от 27 декабря 2017 года

Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18. Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Разделы

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Приказ Госкорпорации "Росатом" от 23.08.2017 N 1/25-НПА
"Об утверждении Административного регламента предоставления Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" государственной услуги по выдаче письменного разрешения на перемещение ядерных материалов, ядерных установок через государственную границу Российской Федерации (с целью транзита по ее территории)"
Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2017 N 49404.

Утвержден новый административный регламент выдачи "Росатомом" письменного разрешения на перемещение ядерных материалов и установок через границу РФ с целью транзита по ее территории

Заявителями на получение данной госуслуги являются:

- участники внешнеторговой деятельности - юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, обратившиеся с заявлением о предоставлении разрешения на перемещение ядерных материалов, включенных в приложение N 2 к Конвенции о физической защите ядерного материала от 26 октября 1979 года, и (или) в приложение N 1 к Правилам физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.07.2007 N 456), а также ядерных установок, подлежащих перемещению;

- юридическое лицо, которому выдано такое разрешение, а также юридические лица, обратившиеся с заявлением об аннулировании разрешения в случае несоответствия ядерного материала, предполагаемого к перемещению, ядерному материалу, указанному в выданном разрешении;

- юридическое лицо, которому выдано разрешение, обратившееся с заявлением о выдаче дубликата разрешения;

- заинтересованные юридические лица, обратившиеся с заявлением о предоставлении выписки из реестра разрешений.

Срок выдачи разрешения составляет 15 рабочих дней со дня регистрации надлежащим образом оформленного заявления и прилагаемых к нему документов. Срок выдачи дубликата, а также выписки из реестра составляет 10 рабочих дней. Срок аннулирования разрешения - 15 рабочих дней.

Признан утратившим силу Приказ Госкорпорации "Росатом" от 15.10.2008 N 510 "Об утверждении Положения о порядке организации работы по выдаче разрешений на перемещение ядерных материалов, ядерных установок через государственную границу Российской Федерации".

МЧС России разработаны формы проверочных листов, используемых при проведении плановых проверок соблюдения требований пожарной безопасности в многоквартирных жилых домах, организациях торговли и общественного питания

Приказом утверждаются 3 проверочных листа (списка контрольных вопросов), используемых при проведении проверок соблюдения требований пожарной безопасности:

отдельно стоящих зданий, относящихся к категории умеренного риска класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 (многоквартирные жилые дома);

отдельно стоящих зданий, относящихся к категории умеренного риска класса функциональной пожарной опасности Ф3.1 (здания организаций торговли);

отдельно стоящих зданий, относящихся к категории умеренного риска класса функциональной пожарной опасности Ф3.2 (здания организаций общественного питания).

Каждый проверочный лист представлен в виде таблицы, состоящей из трех столбцов. В первом столбце содержится непосредственно вопрос, во втором указание на нормативный правовой акт и его конкретную структурную единицу, в котором содержится проверяемое требование, третий столбец предназначен для указания ответа на вопрос.

При проведении плановых проверок с использованием проверочных листов предмет плановой проверки будет ограничиваться утвержденным перечнем контрольных вопросов. При этом ответ на поставленный вопрос однозначно свидетельствует о соблюдении или несоблюдении проверяемым лицом соответствующего обязательного требования.

Росприроднадзором утверждены формы 3 проверочных листов (списков контрольных вопросов), с использованием которых будут осуществляться плановые проверки

Приказом утверждены формы проверочных листов (списки контрольных вопросов), применяемые:

- при проведении плановой проверки с целью федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением обязательных требований на предприятиях (объектах) общественного питания;

- при проведении плановой проверки с целью федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением обязательных требований на предприятиях торговли;

- при проведении плановой проверки с целью федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением обязательных требований в парикмахерских, салонах красоты, соляриях.

Проверочные листы представлены в виде таблицы, состоящей из трех граф. В первой содержится вопрос, вторая предназначена для указания ответа, в третью графу включено указание на нормативный правовой акт (его структурную единицу), в котором содержится проверяемое обязательное требование.

Предмет плановой проверки ограничивается перечнем вопросов, включенных в соответствующий проверочный лист. При этом ответы на указанные вопросы однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении лицом обязательных требований.

Приказ ФМБА России от 29.09.2017 N 193
"Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых должностными лицами Федерального медико-биологического агентства и его территориальных органов при проведении плановых проверок в рамках осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора на предприятиях (объектах) общественного питания, торговли, а также в парикмахерских, салонах красоты, соляриях"
Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2017 N 49409.

ФМБА России разработаны формы проверочных листов, используемых при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах общепита, на предприятиях торговли, в парикмахерских, салонах красоты, соляриях

Приказом утверждены 3 проверочных листа (списка контрольных вопросов), используемых при проведении ФМБА России плановых проверок при осуществлении:

федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением обязательных требований на предприятиях (объектах) общественного питания;

федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением обязательных требований на предприятиях общественного питания;

федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением обязательных требований в парикмахерских, салонах красоты, соляриях.

Каждый проверочный лист представлен в виде таблицы, состоящей из трех граф. В первой графе содержится непосредственно вопрос, отражающий содержание проверяемого обязательного требования, во вторую графу включается ответ на поставленный вопрос, в третьей - содержится указание на нормативный правовой акт (его структурную единицу), в котором содержится соответствующее обязательное требование.

При проведении плановых проверок с использованием проверочных листов предмет плановой проверки будет ограничиваться утвержденным перечнем контрольных вопросов. При этом ответ на поставленный вопрос однозначно свидетельствует о соблюдении или несоблюдении проверяемым лицом соответствующего обязательного требования.

Регламентирован порядок выдачи МВД России биометрических загранпаспортов

Согласно новому административному регламенту выдача загранпаспортов осуществляется ГУВМ МВД России и подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России. Ранее данные функции выполняла ФМС России.

Сроки выдачи загранпаспортов не изменились и составляют:

- при подаче документов по месту жительства заявителя - один месяц.

- при оформлении загранпаспорта заявителю, имеющему (имевшему) допуск к сведениям особой важности, - три месяца;

- при подаче документов по месту пребывания заявителя - четыре месяца.

Размер госпошлины также не изменился и составляет:

- за выдачу загранпаспорта, содержащего электронный носитель информации, - 3 500 рублей;

- за выдачу такого загранпаспорта гражданину РФ в возрасте до 14 лет - 1 500 рублей.

Признан не подлежащим применению Приказ ФМС России от 26.03.2014 N 211, которым был утвержден ранее действующий административный регламент выдачи загранпаспортов.

Уточнены особенности предоставления Минтрудом России, Рострудом и ФСС РФ отдельных госуслуг в сфере охраны труда с использованием портала gosuslugi.ru

Речь идет об услугах:

- по аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;

- по формированию и ведению реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда;

- по аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и выдаче в результате ее проведения сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда;

- по принятию решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Приказ Минпромторга России от 20.12.2017 N 4550
"Об утверждении перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках лицензионного контроля деятельности по разработке, производству, испытанию, хранению, реализации и утилизации боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применению пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом, в части работ (услуг) по разработке, производству, испытанию, утилизации патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов; по разработке, производству, испытанию, хранению, реализации (в том числе распространению), утилизации пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применению пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом и порядка ведения указанного перечня"

Обновлен перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке при проведении лицензионного контроля деятельности по обращению с боеприпасами и пиротехническими изделиями IV и V классов опасности

В новый перечень включены:

Решение Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 770 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пиротехнических изделий";

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";

Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений";

Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии";

Постановление Правительства РФ от 14.09.2012 N 925 "О лицензировании разработки, производства, испытания, хранения, реализации и утилизации боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применения пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом";

Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации";

Приказ Минпромторга России от 14.06.2013 N 915 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством промышленности и торговли Российской Федерации государственной функции по осуществлению лицензионного контроля деятельности по разработке, производству, испытанию, хранению, реализации и утилизации боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применению пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом, в части работ (услуг) по разработке, производству, испытанию, утилизации патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов; по разработке, производству, испытанию, хранению, реализации (в том числе распространению), утилизации пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применению пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом";

Приказ МВД России от 12.04.1999 N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814".

Кроме того, утверждается новый порядок ведения указанного перечня.

Утратившим силу признан приказ Минпромторга России от 19.10.2016 N 3711 "Об утверждении перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках лицензионного контроля деятельности по разработке, производству, испытанию, хранению, реализации и утилизации боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применению пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом, в части работ (услуг) по разработке, производству, испытанию, утилизации патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов; по разработке, производству, испытанию, хранению, реализации (в том числе распространению), утилизации пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применению пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом и порядка ведения указанного перечня" с внесенными в него изменениями.

Приказ Минпромторга России от 22.12.2017 N 4621
"Об утверждении перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках лицензионного контроля деятельности по разработке, производству, испытанию, хранению, ремонту и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговле гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия, в части работ (услуг) по разработке, производству, испытанию, ремонту, утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия и порядка ведения указанного перечня"

Обновлен перечень правовых актов, соблюдение которых оценивается при проведении лицензионного контроля в области оборота гражданского и служебного оружия и основных частей такого оружия

В утвержденный перечень включены:

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";

Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии";

Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений";

Постановление Правительства РФ от 28.08.2012 N 865 "О лицензировании разработки, производства, испытания, хранения, ремонта и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговли гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия";

Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации";

Приказ Минпромторга России от 14.06.2013 N 914 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством промышленности и торговли Российской Федерации государственной функции по осуществлению лицензионного контроля деятельности по разработке, производству, испытанию, хранению, ремонту и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговле гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия, в части работ (услуг) по разработке, производству, испытанию, ремонту, утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия";

Приказ МВД России от 12.04.1999 N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814".

Также приказом утверждается порядок ведения указанного перечня.

Утратившим силу признается приказ Минпромторга России от 19.10.2016 N 3710 "Об утверждении перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках лицензионного контроля деятельности по разработке, производству, испытанию, хранению, ремонту и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговле гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия, в части работ (услуг) по разработке, производству, испытанию, ремонту, утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия и порядка ведения указанного перечня" с внесенными в него изменениями.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности является исключительным механизмом восстановления нарушенных прав кредиторов в деле о банкротстве

Верховным Судом подчеркивается, что при применении данного механизма судам необходимо учитывать как сущность конструкции юридического лица, предполагающей имущественную обособленность этого субъекта, его самостоятельную ответственность, наличие у участников корпораций, учредителей унитарных организаций, иных лиц, входящих в состав органов юридического лица, широкой свободы усмотрения при принятии и согласовании деловых решений, так и запрет на причинение ими вреда независимым участникам оборота посредством недобросовестного использования института юридического лица.

Постановление также содержит следующие выводы, в частности:

по общему правилу, необходимым условием отнесения лица к числу контролирующих должника является наличие у него фактической возможности давать должнику обязательные для исполнения указания или иным образом определять его действия;

осуществление фактического контроля над должником возможно вне зависимости от наличия или отсутствия формально-юридических признаков аффилированности (через родство или свойство с лицами, входящими в состав органов должника, прямое или опосредованное участие в капитале либо в управлении) - суд устанавливает степень вовлеченности лица, привлекаемого к субсидиарной ответственности, в процесс управления должником, проверяя, насколько значительным было его влияние на принятие существенных деловых решений относительно деятельности должника;

под действиями (бездействием) контролирующего лица, приведшими к невозможности погашения требований кредиторов, следует понимать такие действия (бездействие), которые явились необходимой причиной банкротства должника, то есть те, без которых объективное банкротство не наступило бы (суд оценивает существенность влияния действий (бездействия) контролирующего лица на положение должника, проверяя наличие причинно-следственной связи между названными действиями (бездействием) и фактически наступившим объективным банкротством);

в случае противоправных действий нескольких руководителей, последовательно сменявших друг друга, связанных с ведением, хранением и восстановлением ими документации, презюмируется, что действий каждого из них было достаточно для доведения должника до объективного банкротства;

списание кредитором задолженности в рамках своей учетной политики, например списание уполномоченным органом задолженности должника по обязательным платежам в связи с его ликвидацией или исключением из государственного реестра, списание кредитной организацией безнадежной задолженности должника по ссудам, само по себе не является препятствием для последующей подачи заявления о привлечении лица, контролирующего должника, к ответственности по таким списанным обязательствам и не может служить единственным основанием для исключения списанной задолженности из общего размера ответственности контролирующего лица;

в заявлении о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности в том числе должны быть указаны обстоятельства, на которых основаны утверждения заявителя о наличии у ответчика статуса контролирующего лица, и подтверждающие их доказательства.

Судам даны разъяснения по применению норм гражданского законодательства об уступке права требования и переводе долга в обязательствах

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ содержатся, в частности, следующие правовые позиции:

уступка требования производится на основании договора, заключенного первоначальным кредитором (цедентом) и новым кредитором (цессионарием);

договор между цедентом и цессионарием может являться договором, предусмотренным законом или иными правовыми актами, смешанным договором или договором, который не предусмотрен законом или иными правовыми актами;

договор, на основании которого производится уступка, предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа этого договора не вытекает иное (отсутствие в таком договоре условия о цене передаваемого требования само по себе не является основанием для признания его недействительным или незаключенным);

первоначальный кредитор не может уступить новому кредитору больше прав, чем имеет сам (вместе с тем на основании закона новый кредитор в силу его особого правового положения может обладать дополнительными правами, которые отсутствовали у первоначального кредитора, например правами, предусмотренными Законом РФ "О защите прав потребителей");

если одно и то же требование уступлено разным лицам одним первоначальным кредитором (цедентом), надлежащим новым кредитором (цессионарием) считается то лицо, в отношении которого момент перехода требования наступил ранее;

уступка права, совершенная в нарушение законодательного запрета, является ничтожной (например, ничтожной является уступка прав бенефициара по независимой гарантии без одновременной уступки тому же лицу прав по основному обязательству);

при переводе долга по обязательству, связанному с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, либо первоначальный должник выбывает из обязательства (привативный перевод долга), либо первоначальный и новый должники отвечают перед кредитором солидарно (кумулятивный перевод долга);

стороны договора и третье лицо вправе согласовать переход всех прав и обязанностей одной из сторон договора третьему лицу (в этом случае к третьему лицу переходит комплекс прав и обязанностей по договору в целом, в том числе в отношении которых не предполагается совершение отдельной уступки или перевода долга, в частности, по отношению к третьему лицу, вступившему в договор, у кредитора сохраняется право на безакцептное списание денежных средств, если это право было предоставлено кредитору по отношению к первоначальному должнику);

согласованное в договоре первоначального кредитора с должником арбитражное соглашение (арбитражная оговорка) сохраняют силу для нового кредитора и должника, если иное не предусмотрено указанным договором либо договором между должником и новым кредитором;

если законом или договором предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, данный порядок считается соблюденным и в том случае, когда претензия направлена должнику первоначальным кредитором до уведомления должника о состоявшемся переходе права, а исковое заявление подано цессионарием, если иной порядок не предусмотрен законом или договором.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

С 1 января 2018 года должностные оклады судей повышаются в 1,04 раза

Речь идет о должностных окладах судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, а также мировых судей субъектов РФ.

С 1 января 2018 года в 1,04 раза повышается денежное довольствие военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти

Повышение затронет:

размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

размеры окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;

размеры должностных окладов и окладов по специальным званиям лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии РФ и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов РФ и лиц начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи.

При повышении окладов денежного содержания военнослужащих и сотрудников их размеры подлежат округлению до целого рубля в сторону увеличения.

Уточнены меры по сокращению травматизма и профзаболеваний на работах с вредными и опасными производственными факторами, расходы на которые подлежат финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов

Предусмотрено, что к числу таких мер относятся, в частности, обучение по охране труда и/или обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, а также действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте следующих категорий работников:

руководители организаций малого предпринимательства;

работники организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда;

руководители (в том числе руководители структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений;

руководители и специалисты служб охраны труда организаций;

члены комитетов (комиссий) по охране труда;

уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;

отдельные категории работников организаций, отнесенных в соответствии с законодательством к опасным производственным объектам, подлежащих обязательному обучению по охране труда или обучению по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте (в случае, если обучение проводится с отрывом от производства в организации, осуществляющей образовательную деятельность).

Кроме того, уточнен перечень документов, представляемых страхователем с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган ФСС РФ по месту своей регистрации, дополнен перечень органов, у которых ФСС РФ может запрашивать по межведомственному запросу сведения о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, а также сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Страховые пенсии неработающих пенсионеров с 1 января 2018 года будут увеличены на 3,7%

С учетом индексации стоимость одного пенсионного коэффициента составит 81 рубль 49 копеек, размер фиксированной выплаты - 4 982 рубля 90 копеек.

Для неработающих пенсионеров, пенсии которых подлежат индексации, средний размер пенсии в 2018 году составит 14 329 рублей и к 2020 году достигнет 15,5 тыс. рублей или 168,3% от прожиточного минимума пенсионера (ПМП).

Размер социальной пенсии составит в 2018 году 9 045 рублей (103,7% ПМП).

Размер ПМП в целом по Российской Федерации по прогнозу Минэкономразвития России в 2018 году составит 8 726 рублей.

ПФР обращает внимание на то, что минимальный уровень пенсионного обеспечения россиян всегда будет не ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе, где он проживает. Если размер пенсии вместе с другими причитающимися неработающему пенсионеру выплатами будет ниже прожиточного минимума, то ему будет установлена социальная доплата.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Установлен более ранний срок для взыскания неиспользованных остатков целевых субсидий, предоставленных учреждениям (предприятиям)

Сведения об операциях с целевыми субсидиями (ф. 0501016) с указанием разрешенного к использованию остатка целевых средств теперь необходимо представлять в Федеральное казначейство не позднее 20 мая текущего года или первого рабочего дня, следующего за указанной датой.

В случае если до указанной даты учреждением (предприятием) не представлены соответствующие сведения, территориальный орган Федерального казначейства не позднее десятого рабочего дня после 1 июня текущего финансового года или первого рабочего дня, следующего за указанной датой, осуществляет взыскание остатков субсидий, подлежащих взысканию, путем их перечисления на счет, открытый Управлению Федерального казначейства по субъекту РФ, для последующего их перечисления в доход федерального бюджета.

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

Сведения о достаточности собственных средств (капитала) относительно объема обслуживаемых активов представляются управляющими компаниями в соответствии с Указанием Банка России от 24.03.2017 N 4323-У

Указанные сведения представляются в составе форм 0420501 "Общие сведения об управляющей компании" и 0420514 "Расчет собственных средств управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов", предусмотренных названным Указанием Банка России N 4323-У.

Сообщается, что со дня вступления в силу Указания N 4323-У управляющей компании дополнительно составлять отчеты по формам "Сведения о достаточности собственных средств относительно объема обслуживаемых активов (НПФ)" и "Данные о достаточности собственных средств (капитала) (ПФР)" в программе-анкете подготовки электронных документов и направлять их в Банк России не требуется.

Расширен функционал программы подготовки расчетов по страховым взносам "Налогоплательщик ЮЛ"

Доработка связана с изменением перечня оснований для признания расчета по страховым взносам непредставленным. ФНС России напоминает, что с 1 января 2018 года при приеме расчета по страховым взносам налоговый орган будет контролировать не только несоответствие сведений об исчисленных суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, но и несоответствие:

- сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц;

- базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины;

- базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу;

- сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу.

Проверить правильность заполнения расчета по страховым взносам можно с помощью программы проверки файлов на соответствие установленным форматам TESTER. В программу интегрированы контроли, при несоблюдении которых расчет будет считаться непредставленным.

Для декларирования доходов, полученных в 2017 году, применяется обновленная форма декларации 3-НДФЛ

В новой форме налоговой декларации не нужно заполнять адрес налогоплательщика на титульном листе.

Предусмотрена возможность заявить социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной за прохождение независимой оценки своей квалификации, а также инвестиционный налоговый вычет по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете (для этого налоговая декларация дополнена соответствующими полями).

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Отчет об итогах общественных консультаций по докладу Банка России "Использование в надзорной практике Банка России мотивированного (профессионального) суждения"

Участники профессионального сообщества положительно оценили расширение сферы применения в надзорной практике Банка России мотивированного (профессионального) суждения

Соответствующий Доклад был размещен на сайте Банка России для общественных консультаций. По результатам рассмотрения поступивших комментариев Банк России отмечает, в частности, следующие аспекты.

Внедрение и применение мотивированного (профессионального) суждения планируется с учетом реализации риск-ориентированного подхода в надзоре и регулировании как в отношении субъектов (организаций) применения суждения, так и направлений деятельности финансовых организаций, в которых планируется применять мотивированное (профессиональное) суждение.

На первом этапе мотивированное (профессиональное) суждение планируется применять с учетом масштабов деятельности организации, значимости ее деятельности для финансового рынка, а также в зонах высокого риска в деятельности организаций, а также в отношении только тех областей, которые рассмотрены в Докладе.

При этом при использовании мотивированного (профессионального) суждения для каждой из областей именно установление факта отличия экономического смысла от юридической формы операций/аспектов деятельности поднадзорной организации в большинстве случаев должно являться объектом применения мотивированного (профессионального) суждения.

Кроме того, сформированное мотивированное (профессиональное) суждение - это, в первую очередь, приглашение организации к диалогу, что следует и из предложенной в Докладе процедуры: первоначально сформированное мотивированное (профессиональное) суждение (с изложением оснований и выводов регулятора) направляется организации, которая может ответить на такое суждение, изложив свою позицию, привлечь экспертов со своей стороны для обоснования своей позиции и ходатайствовать о встрече с регулятором для прояснения своей позиции или согласования способа устранения выявленных регулятором проблем. При этом на все доводы и пояснения, поступившие от поднадзорной организации (в случае несогласия с ними), регулятор должен ответить с изложением своей позиции на представленные аргументы.

Только после соблюдения всех этапов, предусмотренных предложенной в Докладе процедурой применения мотивированного (профессионального) суждения, в случае если мнение Банка России по результатам пояснений поднадзорной организации не изменится в сторону признания отсутствия факта нарушения в рассматриваемом случае, мотивированное (профессиональное) суждение должно трансформироваться в предписание об устранении нарушения, которое и является актом правоприменения в отношении финансовой организации.

При этом принятие окончательного решения о направлении такого предписания в значимых случаях осуществляется коллегиальным органом (Комитет банковского/финансового надзора Банка России), а в иных случаях соответствующим должностным лицом Банка России с представлением всех документов и пояснений, по результатам их анализа, а также итогов встречи (в случае ее проведения).

Также Банк России поддерживает мнение участников рынка о необходимости информирования поднадзорной организации о том, на основании каких сведений в отношении ее деятельности сформировано мотивированное (профессиональное) суждение. С точки зрения Банка России, мотивированное (профессиональное) суждение должно содержать исчерпывающие пояснения в отношении выводов регулятора с максимально полным описанием оснований принятия соответствующего решения и критериев оценки.

В части вопроса привлечения внешних независимых экспертов при формировании мотивированного (профессионального) суждения Банк России считает целесообразным привлечение независимых экспертов только в случае крайней необходимости. При этом привлекаемый эксперт должен иметь подтвержденную квалификацию и состоять в организациях, объединяющих экспертов соответствующей области и предъявляющих высокие требования к деловой репутации своих участников. Кроме того, в случае привлечения таких экспертов необходимо обеспечить конфиденциальность информации о поднадзорной организации, в отношении которой формируется мотивированное (профессиональное) суждение.

В отношении публикации практики применения мотивированного (профессионального) суждения более предпочтительным, как с точки зрения Банка России, так и по мнению профессионального сообщества, представляется опубликование не каждого конкретного случая, а обзоров лучших (худших) практик, содержащих позицию регулятора по областям применения мотивированного (профессионального) суждения. Публикация регулятором таких обзоров, а также своевременное их обновление будет являться гарантом непротиворечивости и постоянства принимаемых Банком России решений, равного и беспристрастного отношения к участникам рынка.

Банк России планирует доработать изложенную в Докладе позицию в отношении внедрения (расширения) применения инструмента мотивированного (профессионального) суждения и начать работу по подготовке соответствующего законопроекта. Весной 2018 года подготовленный Банком России законопроект также планируется обсудить с участниками рынка.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Приказ Росстата от 22.12.2017 N 859
"Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы"

Росстатом утверждены обновленные статистические формы, по которым подаются сведения о деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, действующие с отчета за 2018 год

Утверждены следующие новые формы:

- N 7-собес "Сведения о медико-социальной экспертизе лиц в возрасте 18 лет и старше";

- N 7-Д (собес) "Сведения о медико-социальной экспертизе детей в возрасте до 18 лет";

- N 7-А (собес) "Сведения о деятельности главного бюро медико-социальной экспертизы";

- N 7-Ф (собес) "Сведения о деятельности Федерального бюро медико-социальной экспертизы".

Формы представляются бюро медико-социальной экспертизы в Минтруд России.

Признан утратившим силу Приказ Росстата от 06.10.2015 N 460, которым были утверждены ранее действовавшие формы.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

С 1 января по 30 июня 2018 года включительно вводится лицензирование импорта щебня и гравия, отсевов их дробления, а также различных смесей, компонентами которых являются щебень, гравий и песок

Речь идет о щебне и гравии, классифицируемых кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2517 10 100 0, отсевах дробления и материалах из отсевов дробления в процессе изготовления щебня и гравия, а также различных смесях, компонентами которых являются щебень, гравий и песок, классифицируемых кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2517 10 200 0, 2517 10 800 0, 2517 49 000 0, происходящих с территорий государств, не являющихся членами ЕАЭС, при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Приводятся правила согласования заявлений о выдаче соответствующих разовых лицензий на импорт указанных товаров.

Также установлено следующее:

протокол испытаний на каждую партию щебня и гравия, отсевов дробления и смесей выдается производителю этих товаров, осуществляющему переработку сырья для целей производства этих товаров, на объем продукции, не превышающий 5 тыс. тонн;

при перевозке по территории РФ щебня и гравия, отсевов дробления и смесей, происходящих из государств, не являющихся членами ЕАЭС, обязательными сопроводительными документами являются копии лицензии, сертификата о происхождении товара и документов, удостоверяющих законность добычи и владения товаром;

документы, составленные на иностранном языке, сопровождаются переводом на русский язык с нотариальным удостоверением такого перевода.

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.12.2017 N 185
"О структуре и формате заявления о совершении операций в отношении находящихся за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза транспортных средств международной перевозки, являющихся товарами, помещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска)"

Утверждены структура и формат формируемого в виде электронного документа заявления о совершении операций в отношении находящихся за пределами таможенной территории ЕАЭС транспортных средств международной перевозки, являющихся товарами, помещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска)

Электронное заявление о совершении операций формируется в XML-формате с учетом требований следующих стандартов:

"Extensible Markup Language (XML) 1.0 (Fouth Edition)" - опубликован в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://www.w3.org/TR/REC-xml;

"Namespaces in XML" - опубликован в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://www.w3.org/TR/REC-xml-names;

"XML Schema Part l: Structures" и "XML Schema Part 2: Datatypes" - опубликованы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресам: http://www.w3.org/TR/xmlschema-l/ и http://www.w3.org/TR/xmlschema-2/.

Структура заявления о совершении операций приводится в табличной форме с указанием:

общих сведений о структуре заявления о совершении операций;

импортируемых пространств имен (пространств имен, объекты которых используются при проектировании объектов пространства имен структуры заявления о совершении операций);

реквизитного состава структуры заявления о совершении операций (с учетом уровней иерархии вплоть до простых (атомарных) реквизитов);

сведений о базовых типах данных, используемых в структуре заявления о совершении операций;

сведений об общих простых типах данных, используемых в структуре заявления о совершении операций;

сведений о прикладных простых типах данных модели данных предметной области "Таможенное администрирование", используемых в структуре заявления о совершении операций;

описания заполнения отдельных реквизитов структуры заявления о совершении операций.

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования, но не ранее даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Обновлена форма отчета об использовании лесов

Приказом Минприроды России устанавливается, что отчет об использовании лесов должен включать информацию:

- о заготовке древесины;

- о заготовке живицы;

- о заготовке и сборе недревесных лесных ресурсов;

- о заготовке пищевых лесных ресурсов и сборе лекарственных растений;

- об осуществлении видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

- о ведении сельского хозяйства;

- об осуществлении научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

- об осуществлении рекреационной деятельности;

- о создании лесных плантаций и их эксплуатации;

- о выращивании лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

- о выращивании посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);

- о выполнении работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых;

- о строительстве и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;

- о строительстве, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;

- о переработке древесины и иных лесных ресурсов;

- об осуществлении религиозной деятельности;

- об иных видах использования лесов, определенных в соответствии с Лесным кодексе РФ.

Отчет должен представляться ежемесячно, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным (при использовании лесов в целях заготовки древесины, а также при использовании лесов в иных целях, при которых осуществлялись рубки лесных насаждений). В случаях, если при использовании лесов не осуществлялись рубки лесных насаждений, Отчет должен представляться ежегодно, не позднее 10 января года, следующего за отчетным.

Граждане, осуществляющие заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, должны представлять Отчет один раз по итогам окончания лесозаготовительных работ, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным.

Отчет должен подписываться руководителем юридического лица, гражданином, в том числе индивидуальным предпринимателем.

Утратившим силу признан Приказ Минприроды России от 25.12.2014 N 573 "Об установлении Порядка представления отчета об использовании лесов и его формы, требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме".

Приказ Минприроды России от 21.08.2017 N 452
"Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении, формы и порядка представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, а также требований к формату отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2017 N 49427.

Обновлена форма отчета о воспроизведении лесов и лесоразведении

Устанавливается, что в отчете должна содержаться информация о:

- заготовке семян лесных растений для лесовосстановления и лесоразведения;

- заготовке семян лесных растений на объектах постоянной лесосеменной базы;

- заготовке улучшенных и сортовых семян лесных растений;

- создании лесосеменных плантаций;

- создании постоянных лесосеменных участков;

- отборе плюсовых лесных насаждений;

- отборе плюсов деревьев;

- создании маточных плантаций;

- создании архивов клонов плюсовых деревьев;

- создании испытательных культур;

- создании популяционно-экологических культур;

- создании географических культур;

- выращивании стандартного посадочного материала деревьев и кустарников для лесовосстановления и лесоразведения;

- посеве семян в питомниках;

- лесовосстановлении;

- дополнении лесных культур;

- уходе за лесными культурами;

- подготовке почвы под лесные культуры;

- лесомелиоративных работах;

- уходе за лесами;

- лесоразведении;

- переводе лесных культур в покрытые лесной растительностью земли по результатам хозяйственной деятельности;

- о вводе молодняков в категорию хозяйственно-ценных древесных насаждений земли по результатам хозяйственной деятельности.

Отчет должен предоставляться ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом. В случаях, если проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом в течение года не предусмотрены мероприятия по воспроизводству лесов и лесоразведению, отчет не предоставляется.

К отчету должны прилагаться материалы фото-, видеофиксации, дистанционного зондирования участка, на котором выполнены мероприятия по лесовосстановлению.

Отчет подписывается руководителем юридического лица, гражданином (индивидуальным предпринимателем), представляющим соответствующий отчет.

Утратившим силу признан Приказ Минприроды России от 20.01.2015 N 28 "Об установлении Порядка представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении и его формы".

Приказ Минприроды России от 22.11.2017 N 626
"Об утверждении Правил ухода за лесами"
Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2017 N 49381.

Минприроды России обновлены Правила ухода за лесами

Установлено, что уход за лесами должен осуществляться лицами, использующими леса на основании договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, или органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Оценка качества и эффективности проведенных мероприятий по уходу за лесами проводится органами государственной власти, органами местного самоуправления при осмотре лесосек после окончания лесосечных работ в соответствии с Порядком осмотра лесосеки (утв. Приказом Минприроды России от 27.06.2016 N 367), а также при внесении информации в государственный лесной реестр и ее изменении в порядке, установленном Приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496.

Определено, что за 30 дней до начала проведения в защитных лесах рубок сохранения лесных насаждений, рубок обновления лесных насаждений, рубок переформирования лесных насаждений, рубок реконструкции, ландшафтных рубок, рубок прореживания, проходных рубок лицо, осуществляющее указанные рубки, направляет проект ухода за лесами в орган государственной власти, орган местного самоуправления для размещения на его сайте.

Признан утратившим силу Приказ Минприроды России от 16.07.2007 N 185, которым были утверждены ранее действовавшие правила.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Определен состав и порядок подачи субъектами деятельности в сфере промышленности и органами власти информации для включения в государственную информационную систему промышленности

В частности, предусмотрено предоставление следующей информации:

- о состоянии промышленности и прогнозе ее развития;

- о субъектах деятельности в сфере промышленности;

- о прогнозах выпуска основных видов промышленной продукции и об их фактическом выпуске, о характеристиках промышленной продукции с учетом отраслевой принадлежности, а также об объеме импорта промышленной продукции в РФ;

- об использовании ресурсосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии в процессе промышленной деятельности;

- о государственных муниципальных программах, разрабатываемых в целях формирования и реализации промышленной политики, и мерах стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренных соответствующими государственными и муниципальными программами;

- о достижении показателей эффективности применения мер стимулирования, осуществляемых за счет средств федерального бюджета;

- о кадровом потенциале субъектов деятельности в сфере промышленности и об их потребностях в кадрах;

- информация об информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям и о методических рекомендациях по их применению.

Определен также перечень информации данной системы, подлежащей обязательному размещению в "Интернете".

Решение о признании сайта "зеркалом" заблокированного ресурса направляется его владельцу по электронной почте в виде электронного образа

Такое решение направляется Минкомсвязи России владельцу сайта, сходного до степени смешения с сайтом, доступ к которому ограничен по решению Московского городского суда в связи с неоднократным и неправомерным размещением информации, содержащей объекты авторских и (или) смежных прав, или информации, необходимой для их получения.

Направление решения осуществляется в течение суток с момента поступления в Минкомсвязи России информации от федерального органа исполнительной власти или правообладателя об обнаружении такого сайта.

Направление сообщений по электронной почте, содержащих решение, осуществляется с использованием почтовых программ либо в автоматическом режиме с использованием сайта 156-fz.minsvyaz.ru

В случае отсутствия английской версии решения уполномоченное структурное подразделение Минкомсвязи России обеспечивает его перевод на английский язык с соблюдением общих сроков направления решения.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

ФФОМС разработана инструкция по группировке случаев и подходам к оплате медицинской помощи в амбулаторных условиях по подушевому нормативу финансирования

Инструкция содержит описание алгоритмов формирования различных клинико-статистических групп (далее - КСГ), в том числе с учетом дополнительных критериев группировки, которые должны быть применены при разработке программного обеспечения, осуществляющего формирование КСГ. Также в Инструкции отражены подходы к установлению поправочных коэффициентов, формированию подушевого норматива оплаты медицинской помощи, оказываемой прикрепившемуся населению, и ряд других вопросов.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

С 1 июля 2018 года при организованной перевозке группы детей на транспортных средствах должен быть включен проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета

Другими поправками, внесенными в отдельные акты Правительства РФ в целях обеспечения безопасности при организованной перевозке группы детей, в том числе:

предусмотрено, что для осуществления организованной перевозки группы детей необходимо наличие, помимо прочего, списка работников туроператора, турагентства или организации, осуществляющей экскурсионное обслуживание (с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) каждого сопровождающего, номера его контактного телефона), - в случае их участия в выполнении программы маршрута (допускается представлять информацию о количестве таких работников с передачей соответствующего списка до начала организованной перевозки группы детей);

уточнено требование к стажу работы водителей - непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории "D" не менее одного года на дату начала организованной перевозки групп детей (ранее - стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории "D" не менее одного года из последних 3 календарных лет);

установлено, что уведомление об организованной перевозке группы детей может подаваться в отношении нескольких планируемых организованных перевозок группы детей по одному и тому же маршруту с указанием дат и времени осуществления таких перевозок;

предусмотрено, что работники туроператора, турагентства или организации, осуществляющей экскурсионное обслуживание, участвующие в выполнении программы маршрута, допускаются к поездке в автобусе, если у этих работников имеется при себе документ, подтверждающий трудовые отношения с туроператором, турагентством или организацией, осуществляющей экскурсионное обслуживание, и участие в выполнении программы маршрута.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

"Соглашение о порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе"
(Заключено в г. Москве 11.12.2017)

Страны ЕАЭС договорились о порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе

Речь идет в случаях, когда практическое осуществление авторских прав в индивидуальном порядке правообладателями затруднено или законодательством государств-членов допускается использование объектов этих прав без согласия правообладателей, но с выплатой вознаграждения.

Соглашением предусмотрено, что организации в соответствующих сферах коллективного управления авторскими правами могут наделяться полномочиями по коллективному управлению правами как правообладателей, непосредственно передавших соответствующие полномочия таким организациям, так и тех правообладателей, которые не отказались от управления правами в их интересах. Такие полномочия являются действительными в пределах территории государства-члена, в соответствии с законодательством которого они предоставлены.

Организация заключает с пользователями договоры на условиях простой (неисключительной) лицензии в отношении авторских прав, находящихся в управлении такой организации, на соответствующие способы использования объектов авторских прав и собирает с таких пользователей вознаграждение за предоставление права использования таких объектов.

Организация осуществляет распределение собранного за использование объектов авторских и (или) смежных прав вознаграждения между правообладателями и выплату им указанного вознаграждения.

Распределение собранного вознаграждения осуществляется не реже 1 раза в год пропорционально фактическому использованию соответствующих объектов авторских прав, определяемому на основе документов и сведений, получаемых организацией от пользователей, а также иных данных об использовании таких объектов, в том числе сведений статистического характера.

Соглашение вступает в силу с даты получения депозитарием последнего письменного уведомления о выполнении необходимых внутригосударственных процедур.

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы