С 1 января 2018 года порядок совершения нотариальных действий должен соответствовать утвержденному регламенту

"Регламент совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования" (утв. решением Правления ФНП от 28.08.2017, Приказом Минюста России от 30.08.2017 N 156)

Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ в числе прочего в статью 39 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и вступающим в силу с 1 января 2018 года, порядок совершения нотариальных действий нотариусами регулируется в том числе Регламентом совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающим объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования и утверждаемым федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Настоящим регламентом, в частности:

- установлены способы фиксирования информации, необходимой для совершения нотариального действия, а именно: 

  • внесение информации в реестр регистрации нотариальных действий и/или реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата (ЕИС);
  • внесение информации в текст нотариально оформленного документа, в том числе в удостоверительную надпись, свидетельство, если указание такой информации в удостоверительной надписи, свидетельстве предусмотрено их формами;
  • помещение в дело нотариуса документа или его копии;
  • помещение в дело нотариуса образа электронного документа на бумажном носителе;
  • составление протокола фиксирования информации;
- определены источники информации, необходимой для совершения нотариальных действий, к которым относятся:
  • документы органов государственной власти РФ и субъектов РФ,  органов местного самоуправления, компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, нотариусов, в том числе в электронной форме, государственные реестры, федеральные информационные ресурсы, государственные регистры;
  • ЕИС, а также заявления лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий, и иных лиц, участвующих в совершении нотариального действия;
- установлены объем информации и порядок ее фиксирования:
  • о физических лицах, их представителях, а также о юридических лицах, их органах, действующих без доверенности;
  • о представителях физических и юридических лиц, действующих на основании доверенности, договора, решения собрания;
  • для удостоверения сделок, договоров;
  • при выдаче свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, принятии мер к охране наследственного имущества;
  • при совершении исполнительной надписи;
  • при удостоверении решения органа управления юридического лица;
  • для протеста векселя, удостоверения неоплаты чека (протеста чека);
  • для совершения морского протеста;
  • для принятия денежных сумм, в том числе валютных, и ценных бумаг в депозит нотариуса.

Предусмотрено, что нотариус самостоятельно определяет способ фиксирования информации, если иное не установлено законодательством и настоящим регламентом. При совершении нотариального действия может быть использовано несколько способов фиксирования информации.

Нотариус не вправе требовать от заявителя представления информации, которую он может получить самостоятельно в электронной форме, в том числе из государственных реестров.

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы