КонсультантПлюс

Надежная правовая поддержка

от 3 ноября 2017 года

Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18. Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Разделы

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Определен порядок ведения территориальными органами МВД России на региональном уровне единого списка вынужденных переселенцев на получение жилых помещений соответствующего жилого фонда

Установлено, что включение лиц в данный список и установление очередности на получение жилых помещений осуществляется с учетом даты принятия решения о принятии их на учет нуждающихся в жилых помещениях фонда. В случае принятия решений одновременно по нескольким вынужденным переселенцам очередность включения в список устанавливается с учетом последовательности регистрации их заявлений в книге регистрации. Приказом утвержден порядок ведения такой книги, а также формы:

- единого списка вынужденных переселенцев на получение жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;

- заявления вынужденного переселенца о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;

- книги регистрации таких заявлений;

- направления на проживание в жилом помещении фонда для временного поселения вынужденных переселенцев.

Приказ МВД России от 21.09.2017 N 732
"О свидетельстве о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу"
Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2017 N 48738.

МВД России утверждена обновленная форма свидетельства о рассмотрении по существу ходатайства о признании беженцем в РФ

Обновлен также порядок оформления, выдачи и обмена такого свидетельства.

Теперь указанное свидетельство оформляется иностранному гражданину или лицу без гражданства, ходатайствующему о признании беженцем в РФ на основании решения территориального органа МВД России на региональном уровне по результатам предварительного рассмотрения ходатайства. Ранее данные функции выполняла ФМС России.

Признан не подлежащим применению Приказ ФМС России от 05.04.2011 N 87, которыми были утверждены ранее действовавшие порядок и форма.

Предлагается ограничить предельное количество внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Проектом предусматривается установление предельного количества внеплановых проверок, которое определяется каждым органом контроля (надзора) по осуществляемым им видам государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Согласно проекту, предельное количество внеплановых проверок не сможет превышать 30% от среднего за предшествующие 3 года числа плановых проверок.

Проектом, кроме того:

предусматривается обязательное согласование решения о предельном количестве внеплановых проверок с органами прокуратуры;

предусматривается перечень внеплановых проверок, которые могут проводиться без учета установленного предельного количества (например, проверки, проводимые на основании фактов причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан);

вводится ограничение предмета внеплановой проверки, проводимой в связи с поступлением обращений и заявлений физических и юридических лиц, информации от органов государственной власти, местного самоуправления, СМИ. Предметом такой внеплановой проверки может быть только соблюдение обязательных требований, связанных с фактами, указанными в таких обращениях, заявлениях, информации.

Вступление проекта в силу предполагается с 1 января 2019 года.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

"Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за 3 квартал 2017 г. (опубликован на сайте Роструда)"

На официальном сайте Роструда опубликован доклад с руководством по соблюдению работодателями обязательных требований трудового законодательства

В нем содержатся разъяснения по следующим вопросам:

оплата труда, в том числе компенсационные выплаты, включаемые в состав заработной платы, и выплаты, не входящие в ее состав;

виды неденежной формы выплаты заработной платы, в которых выплачивать часть заработной платы запрещено;

оплата труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, и в особых условиях (в частности, работа с вредными или опасными условиями труда, работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работа в ночное время, сверхурочная работа и т.д.);

возможные случаи уменьшения заработной платы (невыполнение норм труда, простой, изготовление продукции, оказавшейся браком);

основания и порядок удержания из заработной платы, виды выплат, из которых запрещено производить удержание (в том числе денежные суммы в счет возмещения вреда и др.);

порядок расчета средней заработной платы для оплаты отпуска и выплаты компенсации за неиспользованный отпуск.

Также даны ответы с правовым обоснованием по следующим вопросам:

оплата работы в выходной день;

установление надбавки за совмещение, оформление приказа при надбавке за совмещение;

включение районного коэффициента в состав оклада;

средний заработок при увольнении по сокращению штата.

В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 277-ФЗ) в целях профилактики нарушений обязательных требований органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют информирование юрлиц, ИП по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Определение Верховного Суда РФ от 31.10.2017 N 305-КГ17-5672 по делу N А40-101850/2016

Верховный Суд РФ поддержал позицию ФНС России по вопросу отмены решений налоговых инспекций без срока давности

Судебная коллегия Верховного Суда РФ 25 октября 2017 года рассмотрела спор о праве вышестоящего налогового органа отменять в порядке пункта 3 статьи 31 Налогового кодекса РФ решения, принятые налоговыми органами в пользу налогоплательщика.

С жалобой обратилось общество, которое не согласилось с судами трех инстанций, оставивших без удовлетворения его требования о признании незаконным решения ФНС России от 23 декабря 2015 года.

Общество указало, что при отмене ФНС России ранее принятого региональным управлением решения, которым отказ инспекции в возмещении НДС был признан незаконным, нарушено его право возражать при повторном рассмотрении материалов налоговой проверки. Ввиду отсутствия в НК РФ порядка и сроков, в рамках которых возможна отмена решения нижестоящего налогового органа, по мнению общества, должен применяться срок, аналогичный предусмотренному для налогоплательщика в случае обжалования решения в ФНС России (ст. 139, 140 НК РФ).

В судебном заседании представители ФНС России указали на невозможность аналогии при различных по своей природе отношениях, а также на то, что право на возражения относительно выявленных инспекцией нарушений уже было обществу предоставлено. Каких-либо новых обстоятельств при проверке законности решений нижестоящих органов ФНС России не устанавливала, оценив лишь те материалы, которые рассматривались нижестоящими органами. После такого решения ФНС России налогоплательщик вправе обратиться в суд и оспорить законность решения инспекции, что он и сделал в другом судебном деле.

Ссылаясь на самостоятельный характер полномочий по проверке законности решений нижестоящих органов, ФНС России также обратила внимание на данные статистики о том, что за период с 2015 года ФНС России всего было принято 27 решений, отменяющих решения нижестоящих органов, при этом 24 из них были приняты в пользу налогоплательщиков, которые жалоб не подавали.

По результатам заседания коллегия Верховного Суда РФ оставила без удовлетворения жалобу общества.

Такое решение во многом обусловлено ранее сформированными последовательными позициями Конституционного и Верховного Судов о том, что решение вышестоящего налогового органа, направленное на восстановление ранее существовавшего положения, не может рассматриваться как новое решение по результатам налоговой проверки, и права на обжалование не нарушены, если плательщику не начислены дополнительные суммы налогов в результате вновь выявленных обстоятельств.

Приказ ФНС России от 30.10.2017 N СА-7-14/831@
"Об организации работы налоговых органов по внесению в паспорт гражданина Российской Федерации отметки об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН) по желанию гражданина"

ФНС России утвержден порядок проставления в паспорт по желанию гражданина штампа об ИНН

Определено, что внесение отметки об ИНН в паспорт осуществляется в любом налоговом органе, обслуживающем физических лиц.

Внесение данной отметки осуществляется путем проставления оттиска штампа черного цвета, изготовленного налоговым органом по форме N 19П, приведенной в приложении N 19 к Административному регламенту, утвержденному Приказом ФМС России от 30.11.2012 N 391.

Уполномоченное должностное лицо проставляет оттиск штампа строго в верхней половине восемнадцатой или девятнадцатой страницы паспорта. При отсутствии свободного места в верхней части оттиск проставляется в нижней половине этих страниц.

ИНН вписывается в специально отведенное для этой цели поле оттиска штампа, далее указывается дата внесения отметки об ИНН в паспорт. Достоверность внесенной отметки об ИНН подтверждается подписью уполномоченного должностного лица. Оттиск штампа заполняется с использованием черной пасты (чернил).

Признан утратившим силу Приказ МНС России от 22.04.2002 N БГ-3-09/215 "Об организации работы налоговых органов по внесению в паспорт гражданина Российской Федерации отметки об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН) по желанию гражданина".

<Письмо> ФНС России от 19.10.2017 N ГД-4-11/21178
"О налогообложении сумм по договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения"

Суммы, выплачиваемые физлицам по договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, облагаются НДФЛ

Досрочное негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется по пенсионным договорам, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения установленного возраста, в связи с занятостью на определенных работах на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными.

При досрочном негосударственном пенсионном обеспечении пенсионные взносы уплачиваются за счет средств работодателя в пользу работников.

В этой связи сделан вывод о том, что доходы в виде сумм пенсий, получаемых по договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, носят характер экономической выгоды, и, следовательно, подлежат налогообложению НДФЛ.

<Письмо> ФНС России от 23.10.2017 N ГД-4-8/21383
"О направлении для использования в работе"

ФНС России разъяснила условия возврата государственной пошлины при возвращении (отказе в принятии) искового заявления

Сообщается, что возврат государственной пошлины в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ должен осуществляться на основании определения суда об отказе в принятии, либо о возвращении искового заявления в том случае, если в самом определении есть соответствующее указание и решение принято судом на основании положений АПК РФ и КАС РФ.

Это связано с тем, что в соответствующих кодексах (АПК РФ и КАС РФ) есть прямое указание на то, что в определении должны быть указаны основания для отказа в принятии (возвращении) заявления, а также решен вопрос о возврате государственной пошлины.

В ГПК РФ не содержится специального регулирования возврата государственной пошлины, в связи с чем при возвращении или отказе в принятии искового заявления в соответствии с ГПК РФ государственная пошлина подлежит возврату независимо от наличия указания об этом в определении суда.

<Письмо> ФНС России от 26.10.2017 N БС-4-21/21650@
"О применении кадастровой стоимости в качестве налоговой базы при налогообложении недвижимости и выделении НДС"

Кадастровая стоимость объекта, установленная в размере рыночной, для целей налогообложения подлежит уменьшению на содержащийся в ней НДС

Согласно сложившейся судебной практике при исчислении налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания, равной рыночной в соответствии с решением суда, подлежит исключению содержащийся в ней НДС.

Минэкономразвития России отмечено, что величина рыночной стоимости, установленная в качестве кадастровой стоимости, не должна зависеть от особенностей налогообложения НДС, в частности, самого налогоплательщика по налогу на имущество организаций, а рыночная информация, используемая для ее определения, не анализируется на предмет наличия или отсутствия в ценах НДС. При этом такая рыночная стоимость не должна отражать включение или невключение в ее состав НДС.

Письмо ФНС России от 30.10.2017 N ГД-4-11/22042@
<По вопросу уплаты страховых взносов с сумм вознаграждений адвокатам - руководителям адвокатского образования (коллегии адвокатов, адвокатского бюро и юридической консультации)>

Вознаграждение за работу адвоката в качестве руководителя адвокатского образования может включаться в доход от профессиональной деятельности

Адвокаты признаются отдельной категорией плательщиков страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов, исходя из своего дохода от профессиональной деятельности.

Поскольку работа в качестве руководителя адвокатского образования связана со статусом адвоката и, соответственно, с адвокатской деятельностью, то вознаграждения, полученные за такую работу, включаются в сумму фактически полученного им дохода, при условии, что эта работа осуществляется не в рамках трудового договора.

<Письмо> ФНС России от 30.10.2017 N ГД-4-11/22072@
"По вопросу исчисления страховых взносов"

Уплата страховых взносов с выплат гражданам КНР, временно пребывающим в РФ, зависит от условий договоров, на основании которых они осуществляют трудовую деятельность в РФ

Разъяснения основаны на положениях Соглашения между Правительством РФ и Правительством КНР о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации от 03.11.2000 и законодательства РФ в сфере обязательного страхования:

- если трудовая деятельность в РФ осуществляется в соответствии с договором, заключенным между работодателем в России и юридическим лицом КНР, с которым граждане КНР находятся в трудовых отношениях, то такие лица:

не подлежат обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации, но подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности. Следовательно, страховые взносы уплачиваются только на соцстрахование по тарифу 1,8 процента в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования;

- если трудовая деятельность осуществляется в соответствии с трудовыми договорами (контрактами), заключенными гражданами КНР непосредственно с работодателями - ЮЛ в Российской Федерации, то:

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование не уплачиваются, а страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности уплачиваются по тарифу 1,8 процента в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования;

- если деятельность осуществляется в соответствии с гражданско-правовыми договорами на выполнение работ (оказание услуг), заключенными с работодателями в Российской Федерации, то:

уплачиваются страховые взносы только на обязательное пенсионное страхование по тарифу 22% (в пределах предельной величины базы для исчисления страховых взносов) и 10% свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование).

<Письмо> Минфина России от 26.05.2017 N 23-01-07/32970
<По вопросам определения кодов бюджетной классификации для зачисления в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации поступлений от реализации государственным казенным учреждением лома и отходов черных и цветных металлов, образовавшихся в результате хозяйственной деятельности, сумм неосновательного обогащения, взысканных по решению суда с бывшего работника и возникших по его вине, от возврата остатков субсидий, представленных в прошлом году учреждениям>

Минфином России разъяснено применение КБК для зачисления в доходы бюджетов субъектов РФ отдельных поступлений

Указано, в частности, следующее:

доходы от реализации лома и отходов черных и цветных металлов, образовавшихся в результате хозяйственной деятельности (списание сейфов и аккумуляторных батарей, не подлежащих дальнейшему использованию в связи с неисправностью), отражаются по КБК 000 1 14 02022 02 0000, с указанием кода главы главного администратора доходов, кода подвида доходов бюджета;

средства, полученные в возмещение вреда, выявленного в связи с недостачей ОС, НМА, материальных запасов, подлежат учету по соответствующему коду классификации доходов агрегированного КБК 000 1 14 00000 00 0000 с применением кода подвида доходов бюджетов 400 "Выбытие нефинансовых активов";

суммы возврата средств, предоставленных бюджетным, автономными учреждениям, подлежат отражению в объеме остатков субсидий, образовавшихся в связи с невыполнением государственного задания, по КБК 000 1 13 02992 02 0000 130;

доходы от возврата остатка субсидии, полученной предприятиями по соглашению о господдержке, в случае, если не достигнуты значения показателей результативности, учитываются по КБК 000 2 18 02000 02 0000 180 с применением соответствующих кода главы главного администратора доходов, кодов подстатей, элементов вида доходов бюджетов, кодов подвидов доходов бюджетов.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Банком России предложен порядок раскрытия информации репозитарием

Раскрытие информации репозитарием осуществляется путем ее размещения на официальном сайте репозитария в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Репозитарий должен на главной (начальной) странице разместить ссылку на раздел сайта, содержащий раскрываемую информацию. При наличии у репозитария нескольких сайтов указанная информация подлежит размещению на каждом из них.

Согласно проекту, репозитарий размещает на сайте рассчитанные за календарный месяц обобщенные показатели не позднее восьмого рабочего дня после его окончания. Указанные обобщенные показатели размещаются репозитарием на сайте в хронологическом порядке с указанием даты их раскрытия.

Изменения, вносимые в порядок расчета обобщенных показателей, размещаются на сайте за два месяца до даты вступления их в силу с указанием даты вступления таких изменений в силу.

В дату вступления в силу изменений, вносимых в порядок расчета обобщенных показателей, репозитарий размещает на сайте порядок расчета обобщенных показателей в новой редакции.

Предусматривается, что репозитарий обеспечивает доступ к раскрываемой информации для ознакомления всем заинтересованным лицам круглосуточно в течение не менее трех лет с даты раскрытия указанной информации, за исключением периодов проведения профилактических работ. Доступ к раскрываемой информации не может быть обусловлен требованиями регистрации пользователей или предоставления ими персональных данных, а также взиманием платы или иными ограничениями, а сама информация не должна быть зашифрована или защищена от доступа средствами, не позволяющими осуществлять ознакомление с ней.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Казначейство России сообщило об изменении срока представления отчетности в связи с праздничными днями

В информации приведены перечни форм бюджетной отчетности и сроки ее представления.

Предельный срок представления большинства форм отчетности - 8 ноября 2017 года. Срок представления "Отчета о бюджетных и денежных обязательствах..." (ф. 0503129) - не позднее 9 ноября 2017 года.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Ограничения, применяемые государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле товарами, являются самостоятельными нормативными положениями и не предусматривают прямого последовательного применения

Предметом рассмотрения Суда Евразийского экономического союза стала неопределенность в толковании и применении положений статьи 29 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в части введения ограничительных мер во взаимной торговле товарами.

Судом было отмечено, в частности, следующее.

Рассматривая пункт 1 и пункт 3 статьи 29 Договора, вместе со статьями раздела VI "Функционирование таможенного союза" Договора, для целей запрашиваемого разъяснения, Суд счел важным определить субъект, управомоченный на введение ограничений, предусмотренных пунктами 1 и 3 статьи 29 Договора.

Статья 2 Договора определяет используемое в Договоре понятие "государства - члены" как государства, являющиеся членами Союза и Сторонами Договора.

Согласно пункту 1 статьи 29 Договора "государства - члены Союза вправе во взаимной торговле товарами применять ограничения...".

Аналогичная конструкция использована и в пункте 3 статьи 28 раздела VI Договора ("во взаимной торговле товарами государства - члены не применяют..."), а также в других разделах по всему тексту Договора, в различных формулировках ("государства - члены взаимно признают..." (пункт 6 статьи 58 Договора); "государства - члены имеют право разрабатывать и вводить временные ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования и меры в случае..." (пункт 8 статьи 58 Договора); "государства - члены оказывают друг другу содействие..." (пункт 1 статьи 68 Договора).

Судом был сделан вывод о том, что в данном контексте, для целей Договора в рамках понятия "государства - члены" рассматривается каждое государство - член Союза в отдельности.

Иной вывод следует из грамматического анализа пункта 3 статьи 29 Договора, в котором не назван субъект введения ограничения, закрепляя в данной формулировке, что "...оборот отдельных категорий товаров может быть ограничен...".

В этом случае речь идет не об ограничении каждым государством в отдельности оборота отдельных категорий товаров, а о мерах, принимаемых государствами - членами Союза совместно, посредством заключения соответствующих международных соглашений в рамках Союза.

Из этого следует, что государства - члены Союза во взаимной торговле товарами вправе применять ограничения, которые могут вводиться ими при двух условиях:

- такие меры не должны являться средством неоправданной дискриминации или средством ограничения торговли;

- такие ограничения необходимы для целей, указанных в абзацах 1 - 6 пункта 1 статьи 29 Договора.

Как и в случае ограничения оборота отдельных категорий товаров в соответствии с пунктом 3 статьи 29 Договора, односторонние ограничительные меры государств - членов Союза могут быть направлены исключительно на защиту одного (или нескольких) из интересов, указанных в пункте 1 статьи 29 Договора.

Таким образом, выделяются два основных условия допустимости применения ограничений:

- цель принятия национальной меры должна соответствовать одному из оправдывающих обстоятельств (в праве Союза - часть первая статьи 29 Договора о ЕАЭС);

- национальная мера не должна являться средством произвольной дискриминации или замаскированного ограничения в торговле между государствами - членами и должна быть пропорциональной.

Суд пришел к следующему выводу:

пункты 1 и 3 статьи 29 Договора являются самостоятельными нормативными положениями и не предусматривают прямого последовательного применения.

При этом дискреция государств - членов Союза по применению пункта 1 статьи 29 Договора не безусловна, что предопределено ограничительным толкованием условий применения ограничений во взаимной торговле товарами.

Следует отметить, что по результатам настоящего Консультативного заключения двое судей выразили свое особое мнение.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Приказ Минздрава России от 22.09.2017 N 669н
"Об утверждении Правил надлежащей клинической практики биомедицинских клеточных продуктов"
Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2017 N 48763.

Определены правила планирования, организации, проведения, мониторинга, аудита и документирования клинических исследований биомедицинских клеточных продуктов с участием человека

Приказом, в числе прочего, устанавливаются:

- объекты клинического исследования;

- цели проведения клинических исследований;

- порядок получения согласия пациента на участие в клиническом исследовании;

- порядок получения разрешения на проведение клинического исследования;

- требования к протоколу клинического исследования;

- требования к отчету о результатах клинического исследования;

- требования к организатору клинического исследования;

- требования к отчету по мониторингу клинического исследования;

- требования к организации работы исследователей.

Поделиться с коллегой:  

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы