранной валюты, наличной валюты РФ, чеков и платежных карт должен проинформировать физическое лицо об установленном с использованием автоматизированной банковской системы курсе иностранной валюты. При получении устного согласия физического лица на проведение операции с наличной иностранной валютой и чеками по указанному курсу кассовый работник должен зафиксировать этот курс и провести операцию с наличной иностранной валютой и чеками по зафиксированному курсу, в том числе в случае изменения курса иностранной валюты с использованием автоматизированной банковской системы после его фиксации кассовым работником.

Проектом также предусматривается, что банк (филиал) при осуществлении операций с наличной иностранной валютой и чеками должен размещать информацию о курсах иностранных валют только внутри помещения, в котором находится банк (филиал), включая внутреннее структурное подразделение банка (филиала), способом, допускающим доступ к такой информации только внутри помещения, в котором находится банк (филиал), включая внутреннее структурное подразделение банка (филиала). Также информация о курсах иностранных валют может размещаться в СМИ, в сети "Интернет", мобильных приложениях банка.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Банком России даны разъяснения по некоторым вопросам, касающимся особенностей бухгалтерского учета отдельных операций в микрокредитных компаниях

В частности, расмотрены следующие вопросы:

порядок отражения в бухгалтерском учете МКК в форме фонда поступлений от учредителя и от лица, не являющегося учредителем, бюджетных средств, предназначенных для предоставления займов в рамках поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

порядок отражения в бухгалтерском учете МКК поступления денежных средств от учредителей МКК в целях возмещения затрат;

порядок отражения в бухгалтерском учете:

- поступления денежных средств на расчетный счет вновь созданной МКК в качестве взноса учредителя на уставные цели;

- требования по договору банковского вклада, полученного по соглашению о замене вкладчика, в качестве взноса учредителя на уставные цели вновь созданной МКК;

- требования по договору займа, полученного в качестве взноса учредителя на уставные цели вновь созданной МКК;

- требования бенефициара по договору поручительства к должнику, полученного в качестве взноса учредителя на уставные цели вновь созданной МКК.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Установлены ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении на нем товарной аквакультуры (товарного рыбоводства)

Ставки платы установлены раздельно по каждому субъекту РФ за 1 гектар лесного участка, используемого для целей осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства).

Обязанность по осуществлению уборки мест погрузки ТКО возложена на регионального оператора по обращению с ТКО

Одновременно с этим уборка мест погрузки исключается из перечня работ по содержанию имущества общего пользования собственников помещений в многоквартирном доме.

Устанавливается, что расходы на уборку мест погрузки ТКО, учитываемые при установлении тарифов на услуги регионального оператора по обращению с ТКО не могут превышать сметную стоимость погрузочных работ, определенную с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, умноженную на 1% общего объема и (или) массы ТКО, в отношении которых осуществляются погрузочные работы.

Также уточняется, что под уборкой мест погрузки ТКО понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Суд Евразийского экономического союза признал, что заключение "вертикального" соглашения и координация экономической деятельности образуют самостоятельные составы нарушений общих правил конкуренции

Суд указал, в частности, следующее.

На основании пункта 6 статьи 76 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) государств-членов, если такая координация приводит или может привести к любому из указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи последствий, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии с критериями допустимости, установленными приложением N 19 к Договору - Протоколом об общих принципах и правилах конкуренции (далее - Протокол).

В соответствии с пунктом 3 статьи 76 Договора запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) государств-членов, являющимися конкурентами, действующими на одном товарном рынке, которые приводят или могут привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) сокращению или прекращению производства товаров;

5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками).

В силу пункта 4 статьи 76 Договора запрещаются "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии с критериями допустимости, установленными Протоколом, в случае если:

1) такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, когда продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара;

2) такими соглашениями предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта (субъекта рынка), который является конкурентом продавца. Такой запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя.

Системный анализ позволяет выделить следующие характерные признаки Координации:

Координация осуществляется третьим лицом, в качестве которого может выступать физическое лицо, коммерческая или некоммерческая организация (далее - Координатор);

Координатор не входит в одну группу лиц ни с одним из хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), действия которых согласовываются, и не осуществляет деятельность на том товарном рынке (товарных рынках), на котором осуществляется Координация;

действия Координатора направлены на согласование (координацию) экономической деятельности как минимум двух хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) государств-членов;

Координация выражается в целенаправленном воздействии Координатора на хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) с целью формирования у них определенной модели поведения и оказания влияния на конкуренцию на товарном рынке.

Согласно подпункту 1 пункта 2 Протокола под "вертикальным" соглашением" понимается соглашение между хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом.

Взаимосвязанное прочтение данной нормы и пункта 4 статьи 76 Договора позволяет сделать вывод о том, что "вертикальное" соглашение представляет собой согласование своих действий как минимум двумя находящимися на разных уровнях в структуре одного товарного рынка хозяйствующими субъектами (субъектами рынка).

С учетом изложенного Суд констатирует наличие следующих основных критериев разграничения Координации и "вертикальных" соглашений:

по субъекту: запрет Координации адресован одному субъекту, в качестве которого может выступать любое физическое лицо, коммерческая или некоммерческая организация; запрет "вертикальных" соглашений адресован как минимум двум хозяйствующим субъектам;

по положению субъектов в структуре товарного рынка: Координатор не является участником товарного рынка, на котором осуществляют деятельность координируемые хозяйствующие субъекты (субъекты рынка); участники "вертикального" соглашения осуществляют деятельность на разных уровнях в структуре одного товарного рынка;

по характеру взаимодействия между субъектами: Координатор согласовывает действия других хозяйствующих субъектов (субъектов рынка); участники "вертикального" соглашения достигают взаимной договоренности относительно условий своей экономической деятельности.

На основании изложенного Суд полагает обоснованным сформулировать следующие выводы:

- Заключение "вертикального" соглашения, запрещенного пунктом 4 статьи 76 Договора, и координация экономической деятельности, запрещенная пунктом 6 статьи 76 Договора, образуют самостоятельные составы нарушений общих правил конкуренции, основаниями разграничения которых являются круг субъектов, характер их взаимодействия и положение в структуре товарного рынка;

- Евразийская экономическая комиссия реализует полномочия по пресечению нарушения общих правил конкуренции, выразившегося в координации экономической деятельности, при условии, что такая координация оказывает негативное влияние на конкуренцию на трансграничном товарном рынке, географические границы которого охватывают территории двух и более государств-членов.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Неопределенность толкования нормы перечня медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения взрослого населения является основанием для признания ее недействующей

Верховный Суд РФ признал недействующим со дня вступления решения в законную силу положение пункта 23 раздела V перечня медицинских показаний для санаторно-курортного лечения взрослого населения, утвержденного Приказом Минздрава России от 7 июня 2018 г. N 321н, в той мере, в какой оно в системе действующего правового регулирования не допускает санаторно-курортное лечение взрослого населения при наличии некоторых заболеваний в фазе ремиссии с умеренными двигательными, чувствительными нарушениями, при возможности передвигаться самостоятельно или с помощью средств опоры на бальнеологических курортах с радоновыми, сероводородными, хлоридными натриевыми, йодобромными, кремнистыми термальными водами и грязевых курортах вне климатической зоны проживания пациента.

Верховный Суд РФ, в частности, указал следующее.

Приказом Минздрава России от 7 июня 2018 г. N 321н утвержден перечень медицинских показаний для санаторно-курортного лечения взрослого населения. Перечень состоит из пятнадцати разделов, каждый из которых представляет собой таблицу с графами, содержащими указания на коды заболевания согласно Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра, наименования заболеваний, форму, стадию, фазу, степень его тяжести и на курорты и санаторно-курортные организации.

Раздел V включает медицинские показания для санаторно-курортного лечения взрослого населения с болезнями по классу VI по МКБ-10.

Согласно пункту 23 указанного раздела Перечня лицам, страдающим определенным заболеванием в фазе ремиссии с умеренными двигательными, чувствительными нарушениями, при возможности передвигаться самостоятельно или с помощью средств опоры показано санаторно-курортное лечение в санаторно-курортных организациях в климатической зоне проживания пациента, на курортах: бальнеологических с радоновыми, сероводородными, хлоридными натриевыми, йодобромными, кремнистыми термальными водами; грязевых.

Основные принципы медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение определены Порядком медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 256, согласно которому медицинский отбор и направление больных, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, осуществляют лечащий врач и заведующий отделением, а там, где нет заведующего отделением, - главный врач (заместитель главного врача) лечебно-профилактического учреждения (амбулаторно-поликлинического учреждения (по месту жительства) или медико-санитарной части (по месту работы, учебы) больного при направлении его на профилактическое санаторно-курортное лечение и больничного учреждения при направлении больного на долечивание). Медицинский отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляют лечащий врач и врачебная комиссия лечебно-профилактического учреждения по месту жительства, которые определяют медицинские показания для санаторно-курортного лечения и отсутствие противопоказаний для его осуществления, в первую очередь для применения природных климатических факторов, на основании анализа объективного состояния больного, результатов предшествующего лечения (амбулаторного, стационарного), данных лабораторных, функциональных, рентгенологических и других исследований. При решении вопроса о выборе курорта, помимо заболевания, в соответствии с которым больному рекомендовано санаторно-курортное лечение, следует учитывать наличие сопутствующих заболеваний, условия поездки на курорт, контрастность климатогеографических условий, особенности природных лечебных факторов и других условий лечения на рекомендуемых курортах. Больных, которым показано санаторно-курортное лечение, но отягощенных сопутствующими заболеваниями, либо с нарушениями здоровья возрастного характера, в тех случаях, когда поездка на отдаленные курорты может вредно отразиться на общем состоянии здоровья, следует направлять в близрасположенные санаторно-курортные учреждения, организации необходимого профиля. Для санаторно-курортного лечения больному выдается на руки справка для получения путевки по форме N 070/у-04 с рекомендацией санаторно-курортного лечения, о чем лечащий врач лечебно-профилактического учреждения делает соответствующую запись в медицинской карте амбулаторного больного.

Из имеющихся в распоряжении Суда документов усматривается, что административный истец при наличии имеющегося у него заболевания может пройти санаторно-курортное лечение не только в санаторно-курортных организациях климатической зоны проживания пациента, но и на бальнеологических курортах с радоновыми, сероводородными, хлоридными натриевыми, йодобромными, кремнистыми термальными водами и грязевых курортах за пределами климатической зоны проживания пациента.

Между тем такое толкование не следует из содержания пункта 23 раздела V Перечня, что подтверждается письмами отделения ФСС РФ, в которых административному истцу разъяснено, что санаторно-курортное лечение при наличии имеющегося у него заболевания предусмотрено в санаторно-курортных организациях в климатической зоне проживания пациента.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о неопределенности оспариваемой нормы Перечня, порождающей неоднозначное ее толкование и применение в нарушение требований части 3 статьи 40 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Согласно разъяснению пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Обновлен порядок оказания сотрудникам органов внутренних дел и членам их семей медицинской помощи и обеспечения их санаторно-курортным лечением

Бесплатное оказание медицинской помощи в медицинских организациях МВД России осуществляется, в том числе:

- гражданам, уволенным со службы в органах наркоконтроля с правом на пенсию;

- гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел или в органах наркоконтроля и ставшим инвалидами.

Установлено также, что бесплатное оказание медицинской помощи в медицинских организациях Росгвардии осуществляется:

- сотрудникам органов внутренних дел;

- гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию;

- гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел и ставшим инвалидами.

Расширен также перечень категорий сотрудников указанных органов, члены семьей которых имеют право на бесплатную медицинскую помощь в указанных медицинских организациях.

Минтруд России подготовил рекомендации по определению потребности инвалида, ребенка-инвалида в мероприятиях по реабилитации и абилитации

Определение потребностей осуществляется специалистами федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы при проведении медико-социальной экспертизы на основе комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, социального статуса и реабилитационного потенциала, с учетом его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных. Определение состоит из следующих этапов:

- проведение реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики;

- оценка социального статуса;

- оценка реабилитационного и абилитационного потенциала;

- определение реабилитационного и абилитационного прогноза;

- определение мероприятий по реабилитации и абилитации, технических средств реабилитации, товаров и услуг, в которых нуждается инвалид, ребенок-инвалид, для восстановления или компенсации утраченных способностей к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности, с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, как назначать наказание в виде принудительных работ

Отмечается, в частности, что принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы лишь в случаях, когда совершено преступление небольшой или средней тяжести либо впервые тяжкое преступление и только когда данный вид наказания наряду с лишением свободы прямо предусмотрен санкцией соответствующей статьи Особенной части УК РФ. В случаях, когда осужденному в силу требований закона не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, принудительные работы также не назначаются.

При постановлении обвинительного приговора суд обязан разрешить вопрос о том, имеются ли основания для замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами. При наличии таких оснований суд должен привести мотивы, по которым пришел к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы и применения положений статьи 53.1 УК РФ. В резолютивной части приговора вначале следует указать на назначение наказания в виде лишения свободы на определенный срок, а затем на замену лишения свободы принудительными работами. При замене лишения свободы принудительными работами дополнительное наказание, предусмотренное к лишению свободы, в том числе и в качестве обязательного, не назначается. Суд, заменив лишение свободы принудительными работами, должен решить вопрос о назначении дополнительного наказания, предусмотренного санкцией соответствующей статьи Особенной части УК РФ к принудительным работам.

При замене наказания в случае злостного уклонения от его отбывания в порядке исполнения приговора, штраф, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы заменяются принудительными работами без предварительной замены лишением свободы. Принудительные работы могут быть также применены при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы. В этих случаях принудительные работы применяются судом независимо от того, предусмотрено ли данное наказание санкцией статьи Особенной части УК РФ, по которой было назначено заменяемое наказание. Данное правило не распространяется на замену штрафа в размере, исчисляемом исходя из величины, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки, назначенного в качестве основного вида наказания.

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы