от 13 марта 2018 года

Разделы

Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18. Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Решение Верховного Суда РФ от 09.02.2018 N АКПИ17-1007
<О признании частично не действующим пункта 84 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. Приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288>

Верховный Суд РФ признал недействующим порядок хранения карточек регистрации по форме N 9 и поквартирных карточек по форме N 10, оформляемых при регистрации граждан в жилые помещения государственного, муниципального, частного жилищного фонда

Согласно пункту 84 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Регламент), утвержденному Приказом ФМС России от 11 сентября 2012 г. N 288 карточки регистрации по форме N 9 (приложение N 13 к Регламенту) и поквартирные карточки по форме N 10 (приложение N 7 к Регламенту) оформляются при регистрации граждан в жилые помещения государственного, муниципального, частного жилищного фонда, в том числе жилищно-строительных и жилищных кооперативов, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, других учреждений социального назначения, акционерных обществ и коммерческих организаций, других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, и хранятся у лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов.

Администрация муниципального образования обратилась в Верховный Суд РФ с административным исковым заявлением о признании недействующим приведенного положения Регламента в той части, согласно которой карточки регистрации по форме N 9 и поквартирные карточки по форме N 10 хранятся у лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов. По мнению истца, ФМС России не была наделена полномочиями по установлению обязанностей для лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В обоснование требования административный истец указал, что, являясь органом местного самоуправления, обратился с предложением о принятии на хранение карточек по формам N 9 и 10 в отдел по вопросам миграции МУ МВД России, который отказал в принятии этих документов со ссылкой на оспариваемый пункт Регламента, незаконно, по его мнению, возлагающий на него обязанность по хранению названных выше карточек.

Верховный Суд РФ отметил, в частности, следующее.

Нельзя согласиться с утверждением административного истца о том, что указанные карточки подлежат хранению в органах регистрационного учета, которыми в силу статьи 4 Закона от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Ни Закон от 25 июня 1993 г. N 5242-1, ни Правила регистрации не возлагают на органы регистрации обязанность по хранению этих документов. Ранее действующее правовое регулирование свидетельствует о том, что названные в оспариваемой норме Регламента карточки предусматривалось хранить в жилищно-эксплуатационных конторах, домоуправлениях, у комендантов домов и общежитий, председателей жилищно-строительных кооперативов или у лиц, уполномоченных на ведение паспортной работы, в исполкомах сельских, поселковых Советов народных депутатов либо у владельцев домов.

Впоследствии принятые в соответствии с Законом от 25 июня 1993 г. N 5242-1 нормативные правовые акты также предусматривали, что должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, заполняют карточки регистрации по форме N 9, поквартирные карточки по форме N 10 или вносят соответствующие сведения в домовые (поквартирные) книги по форме N 11, карточки регистрации по форме N 9 и поквартирные карточки по форме N 10 могут оформляться на жилые помещения, находящиеся у граждан на праве собственности, и хранятся у должностных лиц, ответственных за регистрацию.

Статьей 3 Закона от 25 июня 1993 г. N 5242-1 контроль за соблюдением гражданами РФ, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, Правил регистрации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.

Вопреки доводам административного ответчика данная норма не наделяет МВД России полномочиями по регулированию деятельности лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, на которых Правилами регистрации возлагается обязанность принять у граждан необходимые для регистрации по месту пребывания и месту жительства документы и в установленные сроки передать в органы регистрационного учета.

Осуществление контроля является исполнением государственной функции и не может быть предметом административного регламента по предоставлению государственной услуги.

Нельзя признать состоятельными доводы административного истца о том, что пункт 84 Регламента нарушает права и свободы человека и гражданина при обработке его персональных данных на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, являются операторами по обработке персональных данных.

Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

Из изложенного следует, что персональные данные, содержащиеся в карточках регистрации по форме N 9 (приложение N 13 к Регламенту) и поквартирных карточках по форме N 10 (приложение N 7 к Регламенту), защищены законом.

Исходя из разъяснений, данных в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.

Поскольку положение пункта 84 Регламента в оспариваемой части противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принято с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ заявленное требование подлежит удовлетворению.

С учетом изложенного, Верховный Суд РФ признал недействующим со дня вступления решения в законную силу положение пункта 84 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11 сентября 2012 г. N 288, в той мере, в какой хранение карточек регистрации по форме N 9 (приложение N 13 к Регламенту) и поквартирных карточек по форме N 10 (приложение N 7 к Регламенту), оформляемых при регистрации граждан в жилые помещения государственного, муниципального, частного жилищного фонда, в том числе жилищно-строительных и жилищных кооперативов, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, других учреждений социального назначения, акционерных обществ и коммерческих организаций, других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, у лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, установлено данным Регламентом.

Утверждено Положение о реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения

Изданное в целях реализации Федеральных законов от 01.07.2017 N 132-ФЗ и от 28.12.2017 N 423-ФЗ Положение определяет порядок включения сведений о лице, к которому было применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, исключения из него сведений, размещения реестра на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в сети Интернет.

Определены, в том числе:

процедура включения сведений в реестр;

перечень информации, которую уполномоченный государственный орган (организация) направляет в подразделение Аппарата Правительства РФ для включения сведений в реестр;

основания для исключения сведений из реестра.

Реестр размещается в открытом доступе на официальном сайте http://gossluzhba.gov.ru/reestr.

Определен порядок проведения Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды среди муниципальных образований

Такие проекты должны содержать комплекс мероприятий по благоустройству одной или нескольких взаимосвязанных территорий общего пользования (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков), направленных на улучшение архитектурного облика поселений, повышение уровня санитарно-эпидемиологического и экологического благополучия жителей в малых городах и исторических поселениях, благоустройство которых предусмотрено государственной программой субъекта РФ или муниципальной программой формирования комфортной городской среды, утвержденной в соответствии с требованиями, установленными Постановлениями Правительства РФ от 10.02.2017 N 169 и от 30.12.2017 N 1710, в том числе мероприятий по созданию и восстановлению дорожных покрытий, озеленению, созданию и размещению малых архитектурных форм, восстановлению или улучшению фасадов, созданию инфраструктуры, обслуживающей общественное пространство.

В конкурсе вправе участвовать населенные пункты, имеющие статус города, с численностью населения до 100 тыс. человек включительно, а также населенные пункты, которые полностью или частично включены в перечень исторических поселений федерального или регионального значения (кроме городов федерального значения и исторических поселений, являющихся административными центрами субъекта РФ).

При подготовке документов, включая проектную и иную документацию, органом местного самоуправления проводится общественное обсуждение. Отбор проектов осуществляется федеральной комиссией, председателем которой является Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Установлен порядок подачи конкурсных заявок, критерии их оценки и порядок определения победителей конкурса, а также порядок распределения соответствующих дотаций.

Формирование и направление в Минпромторг России запроса о получении лицензии на производство лекарственных средств для медицинского применения осуществляется через портал госуслуг

Формирование запроса о лицензировании заявителем осуществляется посредством заполнения электронной формы на портале без необходимости дополнительной подачи запроса в иной форме. Запись на прием в Минпромторг России для подачи запроса о лицензировании с использованием портала или сайта минпромторг.рф не осуществляется.

При формировании запроса заявителю обеспечивается, в том числе:

- возможность копирования и сохранения запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги;

- возможность печати на бумажном носителе копии электронной формы запроса;

- сохранение ранее введенных в электронную форму запроса значений в любой момент по желанию пользователя, в том числе при возникновении ошибок ввода и возврате для повторного ввода значений в электронную форму запроса;

- заполнение полей формы запроса до начала ввода сведений заявителем с использованием сведений Единой системы идентификации и аутентификации и сведений, опубликованных на портале;

- возможность вернуться на любой из этапов заполнения электронной формы запроса без потери ранее введенной информации;

- возможность доступа заявителя к ранее поданным им запросам в течение не менее одного года, а также частично сформированных запросов - в течение не менее трех месяцев.

Сформированный и подписанный запрос и иные документы направляются в Минпромторг России посредством портала. Срок регистрации запроса - не позднее дня, следующего за днем обращения заявителя.

В качестве результата предоставления госуслуги заявитель по его выбору вправе получить лицензию, дубликат лицензии, копию лицензии, уведомление об отказе в предоставлении (переоформлении) лицензии или уведомление о прекращении действия лицензии в форме электронного документа, подписанного уполномоченным должностным лицом с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

При уплате госпошлины заявителю обеспечивается возможность сохранения платежного документа, заполненного или частично заполненного, а также печати на бумажном носителе копии заполненного платежного документа.

Предоставление информации об уплате госпошлины осуществляется через информационную систему о государственных и муниципальных платежах. Минпромторг России не вправе требовать от заявителя предоставления документов, подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление госуслуги.

Доклад Федеральной службы по надзору в сфере транспорта об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере транспорта и транспортной безопасности и об эффективности такого контроля за 2017 год

Ространснадзором подготовлен доклад об эффективности осуществления контрольной и надзорной деятельности за 2017 год

Доклад содержит обобщенные сведения по контрольной (надзорной) деятельности и сведения по конкретному виду контроля (надзора) по следующим направлениям:

государственный железнодорожный надзор;

государственный автомобильный и дорожный надзор;

государственный морской и речной надзор;

государственный надзор за деятельностью гражданской авиации;

надзор за обеспечением транспортной безопасности.

В частности, приведены сведения о состоянии нормативно-правового регулирования в поднадзорных сферах, об организации государственного контроля (надзора), анализ и оценка эффективности осуществления государственного контроля (надзора), выводы и предложения по результатам контроля (надзора).

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Работники СК России имеют право знакомиться с результатами проведенной в отношении них служебной проверки вне зависимости от наличия соответствующего письменного разрешения руководителя

Приказом Следственного комитета РФ от 3 февраля 2015 г. N 11 утверждена Инструкция о проведении служебных проверок в Следственном комитете Российской Федерации, пунктом 15 которой предусмотрены права работника СК России, в отношении которого или по обращению которого проводится служебная проверка, в том числе право по окончании служебной проверки с письменного разрешения руководителя, назначившего служебную проверку, знакомиться с заключением и другими материалами в части, его касающейся.

Верховный Суд РФ, в частности, указал, что данное правовое регулирование порядка проведения в СК России служебных проверок в отношении его работников допускает возможность произвольного отказа руководителя, назначившего служебную проверку, в выдаче письменного разрешения работнику на ознакомление с заключением и материалами служебной проверки, чем ограничивает его право, предусмотренное частью 2 статьи 24 Конституции РФ, согласно которой органы государственной власти обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В постановлении от 18 февраля 2000 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина В.А. Кехмана" Конституционный Суд РФ указал, что в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может использовать способы регулирования, которые посягали бы на само существо того или иного права, ставили бы его реализацию в зависимость от решения правоприменителя, допуская тем самым произвол органов власти и должностных лиц, и исключали бы его судебную защиту. Конституционный Суд РФ также подчеркнул, что ограничение права, вытекающего из части 2 статьи 24 Конституции РФ, допустимо лишь в соответствии с федеральным законом, устанавливающим специальный правовой статус не подлежащей распространению информации, обусловленный ее содержанием, в том числе наличием в ней данных, составляющих государственную тайну, конфиденциальных сведений, связанных с частной жизнью, со служебной, коммерческой, профессиональной, изобретательской деятельностью. Вся иная информация, которая исходя из Конституции РФ и федеральных законов не может быть отнесена к сведениям ограниченного доступа, в силу непосредственного действия части 2 статьи 24 Конституции РФ должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.

С учетом изложенного, Верховный Суд РФ признал недействующим положение абзаца седьмого пункта 15 Инструкции о проведении служебных проверок в Следственном комитете Российской Федерации, утвержденной приказом Следственного комитета России от 3 февраля 2015 г. N 11, в той мере, в какой им право работника Следственного комитета, в отношении которого или по обращению которого проводится служебная проверка, по окончании служебной проверки знакомиться с заключением и другими материалами в части, его касающейся, поставлено в зависимость от наличия письменного разрешения руководителя, назначившего служебную проверку.

Кандидаты на замещение вакансий государственной гражданской службы и включение в кадровый резерв подают документы для участия в конкурсе через сайт gossluzhba.gov.ru

Правительством РФ определено, что направление таких документов осуществляется с использованием "Единой информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы РФ", сайт которой расположен по указанному адресу.

Документы представляются кандидатами через "личный кабинет" единой системы после авторизации в Единой системе идентификации и аутентификации.

Кандидаты, имеющие намерение представить документы на конкурс, заполняют в электронном виде анкету, форма которой утверждена Правительством РФ, а также формируют электронные образы документов, перечень которых определен законодательством РФ. Документы должны быть подписаны электронной подписью лица, которое указано в анкете как лицо, ее подписавшее. После заполнения в электронном виде анкеты, завершения загрузки файлов и осуществления проверки правильности введенных данных кандидат, выбирая соответствующую опцию в личном кабинете, направляет документы для рассмотрения в государственный орган.

Документы принимаются с 02.00 первого дня приема и до 24 часов последнего дня приема. Просмотр документов осуществляется ответственным лицом соответствующего государственного органа в срок, не превышающий 2 рабочих дней со дня поступления документов в единую систему.

В целях проверки предоставленных сведений уполномоченное лицо государственного органа, выбирая соответствующую опцию в личном кабинете единой системы, направляет запросы в государственные органы с использованием, в частности, единой системы межведомственного электронного взаимодействия. При поступлении такого запроса государственный орган, ответственный за предоставление сведений, направляет их в течение 3 рабочих дней отправителю запроса.

Информирование кандидатов, представивших документы с использованием единой системы, о причинах отказа в участии в конкурсе, направление им сообщений о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса и результатах конкурса осуществляется с использованием единой системы в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Размеры отдельных выплат военнослужащим и сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти с 1 января 2018 года будут проиндексированы на 4 процента

Правительство РФ постановило осуществить индексацию с применением коэффициента 1,04 проиндексированных в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 января 2017 г. N 88 следующих, в частности, выплат:

страховых сумм, установленных пунктом 2 статьи 5 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих...";

единовременных пособий, установленных частями 3 и 5 статьи 43 Федерального закона "О полиции";

единовременных пособий, установленных частями 8 и 12 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат";

ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат";

единовременных пособий, установленных частями 2 и 4 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Приказ Минтруда России от 28.12.2017 N 888н
"Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации"
Зарегистрировано в Минюсте России 06.03.2018 N 50276.

Обновлен перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации

Техническое средство реабилитации (ТСР) подбирается инвалиду (ребенку-инвалиду) индивидуально, исходя из степени выраженности имеющихся у него стойких нарушений соответствующих функций организма, но не ниже степеней выраженности нарушений функций для медицинских показаний, предусмотренных утвержденным перечнем, с учетом условий использования ТСР в целях компенсации или устранения имеющихся у инвалида (ребенка-инвалида) стойких ограничений жизнедеятельности.

Медицинские противопоказания для обеспечения ТСР являются основанием для подбора иного показанного инвалиду (ребенку-инвалиду) ТСР.

Ранее применявшийся перечень, утвержденный Приказом Минтруда России от 09.12.2014 N 998н, признан утратившим силу.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

На сайте Минпромторга России размещен перечень дорогостоящих автомобилей, в отношении которых транспортный налог уплачивается с учетом повышающих коэффициентов

Повышающие коэффициенты к ставке транспортного налога применяются в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. рублей.

Перечень таких автомобилей определен для налогового периода 2018 года.

ФНС России рекомендованы форма и формат представления в налоговые органы сведений, подтверждающих размещение в ГИС отчета о выполненных НИОКР

Налоговым кодексом РФ предусматривается возможность включения расходов на НИОКР в состав прочих расходов или в первоначальную стоимость амортизируемых нематериальных активов, в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5 без представления отчета о выполненных НИОКР.

Налогоплательщик вправе не представлять отчет в случае, если отчет размещен в определенной Правительством РФ государственной информационной системе (ГИС). При этом необходимо представить в налоговый орган сведения, подтверждающие размещение отчета и идентифицирующие отчет в ГИС.

Для этих целей в приложении к настоящему письму ФНС России приведены рекомендуемые к применению форма и формат представления указанных сведений.

Информационное письмо Росфинмониторинга от 01.03.2018
"О повышении внимания нотариусов к отдельным операциям клиентов"

Росфинмониторинг напоминает нотариусам о бдительности при использовании института исполнительной надписи

Исполнительные надписи нотариусов могут использоваться в качестве основания для возбуждения исполнительного производства и последующего списания денежных средств со счета должника по исполнительному листу в целях легализации операций по "обналичиванию" денежных средств, совершения "транзитных" переводов на счета третьих лиц в цепочке транзакций, направленных на вывод средств в теневой оборот и др.

В целях повышения эффективности принимаемых нотариусами мер и недопущения вовлечения нотариусов в проведение сомнительных операций рекомендуется:

при идентификации клиентов анализировать информацию, размещенную на официальных сайтах ФНС России "Риски бизнеса: проверь себя и контрагента" и ФССП России "Сервисы" (о наличии исполнительных производств), иные источники информации, доступные на законном основании;

в случае выявления признаков недобросовестной деятельности клиента уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами и иным имуществом такого клиента при совершении нотариальных действий, а также по возможности получать у клиента дополнительные сведения (документы) по операции (сделке);

обращать особое внимание на следующие признаки:

признаки фиктивности гражданско-правовых договоров, например, связанные с оформлением, предметом, условиями исполнения договоров, характером деятельности участников договоров и др.;

совершение операций по депозитному счету нотариуса, в том числе в наличной форме, по основаниям, имеющим признаки фиктивности;

намерения клиентов получить нотариальное удостоверение доверенности от имени нескольких юридических лиц на имя одного и того же физического лица.

В случае выявления при совершении нотариальных действий вышеуказанных признаков, рекомендуется информировать Росфинмониторинг по форме ФЭС 1-ФМ (02) с указанием в показателе "Код вида операции" кода 6001 и соответствующим кодом признака необычной операции.

ЦЕННЫЕ БУМАГИ. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

Определение Верховного Суда РФ от 07.03.2018 N 306-АД17-16752 по делу N А57-24024/2016

Верховный Суд РФ подтвердил правомерность привлечения общества к административной ответственности за воспрепятствование осуществлению прав, удостоверенных ценными бумагами

Акционерное общество (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к административному органу о признании незаконным и отмене постановления о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.20 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 рублей.

Решением арбитражного суда заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.

Постановлением арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт, которым заявленные требования также удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.

Постановлением арбитражного суда округа решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменены, по делу принят новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ считает, что оспариваемый судебный акт подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, ввиду следующего.

Как усматривается из судебных актов и материалов дела, в 2015 - 2016 годах акционером общества являлся концерн. В адрес общества 26.02.2016 от концерна поступили предложения о внесении вопроса в повестку дня годового общего собрания акционеров и выдвижении кандидатов в органы управления и контроля общества, которые содержали предложение концерна о включении в повестку дня годового общего собрания акционеров общества по итогам 2015 года, в том числе, вопроса о выплате (объявлении) дивидендов по результатам 2015 финансового года. С учетом предложенных формулировок вопроса предполагалось, что выплата дивидендов по привилегированным акциям типа А должна быть осуществлена в размере 294,62 рубля на одну акцию.

Советом директоров общества 03.03.2016 были рассмотрены предложения акционеров по включению вопросов в повестку дня годового общего собрания акционеров по итогам 2015 финансового года и кандидатур в органы управления и контроля общества, в том числе, и предложение концерна, однако, была сделана оговорка о том, что окончательные формулировки решения по вопросу повестки дня годового общего собрания акционеров по вопросу о распределении прибыли по результатам 2015 финансового года, в том числе выплата дивидендов по результатам отчетного года, будут включены в бюллетени после утверждения советом директоров общества рекомендаций общему собранию акционеров по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты.

На заседании Совета директоров общества 21.05.2016, в том числе по вопросу 13 повестки заседания было принято решение об утверждении формы и текста бюллетеней для голосования на годовом общем собрании акционеров общества, дата проведения которого была назначена на 23.06.2016.

Формулировка вопроса предполагала выплату дивидендов по привилегированным акциям типа А в размере 147 рублей на одну акцию.

По указанным основаниям административный орган пришел к выводу, что обществом, в нарушение пунктов 5 и 7 статьи 53 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах), в текст бюллетеня для голосования на годовом общем собрании акционеров не были включены предложенные концерном формулировки проектов решений по указанному вопросу, в связи с чем общество не предоставило акционеру возможность реализовать его право на внесение формулировки проекта решения по вопросу повестки дня годового общего собрания акционеров.

Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона об акционерных обществах, КоАП РФ, пришел к выводу, что деяние общества подлежит квалификации по части 1 статьи 15.23.1 КоАП РФ и на этом основании признал оспариваемое постановление незаконным и отменил.

Апелляционный суд, руководствуясь теми же нормами права, пришел к выводу, что деяние общества не может быть квалифицировано по части 1 статьи 15.23.1 КоАП РФ, и по данной причине отменил решение суда первой инстанции. При этом суд апелляционной инстанции не усмотрел в деянии общества и признаков состава правонарушения по статье 15.20 КоАП РФ, вследствие чего также признал оспариваемое постановление незаконным и отменил.

Суд округа счел, что деяние общества было правильно квалифицировано административным органом именно по статье 15.20 КоАП РФ, процедура привлечения к ответственности соблюдена. На данном основании арбитражный суд округа отменил акты судов первой и апелляционной инстанций и отказал обществу в удовлетворении его требований.

По мнению общества, никаких неправомерных деяний им не совершено, поскольку в силу пункта 4 статьи 42 Закона об акционерных обществах размер дивидендов не может быть больше размера дивидендов, рекомендованного советом директоров (наблюдательным советом) общества. Поскольку совет директоров общества рекомендовал выплату дивидендов в размере 147 рублей на одну акцию, общество не могло включить в повестку дня годового общего собрания акционеров вопрос о выплате дивидендов в редакции, предложенной концерном, а именно в размере 294,62 рубля на одну акцию. В противном случае, как полагает общество, вопрос в повестку дня был бы включен в явно незаконной редакции.

Однако данные доводы общества, по мнению Судебной коллегии, являются необоснованными, а выводы суда округа - верными.

Статья 15.20 КоАП РФ предусматривает административное наказание за воспрепятствование эмитентом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, осуществляющим ведение реестра владельцев ценных бумаг, осуществлению прав, удостоверенных ценными бумагами, за исключением случаев, предусмотренных частями 1, 2, 4, 5, 8 и 10 статьи 15.23.1 КоАП РФ.

Обосновывая свою позицию, общество ссылается на решение Совета директоров от 21.05.2016, в том числе по вопросу 13 повестки заседания.

В рамках иного дела по иску акционеров общества о признании недействительным решения Совета директоров от 21.05.2016 в части принятого решения по вопросам 11, 12, 13 повестки заседания требования истцов были удовлетворены в части вопроса 13 повестки заседания по утверждению формы и текста бюллетеня для голосования по вопросам повестки дня годового общего собрания акционеров общества; в соответствующей части указанное решение Совета директоров признано недействительным как незаконное.

Определением Верховного Суда РФ от 08.09.2017 N 306-ЭС17-11924 обществу было отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ.

Таким образом, у общества отсутствуют основания для квалификации собственных деяний как соответствующих пункту 4 статьи 42 Закона об акционерных обществах.

С учетом изложенного, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ постановление арбитражного суда округа оставила без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Разъяснен порядок перечисления взноса в компенсационный фонд СРО

Сообщается, в частности, что в соответствии с частью 6 статьи 55.16-1 Градостроительного кодекса РФ при исключении саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций права на средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств переходят к Национальному объединению саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация. В этом случае кредитная организация по требованию такого Национального объединения саморегулируемых организаций, направленному в порядке и по форме, которые установлены Правительством РФ, переводит средства компенсационного фонда (компенсационных фондов) такой некоммерческой организации на специальный банковский счет (счета) такого Национального объединения саморегулируемых организаций.

Таким образом, в случае, если членом исключенной саморегулируемой организации были внесены взносы в компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, денежные средства подлежат перечислению в соответствии с ранее произведенным юридическим лицом распределением внесенного им взноса в компенсационный фонд.

МЧС России предлагает привести порядок независимой оценки пожарного риска в соответствие с федеральным законодательством

Федеральным законом от 28.05.2017 N 100-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в законодательство РФ в области пожарной безопасности были введены такие понятия, как независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) и эксперт в области оценки пожарного риска.

Настоящим проектом Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска (далее - Правила), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.04.2009 N 304, приводятся в соответствие с положениями указанного Федерального закона N 100-ФЗ.

В частности, определяется, что независимая оценки пожарного риска наряду с оценкой соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности включает проверку соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима на объекте защиты, проводимые не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки пожарного риска.

Одновременно предусматривается, что работы по независимой оценке пожарного риска проводятся экспертом в области оценки пожарного риска.

Также вводится понятие экспертной организации, осуществляющей деятельность в области независимой оценки пожарного риска.

Аналогичные изменения вносятся в положения Правил, устанавливающие процедуру и оформление результатов независимой оценки пожарного риска.

В целях обеспечения безопасности проведения ЧМ по футболу FIFA 2018 года Минтранс России предлагает наряду с ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" использовать возможности системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам "большегрузами"

Проектом предусматривается:

оснащение автобусов наряду с аппаратурой спутниковой навигации, соответствующей требованиям, предусмотренным техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", также и бортовыми устройствами системы взимания платы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 N 504 "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн";

идентификация бортовых устройств и передачи в ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" данных о движении автобусов, полученных от бортовых устройств, с использованием инфраструктуры системы взимания платы;

регистрация собственников (владельцев) автобусов в системе взимания платы и предоставление им в безвозмездное пользование бортовых устройств в установленном порядке.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Уточнен срок действия документов в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента ЕАЭС "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию" (ТР ЕАЭС 045/2017)"

Установлено, что документы об оценке соответствия продукции обязательным требованиям, установленным актами, входящими в право ЕАЭС, или законодательством государства - члена ЕАЭС, выданные до дня вступления в силу технического регламента ЕАЭС "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию" (ТР ЕАЭС 045/2017)", действительны до окончания срока их действия, но не позднее 1 января 2021 года.

Также до 1 января 2021 года допускаются производство и выпуск в обращение на территориях государств - членов ЕАЭС продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными актами, входящими в право ЕАЭС, или законодательством государства - члена ЕАЭС, при наличии документов об оценке соответствия продукции установленным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу указанного технического регламента.

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 N 37
"О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 878"

В новой редакции изложены перечни стандартов и документов в области стандартизации, необходимых для исполнения и применения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011)

Речь идет о перечне стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований указанного технического регламента, а также о перечне документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования.

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Минкультуры России предложен порядок классификации гостиниц

В соответствии с проектом гостиницы подразделяются в том числе на такие виды, как отель (гостиница), мини-отель (мини-гостиница), апарт-отель, гостевой дом, квартирный отель, акватель, хостел и др.

Предоставление гостиничных услуг допускается при наличии свидетельства о присвоении гостинице определенной категории.

Классификация гостиниц проводится в три этапа - экспертная оценка гостиницы, принятие решения о присвоении гостинице определенной категории, оформление и получение свидетельства.

Предусматриваются следующие категории номеров - высшая категория (сюит, апартамент, люкс, джуниор сюит, студия), стандарт (первая категория), эконом (вторая, третья, четвертая и пятая категории).

Для классификации в зависимости от видов гостиниц применяются следующие системы:

"система звезд" (предусматривает шесть категорий: "пять звезд", "четыре звезды", "три звезды "супериор", "три звезды", "две звезды", "одна звезда");

"система ключей" (предусматривает три категории: "три ключа", "два ключа", "один ключ").

Проектом в числе прочего регламентируются:

порядок классификации гостиниц, в том числе порядок принятия решения об отказе в осуществлении классификации гостиницы, выдачи, приостановления или прекращения действия свидетельства о присвоении гостинице определенной категории;

форма свидетельства о присвоении гостинице определенной категории и требования о доведении до потребителей информации о присвоенной категории, включая требования к размещению, содержанию и форме информационного знака о присвоенной категории;

порядок предоставления аккредитованной организацией, осуществляющей деятельность по классификации гостиниц, информации о классифицированных гостиницах и копий свидетельств о присвоении гостиницам определенных категорий в Минкультуры России для формирования единого перечня классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Минтрансом России предложен новый дорожный знак, запрещающий движение автобусов в связи с проведением ЧМ по футболу FIFA 2018

Проект подготовлен в целях реализации Указа Президента РФ от 09.05.2017 N 202 "Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года".

Согласно проекту новый дорожный знак 3.4.1 запрещает движение автобусов, за исключением:

автобусов, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров по муниципальным, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок;

автобусов, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, идентифицированной в ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" и обеспечивающей передачу в АНО "Транспортная дирекция-2018" информации о местонахождении, направлении и скорости движения таких автобусов, формируемой на основе использования сигналов системы ГЛОНАСС или сигналов этой системы совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами, при условии, что владельцы таких автобусов направили в названную автономную некоммерческую организацию уведомления о планируемом движении в зоне действия знака 3.4.1;

автобусов, в отношении которых уполномоченным территориальным органом МВД России в порядке, определенном межведомственным оперативным штабом по обеспечению безопасности в период проведения в РФ ЧМ по футболу FIFA 2018 года, принято решение о разрешении их движения в зоне действия нового знака.

ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ

"Положение о порядке рассмотрения обращений в Федеральной палате адвокатов Российской Федерации и адвокатских палатах субъектов Российской Федерации"
(утв. Советом Федеральной палаты адвокатов РФ 22.02.2018 (протокол N 1))

Регламентирована процедура рассмотрения обращений в Федеральной палате адвокатов и адвокатских палатах субъектов РФ

В частности, устанавливается, что ответ на электронное обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. На коллективное обращение ответ дается лицу, чья фамилия в числе заявителей значится первой. При этом излагается просьба сообщить о результатах разрешения обращения другим авторам. В необходимых случаях по требованию лиц, подписавших обращение, ответы направляются всем адресатам.

Обращение, поступившее в органы адвокатского самоуправления в форме электронного документа, подлежит регистрации, рассмотрению и разрешению в порядке, установленном Положением.

Письменные обращения разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации.

Для адвокатских палат субъектов РФ данное Положение носит рекомендательный характер.

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы