МЧС отвечает на актуальные вопросы по правоприменительной практике

15 ноября в Компании «Респект» прошли публичные обсуждения результатов правоприменительной практики за 3 квартал 2017 года Главного управления МЧС России по РБ. По итогам мероприятия публикуем ответы на наиболее частые вопросы. 

Вопрос:

Как организации разработать программу вводного инструктажа для работников по гражданской обороне? Как организовать его проведение и какие документы нужно оформить? Нужно ли его проводить в отношении уже работающих работников?

Ответ:

 В соответствии с подпунктом г) пункта 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841, в целях организации и осуществления подготовки населения в области гражданской обороны организации организуют и проводят вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы.

Вводный инструктаж по гражданской обороне должен осуществляться специалистом компетентным в вопросах гражданской обороны, прошедшим соответствующую подготовку. (Вместе с тем, законодательством не определено где и какую именно подготовку должно пройти данное должностное лицо для осуществления вводного инструктажа).

Ответственного за проведение вводного инструктажа по гражданской обороне назначают отдельным приказом.

Разработку программы проведения вводного инструктажа осуществляет указанный работник.

При разработке программы проведения вводного инструктажа необходимо учесть специфику деятельности организации, а также особенности кадровой политики.

В качестве ориентира при разработки программы необходимо использовать Примерную программу курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, которую можно найти на сайте МЧС России.

Во всех случаях прохождение вводного инструктажа по гражданской обороне необходимо фиксировать документально. Для этих целей служит специальный журнал. В нем проставляют свои подписи обе стороны этого обязательного мероприятия.

Вопрос:

Можно подробно рассказать о планировании и проведении учений. Как часто и какого плана учения надо проводить?

Ответ:

В инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной  приказом МЧС России от 24.04.2013 N 284, указано следующее.

Подготовка органов управления и сил к решению задач гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на комплексных учениях (далее - КУ).

КУ продолжительностью до 2 суток проводятся 1 раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях - 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов.

Подготовка органов управления и сил по достижению слаженности и оперативности в управлении действиями нижестоящих органов управления и сил при проведении мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на командно-штабных учениях (далее - КШУ) или тактико-специальных учениях (далее - ТСУ).

КШУ продолжительностью до 3 суток проводятся в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации 1 раз в 2 года, в органах местного самоуправления - 1 раз в 3 года, в организациях - 1 раз в год продолжительностью до 1 суток.

ТСУ продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований организаций 1 раз в 3 года, а с участием сил постоянной готовности - 1 раз в год.

Вопрос:

Порядок и правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты, а также средств пожаротушения, имеющихся в организации?

Ответ:

В соответствии с Положением об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденным приказом МЧС России от 01.10.2014 N 543, накопление запасов (резервов) СИЗ осуществляется заблаговременно в мирное время федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями с учетом факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью населения.

Обучение населения правилам хранения и использования СИЗ проводится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями в порядке, установленном постановлениями Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841 Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны" и от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Далее, средства коллективной защиты (далее – СКЗ) предназначены для защиты населения, личного состава сил гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований, техники и имущества от воздействия оружия массового поражения, а также АХОВ при авариях на химически опасных объектах.

Средства коллективной защиты подразделяются на:

  • специально построенные защитные сооружения;
  • приспособленные (дооборудованные) под убежища и укрытия;
  • простейшие укрытия.

Специально построенные защитные сооружения – это убежища гражданской обороны и противорадиационные укрытия (далее – ПРУ).

Убежища создаются:

  • для работников наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне;
  • для работников объектов использования атомной энергии, особо радиационно опасных и ядерно опасных производственных объектов и организаций, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих объектов и организаций.

Противорадиационные укрытия создаются для населения и работников организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, в том числе для нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, и обслуживающего их медицинского персонала, расположенных в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и за пределами зоны возможных сильных разрушений.

Укрытия создаются:

  • для работников организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, и населения, проживающего на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, находящихся за пределами зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и возможных сильных разрушений;
  • для работников дежурной смены и линейного персонала организаций, расположенных за пределами зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и возможных сильных разрушений, осуществляющих жизнеобеспечение населения и деятельность организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне;
  • для нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, расположенных в зонах возможных разрушений, а также для обслуживающего их медицинского персонала.

Вопрос:

Проверки организаций в области ГО. Особенности таких проверок для СМП

Ответ:

Положением о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 N 305, предусмотрено следующее.

С учетом оценки вероятности несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленных требований в области гражданской обороны и тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленных требований в области гражданской обороны деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подлежит отнесению к следующим категориям риска:

а) к категории высокого риска:

  • деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в установленном порядке к категории особой важности по гражданской обороне;
  • деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;
  • деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих критически важные объекты;
  • деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей оборонно-промышленного комплекса;

б) к категории значительного риска:

  • деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в установленном порядке к первой категории по гражданской обороне;

в) к категории среднего риска:

  • деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в установленном порядке ко второй категории по гражданской обороне;
  • деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих на своем балансе защитные сооружения гражданской обороны;

г) к категории низкого риска:

  • деятельность иных организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в зависимости от присвоенной категории риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется со следующей периодичностью:

  • для категории высокого риска - один раз в 2 года;
  • для категории значительного риска - один раз в 3 года;
  • для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 5 лет.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Вопрос:

Как провести курсовое обучение по гражданской обороне в организации? Нужно проводить курсовое обучение по гражданской обороне внутри организации для всех своих работников?

Такое обучение может провести сотрудник организации или специалист по МЧС на основании договора со сторонней организацией?

Если такое обучение проводит сотрудник организации, то где он берет программу, кто его контролирует?

Ответ:

В соответствии с подпунктом г) пункта 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841, в целях организации и осуществления подготовки населения в области гражданской обороны организации организуют и проводят вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы

В организациях возникает сложность при разработке программы курсового обучения личного состава формирований и работников организаций в области гражданской обороны. При разработке указанных программ необходимо руководствоваться примерными программами обучения, разработанные и утвержденные МЧС России.

Вместе с тем, необходимо учитывать особенности деятельности организаций, но на практике происходит «копирование» программ, без индивидуального подхода к разработке.

К примеру, если объект относится к химически опасному объекту или находится в зоне химического заряжения (загрязнения), то необходимо учитывать данный риск при разработке программ.

Во многих организациях возникает вопрос по проведению обучения работников и личного состава формирований.

Обучение работников организаций в области гражданской обороны и личного состава формирований, создаваемых в организации, необходимо осуществляется на рабочем месте. Обучение с работниками организации проводит лицо, прошедшее обучение на курсах гражданской обороны, в учебно-методическом центре субъекта РФ или в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций по 16-ти часовой программе.

Обучение аттестованного состава формирований проходит по программам подготовки спасателей в образовательных организациях, образовательных подразделениях аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований или организаций, имеющих соответствующие лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ.

Руководители всех формирований проходят обучение на курсах гражданской обороны, в учебно-методических центрах или в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Обучение личного состава в организации проводится по программе, рекомендуемой МЧС России. Подготовка делится на базовую и специальную. Темы специальной подготовки отрабатываются с учетом предназначения нештатных аварийно-спасательных формирований, т.е. для каждого вида формирования разрабатывается индивидуально, базовая разрабатывается с учетом особенности организации.

Базовая подготовка проходит под руководством подготовленного в УМЦ лица, а практические и тактико-специальные занятия организуют и проводят руководители нештатных аварийно-спасательных формирований, а на учебных местах - командиры структурных подразделений нештатных аварийно-спасательных формирований.

При подготовке необходимо четко различать командно-штабные, тактико-специальные (с участием аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, формирований постоянной готовности) и комплексные учений и тренировок, необходимость их проведения, сроки, периодичность и цели учений и тренировок.

Что касается проведения сотрудниками организации или специалист в области ГО и ЧС на основании договора со сторонней организацией, необходимо также учитывать все вышеперечисленные требования.

Вопрос:

Перед въездом на территорию многоквартирного жилого дома установлен шлагбаум. Отсутствие пожарного проезда к многоквартирному дому является нарушением? Что необходимо предпринять в данной ситуации?

Ответ: 

Действующее законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности не устанавливает запрет на установку автоматических шлагбаумов при въезде на территории жилых многоквартирных домов и объектов иного назначения если для активации ручного режима работы автоматического шлагбаума предусмотрен специальный ключ, находящийся в помещении консьержа, ведущего круглосуточное дежурство посменно.

Вопрос:

Проводятся ли обучение и практические занятия для воспитанников ДОУ и учеников школ? Кто их проводит?

Ответ:

Обучение и практические занятия для воспитанников ДОУ и учеников школ проводиться силами преподавателей, прошедших обучение по программе ПТМ, а также сотрудниками ФПС ГПС МЧС России.

Вопрос:

Какие требования по ГО и ЧС предъявляются к организациям, не отнесённым к категории по ГО, и в каком документе это написано?

Ответ:

ГО

Статьей 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" определены полномочия организаций в области гражданской обороны:

Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

1. Планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.

В соответствии с Порядком разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденного приказом МЧС России от 16.02.2012 № 70дсп план гражданской обороны разрабатывается для организации:

  • отнесенной ккатегории по гражданской обороне;
  • не отнесенные к категориям по гражданской обороне, продолжающие осуществлять деятельность в военное время;
  • отнесенные к категориям по гражданской обороне в связи с обеспечением выполнения мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают планы гражданской обороны.

Организации, прекращающие свою деятельность в военное время, собственные планы гражданской обороны не разрабатывают. Мероприятия по защите работников указанных организаций учитываются в планах соответствующих муниципальных образований.

2. Проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

Данное требование необходимо выполнять в случае продолжения организацией работу в военное время.

3. Осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны;

Предусмотрено Положением о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны".

4. Создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Предусмотрено Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденное приказом МЧС России от 01.10.2014 N 543.

  • Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.

Также, данные организации создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.

ЧС

Статьей 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794, определены требования организациям, отнесённым к единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – единая система).

Так, функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями согласно приложению положения РСЧС для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов и уполномоченных организаций.

Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.