от 13 июля 2017 года

Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18. Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Разделы

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

ФНС России будет уведомлять соответствующую саморегулируемую организацию о нарушениях требований закона об азартных играх, допущенных организаторами таких игр в букмекерских конторах

Кроме того, в полномочия ФНС России включено утверждение (по согласованию с Минспортом России) форм представления саморегулируемой организацией организаторов азартных игр в букмекерских конторах в Минспорт России и ФНС России:

- перечня заключенных ее членами соглашений об использовании символики и наименований спортивных мероприятий;

- информации о принятых ставках в отношении спортивных мероприятий, организованных общероссийскими спортивными федерациями и профессиональными спортивными лигами, а также о выплаченных выигрышах;

- информации об объеме подлежащих уплате и фактически уплаченных сумм целевых отчислений.

При Правительстве РФ образована координационная комиссия по вопросам реализации единой государственной культурной политики

Для выполнения возложенных на нее задач Комиссия в числе прочего:

готовит предложения о корректировке действующих и принятии при необходимости новых государственных программ, предусматривающих межведомственную координацию деятельности по реализации стратегии государственной культурной политики;

оценивает необходимость уточнения полномочий, функций и сфер ответственности федеральных органов государственной власти с учетом целей и принципов государственной культурной политики и подготавливает соответствующие предложения;

обеспечивает постоянную обратную связь субъектов и объектов государственной культурной политики;

вырабатывает критерии оценки деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по реализации государственной культурной политики.

Состав Комиссии утверждается Правительством РФ.

Решения Комиссии, принятые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также организаций, представленных в Комиссии, если иное не установлено законодательством РФ.

ФССП России утвержден перечень правовых актов, соблюдение которых оценивается при проведении проверок коллекторских агентств

При проведении мероприятий по контролю (надзору) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, оценивается соблюдение такими юридическими лицами требований:

Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях";

приказа Минюста России от 30.12.2016 N 332 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой судебных приставов государственной функции по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности";

нормативных документов, обязательность которых установлена законодательством РФ, в частности, приказов ФССП России от 28.12.2016 N 824 "Об утверждении порядка и сроков направления уведомления лицом, получившим право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал лица, включенного в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности"; от 28.12.2016 N 825 "Об утверждении требований к оборудованию и программному обеспечению юридического лица, включенного в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности"; от 28.12.2016 N 826 "Об утверждении формы отчета о деятельности по возврату просроченной задолженности, перечня документов и сведений, представляемых юридическим лицом, включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, а также сроков и периодичности их представления".

В Закон о банкротстве предлагается включить положения о субсидиарной ответственности руководителя должника и контролирующих лиц в деле о банкротстве

Согласно законопроекту под контролирующим должника лицом понимается физическое или юридическое лицо, имеющее либо имевшее не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий.

Возможность определять действия должника может достигаться в силу: нахождения с должником (руководителем или членами органов управления должника) в отношениях родства или свойства, должностного положения; наличия полномочий совершать сделки от имени должника, основанных на доверенности, нормативном правовом акте либо ином специальном полномочии; должностного положения (в частности, замещения должности главного бухгалтера, финансового директора должника); принуждения руководителя или членов органов управления должника либо оказания определяющего влияния на руководителя или членов органов управления должника иным образом.

Предусматривается, что, если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица, такое лицо несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника.

Пока не доказано иное, предполагается, что полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

причинен существенный вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника (совершения таких сделок по указанию этого лица);

документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством РФ, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством РФ, формирование которой является обязательным, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы;

требования кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, возникшие вследствие правонарушения, за совершение которого вступило в силу решение о привлечении должника или его должностных лиц, являющихся либо являвшихся его единоличными исполнительными органами, к уголовной, административной ответственности или ответственности за налоговые правонарушения, в том числе требования об уплате задолженности, выявленной в результате производства по делам о таких правонарушениях, превышают пятьдесят процентов общего размера требований кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, включенных в реестр требований кредиторов;

документы, хранение которых являлось обязательным в соответствии с законодательством РФ об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют либо искажены;

на дату возбуждения дела о банкротстве не внесены подлежащие обязательному внесению в соответствии с федеральным законом сведения либо внесены недостоверные сведения о юридическом лице:

в единый государственный реестр юридических лиц на основании представленных таким юридическим лицом документов;

в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в части сведений, обязанность по внесению которых возложена на юридическое лицо.

Согласно законопроекту, если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия нескольких контролирующих должника лиц, то такие лица несут субсидиарную ответственность солидарно.

Арбитражный суд вправе уменьшить размер или полностью освободить от субсидиарной ответственности лицо, привлекаемое к субсидиарной ответственности, если это лицо докажет, что оно при исполнении функции органов управления или учредителя (участника) юридического лица фактически не оказывало определяющего влияния на деятельность юридического лица (осуществляло функции органа управления номинально), и если благодаря предоставленным этим лицом сведениям установлено фактически контролировавшее должника лицо и (или) обнаружено скрывавшееся последним имущество должника и (или) контролирующего должника лица.

При этом предусматривается, что контролирующее должника лицо, вследствие действий и (или) бездействия которого невозможно полностью погасить требования кредиторов, не несет субсидиарной ответственности, если докажет, что его вина в невозможности полного погашения требований кредиторов отсутствует.

Установлено, что такое лицо не подлежит привлечению к субсидиарной ответственности, если оно действовало согласно обычным условиям гражданского оборота, добросовестно и разумно в интересах должника, его учредителей (участников), не нарушая при этом имущественные права кредиторов, а также если докажет, что его действия совершены для предотвращения еще большего ущерба интересам кредиторов.

Правом на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, от имени должника обладают арбитражный управляющий по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов, конкурсные кредиторы, представитель работников должника, работники или бывшие работники должника, перед которыми у должника имеется задолженность, или уполномоченные органы.

Кроме того, законопроектом предлагается дополнить Кодекс РФ об административных правонарушениях статьей 14.52.1, предусматривающей ответственность за нарушение саморегулируемой организацией арбитражных управляющих и ее должностными лицами требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Верховным Судом РФ обобщена судебная практика по вопросам разрешения судами споров, связанных с применением законодательства об иностранных инвестициях и защитой прав иностранных инвесторов

В настоящем Обзоре Верховным Судом РФ определены, в частности, следующие правовые позиции:

к осуществлению инвестиционной деятельности в Российской Федерации в форме создания юридического лица допускаются иностранные инвесторы, которые представили документы, подтверждающие их правоспособность и дееспособность, в том числе выданные уполномоченным органом иностранного государства;

организация, в капитале которой участвует иностранная компания, вправе совершать сделки, приводящие к установлению контроля иностранного инвестора над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, при условии согласования такой сделки с уполномоченным органом;

изменениям законодательства, устанавливающего правовой режим иностранных инвестиций в части использования налоговых льгот, не может быть придана обратная сила, если такие изменения ухудшают положение иностранного инвестора (созданной в Российской Федерации коммерческой организации с иностранными инвестициями) в длящихся правоотношениях, связанных с реализацией инвестиционного проекта;

само по себе прекращение участия иностранного акционера в российской организации к моменту выплаты причитавшихся ему дивидендов не препятствует применению к этому доходу пониженной ставки налога, предусмотренной международным соглашением об избежании двойного налогообложения;

право на применение пониженной ставки налога при выплате дивидендов, предусмотренное международным договором, не утрачивается в случае присоединения иностранного акционера, вложившего необходимую сумму в капитал российской организации, к другой иностранной компании;

налоговые льготы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, не предоставляются в отношении трансграничных операций, главной целью совершения которых являлось получение дохода ее участниками исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды (создания благоприятных условий налогообложения) в отсутствие намерения осуществлять экономическую деятельность;

льгота по уплате таможенной пошлины при ввозе на таможенную территорию товара, являющегося вкладом в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями, предоставляется вне зависимости от момента перехода права собственности на товар от иностранного участника к российской организации;

арбитражный суд Российской Федерации обладает компетенцией по рассмотрению спора о взыскании суммы долга по обязательству, в отношении которого произведена уступка права (требования) и при наличии пророгационного соглашения о рассмотрении в иностранном суде споров, вытекающих из соглашения об уступке;

документы, связанные с осуществлением субъектом предпринимательской и иной экономической деятельности и составленные на территории иностранного государства (договоры, счета, товаротранспортные документы и т.п.), не являются официальными документами и, следовательно, по общему правилу не требуют обязательного удостоверения в виде консульской легализации или проставления апостиля.

На нотариусов и регистраторов прав на имущество предлагается возложить обязанность по уведомлению уполномоченных органов о случаях приобретения лицом прав на имущество, которое не может ему принадлежать

Пунктом 1 статьи 238 ГК РФ установлено, что если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

Пунктом 2 той же статьи устанавливается, что в случаях, когда имущество не отчуждено собственником в указанные сроки, такое имущество по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом.

Вместе с тем, в настоящее время механизм получения уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления информации о получении лицом имущества, которое не может ему принадлежать в силу закона, не установлен.

В этой связи Минэкономразвития России предлагает установить, что орган, уполномоченный в соответствии с законом осуществлять государственную регистрацию прав на имущество, либо нотариус, которому при совершении нотариальных действий стало известно о таком имуществе, обязаны в течение десяти дней со дня получения сведений об этом имуществе в письменной форме известить об этом уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ либо в случаях, установленных законом субъекта РФ, уполномоченный орган местного самоуправления.

Проектом предполагается его вступление в силу с 1 июня 2018 года.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

До 1 января 2018 года приостановлена индексация размера возмещения процессуальных издержек

Речь идет об индексации размера возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского или административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда РФ.

Индексация приостановлена в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов".

ФНС России разъяснены некоторые вопросы, возникающие в связи с уплатой торгового сбора

Обязанность уплаты торгового сбора возникает в случае использования объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.

В этом случае плательщик торгового сбора представляет соответствующее уведомление в налоговый орган не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором.

Формы необходимых уведомлений утверждены приказом ФНС России от 22.06.2015 N ММВ-7-14/249@.

Объект обложения торговым сбором может быть выявлен уполномоченным органом в ходе проведения контрольных мероприятий.

Сообщается, что положения НК РФ не освобождают плательщика сбора от представления в налоговый орган уведомления по утвержденной форме в случае составления уполномоченным органом акта о выявлении нового объекта обложения сбором.

Отмечено, что в случае, если в течение одного и того же периода плательщик сбора сначала уведомляет о снятии с учета в качестве плательщика торгового сбора, а впоследствии уведомляет о возобновлении деятельности с использованием этого же объекта торговли, второго объекта обложения торговым сбором не возникает.

Также не возникает повторного обложения торговым сбором и в случае поступления в налоговый орган акта уполномоченного органа, в котором содержатся сведения о выявлении нового объекта обложения сбором, идентичного объекту, по которому плательщик торгового сбора уведомил налоговый орган о прекращении деятельности.

ФНС России даны разъяснения о получении в электронном виде правоохранительными, судебными и иными органами власти информации, относящейся к компетенции налоговых органов

Сообщается, что указанная информация может быть получена одним из следующих способов:

1) самостоятельно при использовании размещенных в системе межведомственного электронного взаимодействия сервисов ФНС России (сведения о банковских счетах физлица, справки 2-НДФЛ, налоговые декларации, ИНН). Получатель сведений самостоятельно разрабатывает программное обеспечение - клиентскую часть к электронному сервису, используя Руководство и форматы, размещенные на портале smev.gosuslugi.ru;

2) в виде файлов передачи данных в форматах, разработанных ФНС России (размещены на сайте nalog.ru/rn77/about_fts/interaction_other/lic_org/). Для данного обмена информацией требуется специализированная программа для подготовки запросов в адрес налоговых органов и приема ответов от них, которую получатель сведений должен разработать самостоятельно.

Информация Минфина России
"Таблица соответствия разделов (подразделов) и видов расходов классификации расходов бюджетов, применяющихся при составлении и исполнении федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"

Минфином России представлена таблица соответствия разделов (подразделов) и видов расходов бюджетов, применяющихся при составлении и исполнении федерального бюджета на период 2018 - 2020 годов

В таблице приведены наименования показателей и соответствующие им коды раздела, подраздела и вида расхода.

Информация Минфина России
"Сопоставительная таблица изменений направлений расходов, применяемых в 2017-2018 годах"

Составлена таблица изменений направлений расходов, применяемых в 2017 - 2018 годах

В связи с изменениями, внесенными в Указания о порядке применения бюджетной классификации, предусматривающими дополнение направлений расходования бюджетных средств, разработана таблица, содержащая коды и наименования направлений расходов, применяемых в 2017 году и подлежащих применению в 2018 году.

Информация Минфина России
"Сопоставительная таблица целевых статей расходов для составления и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2018 год, к применяемым в 2017 году"

Подготовлена сопоставительная таблица целевых статей расходов на 2017 и 2018 годы

Таблица подлежит применению при составлении проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

В связи с изменениями, внесенными в Указания о порядке применения бюджетной классификации, в таблице сопоставляются коды и наименования целевых статей расходов, применяемых в 2017 году и подлежащих применению начиная с 2018 года.

Информация Минфина России
"Сопоставительная таблица изменений единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации видов расходов классификации расходов бюджетов, применяемых в 2017 - 2018 годах"

Разработана сопоставительная таблица изменений единых для бюджетов видов расходов классификации расходов бюджетов в 2017 - 2018 годах

Таблица подготовлена в связи с уточнением применения бюджетной классификации и содержит наименования видов расходов, их коды, а также характер изменений.

С 14 июля 2017 года при включении в Ломбардный список Банка России облигаций субъектов РФ, муниципальных образований и кредитных организаций будет требоваться наличие у выпусков (эмитентов) кредитного рейтинга, присвоенного российским рейтинговым агентством

Так, с указанной даты в Ломбардный список Банка России будет требоваться наличие у выпусков (эмитентов) указанных ценных бумаг кредитного рейтинга не ниже уровня "ruBBB", присвоенного кредитным рейтинговым агентством АО "Эксперт РА", или "BBB(RU)", присвоенного кредитным рейтинговым агентством АКРА (АО).

Помимо наличия указанного рейтинга при принятии решения о включении ценных бумаг в Ломбардный список Банка России будут учитываться результаты проводимой Банком России оценки кредитного качества выпусков ценных бумаг (кредитоспособности эмитентов), условий их размещения и обращения, а также иные существенные обязательства.

В отношении ценных бумаг, ранее включенных в Ломбардный список, Банк России принял решение о том, что корректировка рыночной стоимости облигаций субъектов РФ и муниципальных образований, а также облигаций юридических лиц - резидентов РФ, выпуски (эмитенты) которых по состоянию на 13 июля 2017 года не будут иметь кредитных рейтингов, соответствующих требованиям для включения в Ломбардный список, действующим по состоянию на 13 июля 2017 года (т.е. рейтингов иностранных рейтинговых агентств), и по состоянию на 30 сентября 2017 года - рейтингов, соответствующих требованиям для включения в Ломбардный список, действующим по состоянию на 30 сентября 2017 года, осуществляется на следующих условиях:

с 1 октября 2017 года по указанным облигациям устанавливается дисконт в размере 60% (поправочный коэффициент в размере 0,4);

с 1 января 2018 года указанные облигации не принимаются в обеспечение по операциям кредитования и операциям репо Банка России.

Решение об изменении дисконтов (поправочных коэффициентов) не распространяется на облигации, исполнение обязательств по которым обеспечено государственными гарантиями РФ или солидарным поручительством АО "АИЖК" (для облигаций с ипотечным покрытием).

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Обновлены требования к отчетности, представляемой в Банк России инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами

Указанием, в частности:

устанавливается порядок и сроки представления отчетности;

уточняется порядок внесения исправлений в отчетность;

приводится перечень форм отчетности и другой информации, представляемых акционерными инвестиционными фондами и управляющими компаниями инвестиционных фондов.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Со дня его вступления в силу признается утратившим силу Указание Банка России от 16.12.2015 N 3901-У, которым был установлен ранее применявшийся порядок представления отчетности.

Обновлены правила формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам

Указанием в частности:

- указывается, что резервы на возможные потери формируются микрофинансовой компанией ежемесячно, а микрокредитной компанией ежеквартально;

- определяется, что микрофинансовой компанией резервы формируются по состоянию на последнее число месяца;

- обновляются виды микрозаймов по группам заемщиков (задолженность физлиц, не являющихся ИП по договору микрозайма на срок до 30 дней включительно и в сумме до 30 тысяч рублей включительно; иная задолженность физлиц, не являющихся ИП; задолженность юрлиц и ИП, являющихся субъектами МСП; задолженность ИП, не являющихся субъектами МСП; задолженность юрлиц, не являющихся субъектами МСП);

- устанавливается, что группы, в которые входит задолженность физлиц, не являющихся ИП, по краткосрочным микрозаймам и реструктурированной задолженности физлиц, не являющихся ИП, по краткосрочным микрозаймам.

Кроме того, в новой редакции излагается таблица значений резервов на возможные потери по микрозаймам для микрофинансовых организаций (в процентах).

Указание вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

Урегулирован порядок передачи обязательных резервов ликвидируемой кредитной организации в случае участия ГК "Агентство по страхованию вкладов" в урегулировании ее обязательств

Так, установлено, что в случае если Комитетом банковского надзора Банка России согласован план участия Агентства в урегулировании обязательств кредитной организации, которым предусмотрена передача банку-приобретателю в составе передаваемого имущества обязательных резервов, Банк России переводит указанные денежные средства на корреспондентский счет ликвидируемой кредитной организации, открытый в Банке России, на основании заявления Агентства.

После заключения договора передачи имущества и обязательств ликвидируемой кредитной организации денежные средства переводятся с ее корреспондентского счета на корреспондентский счет банка-приобретателя на основании распоряжения временной администрации.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Внесены изменения в некоторые нормативные акты Правительства РФ, касающиеся совершенствования механизма оплаты потерь электрической энергии на оптовом и розничном рынках электрической энергии

В частности, устанавливается, что покупатели электрической энергии не будут оплачивать "нагрузочные потери" на оптовом рынке, но будут оплачивать полную стоимость услуг по передаче электроэнергии, а сетевые организации будут оплачивать полный объем фактических потерь и получать оплату полной стоимости услуг по передаче электрической энергии.

Стоимость потерь электрической энергии, возникших в сетях сетевых организаций и учтенных в равновесных ценах на электроэнергию, не будет учитываться при определении обязательств по оплате электрической энергии участников оптового рынка - покупателей электроэнергии.

Изменены субъектный состав участников оптового рынка и основания для лишения статуса субъекта оптового рынка. Так, на лиц, владеющих на праве собственности или на другом законном основании объектом (частью объекта) по производству электрической энергии (мощности), в том числе электростанцией, который функционирует в составе Единой энергетической системы России и установленная генерирующая мощность которого равна или превышает 25 МВт, распространена обязанность получения статуса субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии и мощности. Такие лица могут в том числе заключать договор о присоединении к торговой системе оптового рынка, другие обязательные договоры, предусмотренные Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, и реализовывать на оптовом рынке всю производимую на таком объекте или его части электроэнергию.

Также уточняются особенности вступления в силу договоров энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии), заключаемых с арендаторами государственных и муниципальных объектов тепло- и водоснабжения, а также порядка взаимодействия гарантирующих поставщиков с такими арендаторами при заключении договоров.

Настоящее постановление вступает в силу 1-го числа месяца, следующего за днем его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Росавиацией актуализированы методические рекомендации по подготовке водителей спецмашин на аэродромах и руководителей подъездом спецмашин к воздушным судам

Методические рекомендации устанавливают порядок подготовки водителей спецтранспорта и средств механизации для работы на различных типах спецмашин и руководителей подъездом (отъездом) спецмашин к воздушным судам при работе в контролируемой зоне аэродрома.

Выполнение данных требований является обязательным для всех служб оператора аэродрома и операторов по наземному обслуживанию, в том числе для сторонних организаций, к которым относятся в том числе юридические лица, временно осуществляющие строительные (ремонтные, наладочные и иные) работы в аэропорту (на аэродроме), а также организации, которым оператором аэродрома разрешен периодический въезд в контролируемую зону (фельдъегерская связь, перевозка специальных и опасных грузов, подразделения Минобороны России, МВД России, МЧС России, других организаций).

Установлено, в частности, что подготовка водителей всех операторов в аэропорту для работы в контролируемой зоне аэродрома осуществляется в рамках аэродромного обеспечения инженером (группой) по организации безопасного движения службы спецавтотранспорта либо аэродромной службы оператора аэродрома.

Практическая стажировка водителей проводится под руководством опытных водителей-наставников, назначаемых приказом оператора аэродрома и (или) операторов по наземному обслуживанию (каждый для своего юридического лица). Водители-наставники имеют право стажировать водителей только на тех типах (марках) спецмашин, на которых они сами допущены к работе и о чем имеется соответствующая запись в их талонах на право вождения спецмашин по аэродрому.

Признано утратившим силу письмо Росавиации от 14.05.2013 N 04.01-342, которым были утверждены ранее действовавшие методические рекомендации.

Письмо Минстроя России от 15.06.2017 N 20993-ХМ/09
"О порядке применения положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующих вопрос выдачи разрешения на строительство"

Минстроем России разъяснен новый порядок выдачи разрешений на строительство

Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ были внесены изменения в положения Градостроительного кодекса РФ, определяющие порядок выдачи разрешений на строительство.

Согласно внесенным изменениям разрешение на строительство объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории; а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ.

Таким образом, при выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, осуществляется проверка соответствия проектной документации требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории лишь в случае размещения объекта капитального строительства на территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, а также в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 41 ГрК РФ в редакции Федерального закона N 373-ФЗ, вступающей в силу 1 июля 2017 года.

ФАС России разъяснила, в каких случаях допускается передача прав владения и (или) пользования системами и (или) объектами тепло- или водоснабжения и водоотведения без конкурса

ФАС России разъясняет, что пункт 8 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" допускает возможность заключения договоров аренды без проведения торгов с лицом, обладающим правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности. Следовательно, заключение договоров без аукционов допускается в случае, если участок сети инженерно-технического обеспечения, подлежащий передаче, является частью соответствующей сети, которая находится во владении или пользовании у лица, претендующего на такой участок, и данные части сети и сеть имеют взаимные точки присоединения и участвуют в единой технологической системе электро-, газо-, тепло- и водоснабжения и водоотведения.

Определение технологически связанных сетей, установленное Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83, применимо, в том числе, и к электрическим сетям.

При этом документами, подтверждающими взаимосвязь между объектами электросетевого хозяйства, могут являться, в том числе, технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон. Также принадлежность к единому инфраструктурному комплексу может быть подтверждена на основании соответствующего заключения органа исполнительной власти субъекта РФ, ответственного за обеспечение функционирования инженерной инфраструктуры.

Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества установлено, что в случае, если дата ввода в эксплуатацию систем и (или) объектов составляет менее 5 лет, то права владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами передаются по договорам аренды, заключенным только по результатам конкурсов на право заключения указанных договоров.

Если дата ввода в эксплуатацию систем и (или) объектов не может быть определена и (или) превышает 5 лет, то права владения (пользования) такими системами и (или) объектами могут быть переданы по договорам аренды без проведения конкурсов лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Минфин России предлагает распространить действие ЕГАИС на производство лекарственных средств и медицинских препаратов

Принятым в первом чтении законопроектом предложено внести в Федеральные законы "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", "Об обращении лекарственных средств", "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и КоАП РФ изменения, направленные на сокращение потребления населением спиртосодержащей продукции не по ее целевому назначению. В частности, предусматриваются ужесточение правил производства и оборота спиртосодержащей пищевой и парфюмерно-косметической продукции, товаров бытовой химии, средств личной гигиены, а также значительное усиление ответственности за совершение правонарушений и преступлений в сфере производства и оборота спиртосодержащей и алкогольной продукции.

Настоящими поправками, предлагаемыми к внесению в указанный законопроект Минфином России, в числе прочего:

уточняется порядок определения перечней медицинских изделий или спиртосодержащих лекарственных препаратов, на деятельность по производству и (или) обороту которых не распространяется действие Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции";

предлагается распространить действие ЕГАИС на производство лекарственных средств и медицинских препаратов;

вводится запрет на перемещение по территории РФ немаркированной в соответствии с законодательством РФ алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 28% объема готовой продукции в объеме более 10 литров на одного человека;

предусматривается ограничение доступа к сайтам, содержащим предложения о розничной продаже спиртосодержащей и алкогольной продукции дистанционным способом.

Кроме того, предлагается установить запрет на производство (за исключением производства в целях экспорта (вывоза) за пределы России) и (или) оборот (за исключением экспорта (вывоза) за пределы России) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 15% объема готовой продукции, содержащей тонизирующие вещества (компоненты). Перечень тонизирующих веществ (компонентов) будет устанавливаться Минздравом России.

Правительство России предлагается наделить правом утверждать исходя из объема потребительской тары (упаковки) и (или) стоимости и (или) функционального назначения перечни спиртосодержащих медицинских изделий и препаратов в жидком виде, на деятельность по производству и (или) обороту которых не распространяется действие Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Определены правила использования усиленных квалифицированных электронных подписей при ведении единого госреестра ЗАГС и при переводе в электронную форму актовых книг

Установлено, что при ведении реестра используются квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи, созданные и выданные аккредитованными удостоверяющими центрами, использующими средства электронной подписи и средства аккредитованного центра, соответствующие требованиям, утвержденным ФНС России.

Ключи электронной подписи, используемые для формирования усиленной квалифицированной электронной подписи при переводе в электронную форму актовых книг, создаются органами ЗАГС самостоятельно или по их обращению аккредитованным центром с использованием средств электронной подписи, имеющих подтверждение соответствия требованиям, установленным ФСБ России.

Определено, что система ведения реестра и информационные системы органов ЗАГС в целях использования усиленных квалифицированных электронных подписей для подписания создаваемых и (или) обрабатываемых в них электронных документов должны обеспечивать:

- наличие достоверной информации о дате и времени подписания электронного документа (метки времени);

- формирование и хранение сведений о полномочиях работников органов ЗАГС, имеющих право подписи электронного документа усиленной квалифицированной электронной подписью, и сроке действия таких полномочий;

- обеспечение доступа оператора системы ведения реестра и операторов информационных систем органов ЗАГС к указанным сведениям.

ФНС России утверждает порядок подтверждения подлинности и целостности электронных документов, сформированных или обрабатываемых в системе, а также действительности усиленных квалифицированных электронных подписей, которыми такие электронные документы подписаны первоначально.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Главным государственным санитарным врачом РФ вновь вводится временный запрет розничной продажи отдельных видов спиртосодержащей непищевой продукции

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписано приостановить на срок 90 суток розничную торговлю спиртосодержащей непищевой продукцией, спиртосодержащими пищевыми добавками и ароматизаторами (за исключением стеклоомывающих жидкостей, нежидкой спиртосодержащей продукции, а также спиртосодержащей продукции с использованием укупорочных средств, исключающих ее пероральное потребление) с содержанием этилового спирта более 28 процентов объема готовой продукции, осуществляемой ниже цены, по которой осуществляется розничная продажа водки, ликероводочной и другой алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов за 0,5 литра готовой продукции, установленной Приказом Минфина России от 11.05.2016 N 58н.

Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ и на железнодорожном транспорте поручено в числе прочего усилить контроль за оборотом стеклоомывающих жидкостей и спиртосодержащих пищевых добавок и ароматизаторов.

Постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Приказ Ростехнадзора от 14.06.2017 N 205
"Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации ядерных установок ядерного топливного цикла"
Зарегистрировано в Минюсте России 11.07.2017 N 47355.

Ростехнадзором утверждены правила обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации ядерных установок ядерного топливного цикла (НП-057-17)

Правилами установлены требования к обеспечению безопасности при выводе таких установок из эксплуатации, реализуемые на всех стадиях их полного жизненного цикла, а также требования к программе вывода установки из эксплуатации и ее комплексному инженерному и радиационному обследованию.

Требования распространяются на размещаемые, проектируемые, сооружаемые, эксплуатируемые и выводимые из эксплуатации ядерные установки ядерного топливного цикла.

МВД России напоминает о правилах безопасной перевозки детей-пассажиров

С 12 июля 2017 года у водителей появилась возможность перевозить детей от 7 до 11 лет включительно на заднем сиденье легкового автомобиля и в кабине грузового автомобиля с использованием ремней безопасности без применения иных средств

Согласно новой редакции ПДД перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.

Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка. Также запрещается перевозка детей младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла. Штраф за нарушение данных требований составляет 3 000 рублей.

Кроме того, МВД России напоминает, что с 12 июля 2017 года запрещается оставлять в транспортном средстве на время его стоянки ребенка младше 7 лет в отсутствие совершеннолетнего лица. В случае выявления сотрудниками Госавтоинспекции факта оставления ребенка младше 7 лет в стоящем транспортном средстве без совершеннолетнего лица либо поступления информации по данному факту из других источников принимается решение о привлечении водителя к административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа в размере 500 рублей. В случае если это нарушение будет зафиксировано в городах федерального значения - Москве или Санкт-Петербурге, то на водителя будет наложен административный штраф 2 500 рублей.

ПРАВОСУДИЕ

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017)

Верховный Суд РФ представил третий обзор судебной практики в 2017 году

В документе рассмотрены в числе прочего практика разрешения споров в сфере договорных, обязательственных отношений, в связи с защитой права собственности и других вещных прав, в сфере оказания услуг управляющими организациями, в связи с реализацией права требования страхового возмещения владельцами транспортных средств; споров, связанных с защитой прав и законных интересов участников торгов, защитой прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, с трудовыми и пенсионными отношениями, рассмотрены процессуальные вопросы, отражена практика применения законодательства о банкротстве, земельного законодательства, законодательства о защите конкуренции, законодательства о налогах и сборах.

Кроме того, приводится обзор практики договорных органов ООН и Европейского Суда по правам человека, а также даны разъяснения по отдельным вопросам, возникающим в судебной практике.

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы