от 13 июля 2018 года

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Определение Верховного Суда РФ от 03.07.2018 N 305-КГ18-2488 по делу N А40-210165/2016

Российским законодательством не предусмотрен порядок регистрации товарного знака на имя нескольких лиц, за исключением регистрации коллективного товарного знака

Компания и общество обратились в Роспатент с заявлением об установлении режима совместного обладания исключительными правами на товарные знаки.

Роспатент отказал в заявленном требовании на том основании, что данная регистрация противоречит действующему законодательству и существу исключительного права на товарный знак.

Поддерживая решение Роспатента и отказывая в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что отчуждение исключительного права на товарный знак более чем одному лицу противоречит существу исключительного права на товарный знак, его функции индивидуализировать товары и услуги юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, и что подзаконными нормативными актами не предусмотрена государственная регистрация Роспатентом "отчуждения 50% исключительного права" на товарный знак по договору.

Отменяя принятые по делу судебные акты и удовлетворяя заявленные требования, Суд по интеллектуальным правам указал, в частности, на неверное толкование судами пункта 2 статьи 1229 ГК РФ, а также сослался на нормы международных соглашений (положения пункта (3) статьи 5C Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 и статьи 11 Сингапурского договора о законах по товарным знакам от 27.03.2006, участницей которых является Российская Федерация, которыми прямо предусмотрена возможность совладения исключительным правом на товарный знак и которые не учтены судами при рассмотрении спора.

По мнению Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, Суд по интеллектуальным правам не учел, в числе прочего, следующее.

Как следует из статьи 128 ГК РФ, законодатель разделяет вещные права и права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (интеллектуальная собственность).

Согласно пункту 2 статьи 1227 ГК РФ к интеллектуальным правам не применяются положения раздела II ГК РФ (право собственности и другие вещные права).

Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что положения о долевой собственности (глава 16 ГК РФ) к интеллектуальным правам не могут применяться в принципе, поскольку данные отношения регулируются соответствующими специальными нормами четвертой части ГК РФ.

Выводы Суда по интеллектуальным правам о том, что судами не учтены нормы международных соглашений, участницей которых является Российская Федерация, прямо предусматривающие возможность совладения исключительным правом на товарный знак, а именно - положения пункта (3) статьи 5C Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 (далее - Парижская конвенция) и статьи 11 Сингапурского договора о законах по товарным знакам от 27.03.2006 (далее - Сингапурский договор), являются необоснованными.

Согласно пункту (3) статьи 5C Парижской конвенции одновременное применение одного и того же знака на одинаковых или сходных продуктах промышленными или торговыми предприятиями, рассматриваемыми в качестве совладельцев знака в соответствии с положениями закона страны, где испрашивается охрана, не препятствует регистрации знака и никоим образом не ограничивает охрану, предоставленную указанному знаку в какой-либо стране Союза, если только такое применение не вводит общественность в заблуждение и не противоречит публичным интересам.

Данная норма посвящена вопросам использования товарного знака.

Статьей 11 Сингапурского договора предусмотрен порядок изменения владельца товарного знака.

Положения пункта (3) статьи 5C Парижской конвенции и статьи 11 Сингапурского договора не предписывают странам-участницам предоставлять правовую охрану товарным знакам на имя нескольких лиц одновременно.

Кроме того, согласно статье 6C Парижской конвенции условия подачи заявки и регистрации товарных знаков определяются в каждой стране Союза ее национальным законодательством.

Российским законодательством не предусмотрен порядок регистрации товарного знака на имя нескольких лиц, за исключением регистрации коллективного товарного знака.

В отношении доводов общества и компании о том, что Роспатентом не было исполнено определение Суда по интеллектуальным правам, которым утверждено мировое соглашение между компанией и обществом, в котором установлен режим совместного владения правами на товарные знаки, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались частью 1 статьи 142 АПК РФ и пунктом 1 статьи 1490 ГК РФ.

Согласно части 1 статьи 142 АПК РФ мировое соглашение исполняется лицами, его заключившими, добровольно в порядке и в сроки, которые предусмотрены этим соглашением.

На Роспатент, не являющийся стороной мирового соглашения, не возложены какие-либо обязанности, в том числе по регистрации заключенного сторонами соглашения договора о совместном обладании исключительным правом на товарный знак.

Заключение субъектами предпринимательской деятельности мирового соглашения в рамках судебного разбирательства не лишает Роспатент обязанности исполнения им государственной функции по государственной регистрации договора в порядке пункта 1 статьи 1490 ГК РФ.

Более того, мировым соглашением, заключенным между сторонами, предусмотрено, что договор о совместном владении вступает в силу с даты его утверждения Судом по интеллектуальным правам и действует на территории Российской Федерации, Украины, Грузии, стран СНГ и Прибалтики. Если окажется, что в Российской Федерации, Украине или какой-либо иной стране СНГ, Грузии и Прибалтике совладение товарными знаками невозможно в соответствии с законодательством этой страны, Стороны обязуются дополнительно согласовать порядок действий по урегулированию вопроса о совместном владении товарными знаками в такой стране.

С учетом изложенного Судебная коллегия Верховного Суда РФ считает, что постановление Суда по интеллектуальным правам подлежит отмене как принятое с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, а судебные акты судов первой и апелляционной инстанций - оставлению в силе.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Уточнен порядок замены свидетельства участника программы добровольного переселения соотечественников в случае расторжения брака

Устанавливается, что в случае расторжения брака между супругами, один из которых является участником Государственной программы, а другой - членом семьи участника Государственной программы, и восстановления участником Государственной программы добрачной фамилии для замены свидетельства его владелец представляет, помимо прочего, копию свидетельства о расторжении брака с предъявлением оригинала документа.

При заполнении свидетельства в отношении бывшего супруга (супруги), являвшегося членом семьи участника Государственной программы, в графе "степень родства" свидетельства указываются сведения о документе, подтверждающем расторжение брака.

Кроме того, по истечении срока действия свидетельства оно признается уполномоченным органом недействительным.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Правительством РФ определены требования к кредитным организациям, в которых госкорпорации, Госкомпания "Автодор" и публично-правовые компании вправе открывать счета

Соответствующие полномочия Правительства РФ по установлению требований к кредитным организациям предусмотрены Федеральным законом от 29.07.2017 N 267-ФЗ.

Определено, что кредитные организации должны соответствовать критериям, установленным Правилами инвестирования временно свободных средств государственной корпорации, государственной компании, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 N 1080 (за исключением кредитных организаций, определенных решением Правительства РФ, в случае применения кредитной организацией ограничений по осуществлению банковских операций в отношении отдельных отраслей, организаций в связи с мерами санкционного воздействия к РФ, а также наличия рисков (угроз) применения кредитной организацией таких ограничений).

Одновременно в названные Правила внесены поправки. В частности:

с 25 млрд рублей до 1 млрд рублей скорректировано требование к размеру собственных средств (капитала) кредитной организации;

уточнен уровень кредитного рейтинга кредитной организации, присвоенного кредитными рейтинговыми агентствами АКРА или "Эксперт РА";

исключено требование о нахождении под прямым или косвенным контролем Банка России или РФ.

Кроме того, уточнено, что при инвестировании временно свободных средств госкорпорация, госкомпания рассчитывают для каждой кредитной организации, в которой предполагается размещение временно свободных средств в депозиты и на счетах, лимит размещения средств в зависимости от размера собственных средств (капитала) кредитной организации и/или уровня кредитного рейтинга, присвоенного по национальной рейтинговой шкале для РФ.

Банк России проинформировал о сроках составления отчетности об инвестировании средств пенсионных накоплений ПФ РФ и доходах от их инвестирования

Сообщается, что формам 0420512 "Отчет об инвестировании средств пенсионных накоплений Пенсионного фонда Российской Федерации" и 0420513 "Отчет о доходах от инвестирования средств пенсионных накоплений Пенсионного фонда Российской Федерации", установленным в приложении 1 к Указанию Банка России от 08.02.2018 N 4715-У, отчеты составляются за отчетный период, под которым понимается первый квартал, первое полугодие, 9 месяцев и год.

Отчет по форме 0420512 представляется в Банк России ежеквартально по состоянию на последний рабочий день отчетного периода за отчетный период, отчет по форме 0420513 - ежеквартально за отчетный период.

Для показателей, которые отражаются накопленным итогом, за отчетные периоды 2018 года началом отчетного периода является 1 января 2018 года.

Банк России проинформировал о сроках представления специализированными депозитариями отчетности по новым правилам

Издано Указание Банка России от 19.04.2018 N 4777-У "О формах, сроках и порядке составления и представления отчетности специализированного депозитария в Банк России, форме, порядке и сроке представления отчетности специализированного депозитария страховщику, а также форме и сроке представления отчетности специализированного депозитария в управляющую компанию, осуществляющую доверительное управление накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих, и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих". Указание Банка России N 4777-У вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования - 08.10.2018.

Сообщается, что первая отчетная дата, по состоянию на которую будет представляться отчетность специализированного депозитария в соответствии с новыми требованиями названного Указания, - 08.10.2018.

В частности, отчетность специализированного депозитария по состоянию на 30.09.2018 составляется и представляется в Банк России в соответствии с действовавшими на указанную отчетную дату нормативными правовыми актами Федеральной службы по финансовым рынкам и нормативным актом Банка России. Суточная отчетность по состоянию на 08.10.2018 по формам 0420864 "Отчетность о составе средств пенсионных резервов, поступлении и выбытии средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов", 0420865 "Отчетность о составе средств пенсионных накоплений, поступлении и выбытии средств пенсионных накоплений негосударственных пенсионных фондов", 0420869 "Отчетность об активах страховщиков", 0420872 "Отчет о стоимости чистых активов, в том числе стоимости активов (имущества), паевого инвестиционного фонда" представляется в Банк России не позднее 11.10.2018 исходя из установленных Указанием Банка России N 4777-У сроков представления отчетности.

Программа-анкета подготовки электронных документов специализированного депозитария в соответствии с новыми требованиями будет размещена на официальном сайте Банка России в рубрике "Программы для работы с электронными документами" раздела "Финансовые рынки / Личные кабинеты и отчетность / Отчетность субъектов рынка коллективных инвестиций" не позднее 30.09.2018.

Госдума приняла во втором чтении законопроект о сокращении срока камеральной проверки по НДС, освобождении от налога движимого имущества и других изменениях в НК РФ

Законопроектом в НК РФ вносятся многочисленные поправки, предусматривающие, в частности:

сокращение срока проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДС с 3 до 2 месяцев (увеличение срока до 3 месяцев возможно в случае установления фактов, указывающих на наличие нарушений);

уточнение порядка проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (в том числе в части представления возражений по результатам их проведения);

введение ограничения на действие договоров о создании КГН до 2023 года;

уточнение оснований признания сделок контролируемыми;

уточнение порядка подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и применения налоговых вычетов;

снижение критерия о минимальной совокупной сумме уплачиваемых налогов до 2 млрд рублей в целях применения заявительного порядка возмещения НДС, а также применения права на освобождение от уплаты акцизов;

изменение условий установления субъектами РФ пониженной ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в соответствующие бюджеты;

установление размеров госпошлин за предоставление лицензий на осуществление энергосбытовой деятельности;

исключение из объекта налогообложения налогом на имущество организаций движимого имущества.

Законопроект об уплате физлицами единого налогового платежа прошел второе чтение

Поправки в Налоговый кодекс РФ направлены на совершенствование налогового администрирования и предусматривают, в частности:

введение единого налогового платежа, перечисляемого физическим лицом в счет предстоящей уплаты имущественных налогов - транспортного, земельного и налога на имущество. Зачет суммы внесенного платежа в счет уплаты налогов, недоимки и задолженности по ним будет осуществляться налоговым органом самостоятельно;

возможность уплаты налогов через МФЦ, а также установление ответственности МФЦ, организаций почтовой связи и местных администраций за нарушение сроков внесения принятых денежных средств в кредитные организации для их перечисления в бюджетную систему.

ФНС России предложен проект, устанавливающий требования к заключению договора поручительства для целей налогообложения

Планируется утвердить порядок, регламентирующий действия налогового органа и поручителя с целью реализации налогоплательщиком права на применение заявительного порядка возмещения НДС, установленного статьей 176.1 НК РФ, и (или) права на освобождение от уплаты акциза в соответствии со статьей 184 НК РФ.

Порядок предусматривает требования, предъявляемые к поручителю и договору поручительства, особенности заключения договоров, а также необходимые формы документов (в том числе заявление о заключении договора поручительства, справка о соответствии поручителя установленным требованиям и др.).

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

В первом чтении принят законопроект, предоставляющий страховым организациям право использовать институт упрощенной идентификации клиентов

Согласно законопроекту, страховые организации, за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования, получат право:

на основании договора поручать кредитной организации проведение идентификации или упрощенной идентификации клиента - физического лица, а также идентификации представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца;

одностороннего отказа от исполнения договора с лицом, которому поручено проведение идентификации или упрощенной идентификации в случае несоблюдения таким лицом установленных требований по идентификации или упрощенной идентификации;

получать от лица, которому поручено проводить идентификацию клиентов в полном объеме, сведения, полученные при проведении идентификации или упрощенной идентификации;

проводить упрощенную идентификацию клиента - физического лица посредством направления клиентом - физическим лицом, в том числе в электронном виде, сведений о себе.

Также предлагается ввести для страховых организаций, осуществляющих упрощенную идентификацию клиентов, обязанность сообщать Банку России информацию о лицах, которым поручено проведение идентификации или упрощенной идентификации.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Обновлен порядок проведения рекультивации и консервации земель и земельных участков

Постановлением, в частности, устанавливается:

- порядок разработки, согласования и утверждения проекта рекультивации земель и консервации земель, требования к его содержанию;

- порядок определения лица, ответственного за разработку проекта;

- цели и результаты проведения рекультивации земель и земельных участков;

- перечень земель и земельных участков, в отношении которых проведение рекультивации или консервации является обязательной;

- перечень технических и биологических мероприятий по рекультивации и консервации земель, порядок их осуществления;

- сроки проведения работ по рекультивации земель, сроки консервации земель и земельных участков, а также порядок их определения;

- порядок завершения работ по рекультивации земель, консервации земель.

Утратившими силу признаются Постановление Правительства РФ от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" и Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 N 830 "Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота".

Расширен перечень случаев, в которых решения Государственной комиссии по радиочастотам, связанные с выделением полос радиочастот, принимаются для определенного лица либо круга лиц

Установлено, что указанные решения Комиссии принимаются для определенного лица не только в целях использования полос радиочастот радиоэлектронными средствами для исполнения своих полномочий федеральными органами исполнительной власти, Госкорпорацией "Роскосмос", но также иными организациями в случаях, установленных федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.

Кроме того, в связи с изданием Указа Президента РФ от 15.05.2018 N 215, которым Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации переименовано в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, в Положение о Государственной комиссии по радиочастотам внесены редакционные правки в части замены слов "Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации" словами "Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации".

Приказ Минэнерго России от 25.04.2018 N 320
"Об утверждении форм раскрытия сетевой организацией информации об отчетах о реализации инвестиционной программы и об обосновывающих их материалах, указанной в абзацах втором - пятом, седьмом и девятом подпункта ж(1) пункта 11 стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 г. N 24, правил заполнения указанных форм и требований к форматам раскрытия сетевой организацией электронных документов, содержащих информацию об отчетах о реализации инвестиционной программы и об обосновывающих их материалах"
Зарегистрировано в Минюсте России 11.07.2018 N 51581.

Минэнерго России утверждены формы отчетов сетевых организаций о реализации инвестиционных программ

Приказом, в частности, установлены формы отчета об исполнении плана финансирования капитальных вложений по источникам финансирования инвестиционных проектов инвестиционной программы; отчета об исполнении плана освоения капитальных вложений по инвестиционным проектам инвестиционной программы; отчета об исполнении плана ввода основных средств по инвестиционным проектам инвестиционной программы и ряд иных отчетов.

В приложении к приказу приводятся подробные указания по заполнению каждой из утвержденных форм отчетов.

Указывается также, что раскрытие информации осуществляется в электронной форме; файлы электронных документов формируются сетевой организацией в формате электронных таблиц "xlsx" (Microsoft Exсel) в соответствии с формами раскрытия сетевой организацией информации об отчетах о реализации инвестиционной программы и об обосновывающих их материалах, утверждаемыми Минэнерго России. Шаблоны электронных документов размещаются на официальном сайте Минэнерго России в сети "Интернет". Каждый файл электронного документа должен содержать информацию о реализации инвестиционной программы, подготовленную сетевой организацией в соответствии с не более чем одной формой раскрытия информации. Информация направляется сетевыми организациями в формате архивных файлов "ZIP".

Информация МЧС РФ от 06.07.2018 "Учреждения смогут определить категорию риска по различным видам надзора с помощью онлайн-калькулятора"

МЧС России разработан электронный сервис, позволяющий учреждениям и организациям определять присвоенную им категорию риска по трем видам надзора, а также периодичность проведения плановых проверок

Онлайн-калькулятор доступен на официальном сайте МЧС России в разделе "Профилактическая работа и надзорная деятельность".

Теперь юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся собственниками объектов защиты, могут самостоятельно узнать присвоенную им категорию риска по всем видам надзорной деятельности: федеральный государственный пожарный надзор, государственный надзор в области гражданской обороны и федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Кроме этого, онлайн-калькулятор по итогам определения категории риска предложит пройти самопроверку на соблюдение требований в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС на объекте защиты, так называемый "чек-лист".

С 1 марта 2019 года предлагается маркировать каждую пачку и упаковку сигарет средствами идентификации

К рассмотрению в Совете Федерации подготовлен законопроект о совершенствовании государственного управления в сфере официального статистического учета, в связи с чем предлагается внести поправки в некоторые Федеральные законы.

В частности, Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" предлагается дополнить положением, согласно которому учет производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу ЕАЭС или через Государственную границу РФ с государствами - членами ЕАЭС табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями, отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий осуществляются на основании данных таможенного и налогового учета, систем, созданных в целях информационного обеспечения маркировки товаров средствами идентификации, и собственных систем учета производителей.

При этом проверка средств идентификации будет проводиться организациями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю табачной продукцией и табачными изделиями, уполномоченными органами власти с использованием специальных систем, созданных в целях информационного обеспечения маркировки товаров средствами идентификации.

Предлагается также установить, что на основании данных таких систем осуществляется:

- учет производства табачных изделий;

- учет перемещения табачной продукции и табачных изделий через таможенную границу ЕАЭС или через Государственную границу РФ с государствами ЕАЭС;

- учет осуществления оптовой и розничной торговли такой продукцией и изделиями;

- отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения такой продукции и изделий.

Предполагается, что данные положения вступят в силу с 1 марта 2019 года.

Изменениями, вносимыми, в частности, в Федеральные законы "О пожарной безопасности", "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации", "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" уточняется компетенция Росстата как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Президент РФ продлил действие контрсанкций до конца 2019 года

Действие Указа Президента РФ от 06.08.2014 N 560, которым были введены специальные экономические меры против государств, принявших решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических или физических лиц или присоединившихся к такому решению, продлено с 1 января по 31 декабря 2019 года.

Указ устанавливает запрет либо ограничение на осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является указанное государство.

Разрешены международные транзитные автомобильные и железнодорожные перевозки отдельных товаров с Украины в Казахстан через РФ

Указом Президента РФ от 01.01.2016 N 1 был установлен временный запрет на указанные перевозки товаров, в отношении которых в РФ применяются ставки ввозных таможенных пошлин, установленные Единым таможенным тарифом ЕАЭС, отличные от нуля, а также товаров, включенных в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденный Правительством РФ. Указом также было предусмотрено, что Правительство РФ в случае обращения к нему Правительства Казахстана вправе разрешить перевозки отдельных вышеуказанных товаров.

Настоящим распоряжением в связи с обращением Правительства Казахстана указанные перевозки разрешены в отношении определенного перечня товаров. Перечень содержит наименование товара, его технические характеристики, объемы поставок, наименование казахстанских компаний - получателей и украинских компаний - отправителей, а также номер и дату контракта.

Определен порядок классификации мостового крана на неподвижных опорах

Установлено, что мостовой кран на неподвижных опорах с электрическим приводом, подъемно-грузозахватное устройство которого подвешено к грузовой тележке или тали, перемещающимся по подвижной стальной конструкции "мост крана", состоящей из одной или двух главных (продольных, несущих) балок, которые соединены с концевыми (торцевыми) балками, передвигающими всю конструкцию крана по подкрановым рельсам, укрепленным на несущих элементах стен здания или на самостоятельных, неподвижных опорных конструкциях, классифицируются в субпозиции 8426 11 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Минприроды России предложены меры по расширению отходов, вовлеченных в хозяйственный оборот

Проект дополнен размерами ставок экологического сбора по новым группам товаров, упаковки товаров в целях гармонизации Постановления Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. N 284 "Об установлении ставок экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров" с перечнем товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2017 г. N 2970-р.

Кроме того, в Постановление Правительства РФ от 09.04.2016 N 284 проектом вносятся технические изменения, направленные на приведение его в соответствие с действующей редакцией Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Минкомсвязи России утвержден порядок сбора биометрических персональных данных граждан РФ в целях их идентификации и размещения в единой биометрической системе

Установлено, что в процессе обработки параметров биометрических персональных данных создаются биометрические образцы лица и голоса субъекта.

Сбор указанных параметров субъекта производится при его личном присутствии уполномоченным сотрудником государственного органа, банка, иной организации с целью создания биометрического контрольного шаблона. Хранение шаблона осуществляется в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей обработку (включая сбор и хранение) таких данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина РФ.

Размещение таких данных гражданина РФ в системе осуществляется, если гражданин прошел процедуру регистрации в единой системе идентификации и аутентификации, при условии, что его личность удостоверена в установленном порядке.

Хранение данных в системе в целях идентификации осуществляется в течение не менее чем 50 лет с момента их размещения. Данные, размещенные в единой биометрической системе, а также обрабатываемые в информационных системах указанных органов и организаций, используются в целях идентификации не более 3 лет с даты сбора. По истечении указанного срока их использование в целях идентификации не допускается. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных использование его данных для идентификации не осуществляется.

Определено, что при размещении и обновлении сведений в единой биометрической системе банки должны информировать Банк России о выявленных инцидентах безопасности.

Установлены также требования к информационным технологиям и техническим средствам, предназначенным для обработки биометрических персональных данных в целях проведения идентификации.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Обновлены правила медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд РФ

Медико-биологическое обеспечение спортсменов - это комплекс мероприятий, направленный на восстановление работоспособности и здоровья спортсменов, включающий медицинские вмешательства, мероприятия психологического характера, систематический контроль состояния здоровья спортсменов, обеспечение спортсменов лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными пищевыми продуктами для питания спортсменов, проведение научных исследований в области спортивной медицины и осуществляемый в соответствии с установленными законодательством о физической культуре и спорте требованиями общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями.

Медико-биологическое обеспечение спортсменов при проведении спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, осуществляется медицинскими организациями, подведомственными ФМБА России, и иными медицинскими организациями в соответствии с договорами, заключенными ФМБА России в порядке, установленном законодательством РФ. Медико-биологическое обеспечение спортсменов может оказываться мобильными медицинскими бригадами, в том числе при подготовке и проведении спортивных мероприятий.

Восстановление работоспособности и здоровья спортсменов, включающее медицинские вмешательства, осуществляется в рамках оказания:

первичной медико-санитарной помощи;

специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

В настоящее время Порядок организации медико-биологического обеспечения утверждается Минздравом России по согласованию с Минспортом России.

Аналогичный Приказ Минздрава России от 14.01.2013 N 3н признан утратившим силу.

ПРАВОСУДИЕ

Правовые позиции Конституционного Суда РФ распространяются в полной мере на нормы АПК РФ, которыми регулируются отношения по пересмотру в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных актов, осуществляемому по правилам главы 35 АПК РФ

Конституционный Суд РФ признал часть 8 статьи 291.6 АПК РФ не противоречащей Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования она предполагает, что обращение заинтересованных лиц к Председателю Верховного Суда РФ, заместителю Председателя Верховного Суда РФ с просьбой не согласиться с определением судьи Верховного Суда РФ об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда РФ и вынести определение о его отмене и совершении данного процессуального действия возможно только в пределах установленного законом двухмесячного срока на кассационное обжалование; время рассмотрения этих жалобы, представления в кассационной инстанции Верховного Суда РФ при исчислении данного срока не учитывается.

Конституционный Суд РФ, в частности, указал следующее.

Оценивая конституционность положений ГПК РФ, регламентирующих пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений в порядке надзора (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 9 декабря 2010 года N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"), Конституционный Суд РФ пришел к следующим выводам:

по своему содержанию и предназначению такой пересмотр является дополнительным способом обеспечения правосудности судебных решений, который, имея резервное значение, используется, когда неприменимы или исчерпаны все обычные средства процессуально-правовой защиты, и предполагает установление особых оснований и процедур производства в данной стадии процесса, соответствующих ее правовой природе и предназначению;

акт суда, который уже вступил в законную силу, может быть изменен или отменен лишь в исключительных случаях, когда в результате ошибки, допущенной в ходе предыдущего разбирательства и предопределившей исход дела, существенно нарушены права и законные интересы, защищаемые в судебном порядке, которые не могут быть восстановлены без устранения или изменения ошибочного судебного акта;

соответственно, полномочие Председателя Верховного Суда РФ, его заместителя не согласиться с определением судьи Верховного Суда РФ об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции может быть реализовано только при наличии соответствующего обращения лица, подававшего надзорную жалобу (представление); председатель верховного суда республики, краевого, областного или равного ему суда, Председатель Верховного Суда РФ, заместитель Председателя Верховного Суда РФ в случае обращения к ним заинтересованного лица принимают решение в такой же процедуре, в те же сроки и исходя из тех же оснований, которые предусмотрены ГПК РФ для решения рассматривающим надзорную жалобу (представление) судьей вопросов об истребовании дела и о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции, поскольку в противном случае имела бы место не урегулированная законом процессуальная деятельность.

Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что законоположения, регламентирующие рассмотрение Председателем Верховного Суда РФ, его заместителем жалоб, представлений на вступившие в законную силу судебные постановления, не допускают произвольный отказ в их рассмотрении, поскольку обязывают данных должностных лиц при наличии предусмотренных законом оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления во всяком случае передать его для рассмотрения по существу коллегиальным составом судей и не предполагают вынесение немотивированных решений по результатам рассмотрения жалобы, представления.

Давая разъяснения по вопросам судебной практики, Верховный Суд РФ ориентировал суды на то, что шестимесячный срок для кассационного обжалования вступивших в законную силу судебных постановлений является единым для обжалования судебных постановлений в кассационном порядке и подача кассационных жалобы, представления в Судебную коллегию по административным делам, в Судебную коллегию по гражданским делам или в Военную коллегию Верховного Суда РФ после обжалования судебных постановлений в президиум областного или равного ему суда не влечет за собой его исчисление заново; при исчислении шестимесячного срока время рассмотрения кассационных жалобы, представления в суде кассационной инстанции не учитывается (пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 29 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции"). То обстоятельство, что при исчислении данного срока время рассмотрения кассационных жалоб, представлений в суде кассационной инстанции - как не зависящее от обратившихся с такими жалобами, представлениями лиц - не учитывается, не вступает в противоречие с конституционными требованиями к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений, а, напротив, является сформированной судебной практикой гарантией прав участников гражданского процесса.

Сформированное на основе правовых позиций Конституционного Суда РФ понимание критериев соблюдения срока подачи кассационных жалобы, представления Председателю Верховного Суда РФ, заместителю Председателя Верховного Суда РФ в связи с несогласием с определениями судей Верховного Суда РФ об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда РФ в рамках регулирования, предусмотренного ГПК РФ, не воспринято в практике применения части 8 статьи 291.6 АПК РФ.

Как полагает Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ, данная норма не регламентирует порядок реализации заинтересованным лицом права на обжалование определения судьи Верховного Суда РФ об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда РФ, в частности, не устанавливает сроки для такого обращения и сроки, в течение которых Председатель Верховного Суда РФ, заместитель Председателя Верховного Суда РФ вправе инициировать процедуру кассационного производства в Судебной коллегии Верховного Суда РФ (Определение от 14 июля 2016 года по делу N 305-ЭС15-10269 и др.), т.е. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ не рассматривает приведенные в настоящем Постановлении правовые позиции Конституционного Суда РФ как подлежащие применению в сфере арбитражного процесса.

Между тем в силу универсальности конституционного права на судебную защиту правовые позиции Конституционного Суда РФ являются общеобязательными и распространяются в полной мере на нормы АПК РФ, которыми регулируются сходные отношения по пересмотру в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных актов, осуществляемому по правилам главы 35 АПК РФ (статьи 291.6 - 291.15). Это означает, что обращение заинтересованных лиц к Председателю Верховного Суда РФ, его заместителю с просьбой не согласиться с определением судьи Верховного Суда РФ об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда РФ и вынести определение о его отмене и совершении этого процессуального действия возможно только в виде надлежащим образом оформленных кассационных жалобы, представления и в пределах установленного законом двухмесячного срока на кассационное обжалование; при этом время рассмотрения кассационных жалобы, представления в кассационной инстанции Верховного Суда РФ при исчислении этого срока учитываться не должно.

В противном случае участвующие в арбитражном процессе лица были бы поставлены в неравное положение по сравнению с теми лицами, чьи аналогичные права и обязанности предусмотрены ГПК РФ.

Соответственно, часть 8 статьи 291.6 АПК РФ не может истолковываться и применяться в правоприменительной практике, включая практику арбитражных судов, без учета приведенных правовых позиций Конституционного Суда РФ, как того требуют взаимосвязанные положения статьи 6 и части пятой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ

Актуализирован порядок направления нотариусу в электронной форме заявления о выдаче выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества

Предусмотрено, что заявление о выдаче расширенной выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества может также направляться нотариусу управляющим залогом в случае заключения договора управления залогом.

Уточнен перечень сведений, которые указываются в заявлении о выдаче выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества, в части информации об уведомлении о залоге движимого имущества и информации о заявителе.

Приказ Минюста России от 29.06.2018 N 140
"Об утверждении форм выписок из реестра уведомлений о залоге движимого имущества"
Зарегистрировано в Минюсте России 11.07.2018 N 51587.

Обновлены формы выписок из реестра уведомлений о залоге движимого имущества

Речь идет о следующих формах:

- форма краткой выписки (любому лицу) из реестра уведомлений о залоге движимого имущества (включая сведения об уведомлениях о залоге, которым обеспечивается исполнение обязательств по облигациям);

- форма краткой выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества (включая сведения об уведомлениях о залоге, которым обеспечивается исполнение обязательств по облигациям);

- форма расширенной выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества (включая сведения об уведомлениях о залоге, которым обеспечивается исполнение обязательств по облигациям).

Формы выписок приведены в соответствие с последними изменениями законодательства о залоге движимого имущества и законодательства о нотариате. Также в формы внесен ряд изменений технико-юридического характера.

Утратившим силу признан Приказ Минюста России от 17.06.2014 N 132 "Об утверждении форм выписок из реестра уведомлений о залоге движимого имущества".

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа

или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы